Источник

Иуда Иаковлев

Иуда Иаковлев, один из XII Апостолов, упоминается в списке их Лк.6:16 и Деян.1:13. Иаковлевым он называется, очевидно, в отличие от Иуды, брата Господня (Мф.13:55, Мк.6:3) и Иуды Искариота. А если так, то его следует отожествить с «Иудой не Искариотом» Ин.14:22. Далее: так как у других синоптиков в перечне Апостолов на месте Иуды Иаковлева – между Иаковом и Симоном – стоит Фаддей (Мк.3:18), или Леввей, прозванный Фаддеем, Мф.10:3), то Иуда Иаковлев отожествляется с Фаддеем [именуемым у блаж. Иеронима in Маtth. X, 4 ор. Migne lаt. XXVI, 61 «tranimus"]. По- видимому, первоначально и у Ев. Матфея стояло одно лишь слово Фаддей. Чтение это имеется во многих «западных» текстах и косвенным образом подтверждается смешением в апокрифической литературе Фаддея с Аддаем или Аддеем, Апостолом Сирии из семидесяти («Энц.» I, 97 и 337 и Smith and Wace, Diction. of Christ. Вiоgr. IV, 875). В некоторых греческих рукописях и в Итале (Оld Lаt. Bibl. Техts II, 39; III, 115) вместо Фаддей стоит Леввей, очевидно, вследствие сходства значений thad – грудь и leb – сердце и по причине смешения Леввея с Левием, ибо этот последний Апостол, названный Лк.5:27, пропущен в других синоптических списках. Современное славянское и русское чтение Мф.10:3, которое имеется в большинстве греческих, сирийских, эфиопских и армянских текстов, представляет из себя попытку согласить две вышеуказанные редакции (ср. Westcott and Hort, The Neо Testanent in Greek II, Арр. 11). Подобным же образом объясняется замена в некоторых списках Италы Тhaddaeus чрез Judas Zelotes (Оld lat. Bibl. Техts I, 16; III, 12; Westcott and Ноrt 1. с.). – Единственную биографическую черту сообщает об этом Иуде Иаковлеве Ев. Иоанн (Ин.14:22), передавая его вопрос: «Господи! что это Ты хочешь явить Себя нам, а не миру!» Вопрос этот показывает, что Иуда, подобно другим ученикам, не расстался с любимой мыслью иудеев о Мессии, как о земном царе.

По месяцеслову Василия, Иуда был в Месопотамии в Едессе, где уврачевал Авгаря, и после в городе Арате на кресте пронзен стрелами. По славянскому прологу, он пострадал на арадском острове. Город и остров Арад находятся в Финикии, а не в Месопотамии (см. Stadler, Неiligen Lexicon, Judas 7). По армянскому преданию, Ап. Иуда прибыл в Армению около 60 г. и встретился здесь с Ап. Варфоломеем в г. Арташате на Араксе; многих он просветил и пригвожден ко кресту в 72 г. в Ормии в Великой Армении, т. е. в Урмии. В таком случае Арат, значит, был около гор араратских († архиеп. Сергий, Полн. мес. Востока II-2, 227). – Иуду Иаковлева нельзя отожествлять с Иудой, братом Господним (Мф.13:55, Мк.6:3; ср. Иуд.1:1). Во-первых, тогда пришлось бы и Иакова «брата Господня» отожествлять с Иаковом Алфеевым [см. «Энц». II, 1113 – 1126; VI, 42 сл. 56 сл. 67. 68. 76. 81]. Во-вторых, Ἰούδας Ἰακώβου естественнее переводить не «брат Иакова», т. е. брата Господня (Иуд. 1), а «сын Иакова» (неизвестного в истории). В-третьих, тожество Иуды «брата Господня» с писателем послания Иуды очевидно (см. выше); но писателя послания нельзя считать Апостолом из XII, ибо он не причисляет себя к Апостолам, поскольку убеждает самих читателей «помнить предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа» (ст. 17) и называет себя лишь «братом Иакова» (ст. 1), – очевидно, с целью подкрепить себя признанным авторитетом брата, а отсюда следует, что Иуду «брата Господня» нельзя сливать с Иудой Иаковлевым, Апостолом из XII. Ясность различения двух этих лиц в предании затемняется тем обстоятельством, что биографические черты, приписываемые Иуде Фаддею, переносятся на него с Фаддея, различаемого от Иуды-Фаддея и считаемого Апостолом из LХХ.

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle