Иуда «святой» (иудейский), Рабби
Иуда «святой» (иудейский), Рабби 11, родился во время великого восстания иудеев против римлян, при императоре Адриане, якобы в самый день смерти главного агитатора этого восстания р. Акнбы, в 137 г. по р. Хр. Он был сыном «патриарха» палестинских иудеев того времени Симона-бен-Гамалиила II и праправнуком упоминаемого в Деян. (Деян.5:34–39) Гамалиила I. По смерти своего отда (ок. 164 г.), р. Иуда наследовал титул и звание патриарха (наси) палестинских иудеев, с каковым званием тогда соединялось председательство в синедрионе и тивериадской академии, и оставался в этом звании до своей смерти (ок. 194 г.). В ряду патриархов (наси) палестинских иудеев р. Иуда имел наибольшее значение, как в смысле своих личных достоинств, так и в смысле результатов своей деятельности. По своему времени он обладал обширными знаниями как в области языковедения, так и в области астрономии и естествознания, в частности, в совершенстве владел еврейским языком, который был разговорным в его семействе. Вместе с этим он отличался строгой воздержностью, кротким, но общительным нравом и стремлением к благотворительности, за каковые качества еще при жизни получил от современников (ср. Шаббат I. 118 b) название «святого» (qadosch). Как председатель синедриона, р. Иуда отменил некоторые, потерявшие свое значение, но в то же время стеснительные для иудеев правила – относительно время определения новолуний (чрез зажигание костров на возвышенностях), празднования субботнего года и взимания десятин. Как председатель тивериадской академии, он заботился о привлечении сюда греческих ученых, а также – об умножении иудейских школ, при чем на содержание бедных учеников давал из своих собственных средств. Но самым важным делом р. Иуды «святого» для истории последующего иудейства было редактирование им еврейского устного закона (тора ше-в'-ал-пе). Попытки такого редактирования делались и раньше р. Иуды «святого» (р. Акибой, р. Меиром), но они не были доведены до конца. И только р. Иуда «святой», благодаря своей обширной учености, большим материальным средствам и высокому положению среди современных иудейских ученых, бывших хранителями устного закона, имел возможность собрать относящийся сюда материал, правильно его классифицировать и таким образом довести до конца дело, начатое его предшественниками. Изданный р. Иудой «святым» кодекс еврейского устного закона составил еврейскую Мишну, называемую по имени главного издателя также мишной р. Иуды «святого» и получившую у последующего еврейства значение канонического сборника.
Ив. Троицкий
* * *
Rabbi Jehuda Haqqadosch; он же иногда называется Rabbenu Haqqadosch, а также Rabbi Jehuda Hannasi или просто Rabbi.