Иосиф Кононович-Горбацкий
Иосиф Кононович-Горбацкий, епископ витебский, мстиславский, оршанский и могилевский (1650 –1653 г.). О времени и месте происхождения, а также образования и первоначального служения И. К.-Г. точных сведений не имеется. И. К.– Г. впервые делается известным, как профессор риторики в Киево-Могилянской коллегии в 1635 – 1636 г. Впоследствии (1639 – 1642 г.) он преподавал в той же коллегии философию, причем сохранился и самый философский курс, читанный им с некоторыми автобиографическими заметками его. Один старинный памятник характеризует И. К.-Г., как «добре подвизавшегося о учении в школах» профессора. В мае 1642 г. мы видим И. К.-Г. уже в сане. игумена Киево-Братского Богоявленского монастыря и ректора коллегии на Ясском православном соборе, где он является одним из самых деятельных представителей западно-русской церкви. Ректором коллегии и вместе профессором философии в ней И. К.-Г. оставался до 5 – 15 марта 1645 г., когда он получил королевскую привилегию на Киево-Михайловское игуменство, данное ему, без сомнения, в награду за ревностную и полезную службу его в должности ректорской. 29 мая 1645 г. И. К.-Г. был уже введен в должность игумена Киево-Михайловского монастыря. Во второй половине 1649 г. И. К.-Г. был избран кандидатом на мстиславскую (теперь могилевскую) епархию, остававшуюся пред тем вакантною в течении около 2 с половиной лет, после избрания епископа ее Сильвестра Коссова на киевскую митрополию (25 февраля 1647 г.). В самом начале 1650 г. И. К.-Г. получил (лично) королевскую привилегию, а между 25 апреля и 27 июня того же года был хиротонисан во епископа, вероятно, в Киеве м. Сильвестром Коссовым Управление И. К.-Г. мстиславской (могилевской) епархией продолжалось около трех лет. Оно ознаменовано горячей борьбой И. К.-Г. с латино-униатской партией, причем для бо́льшего успеха этой борьбы он отправлялся лично на сеймы. Борьба И. К.-Г. с латино-униатами сопровождалась отобранием некоторых церквей, прежде того насильственно превращенных на унию. С той же целью, т. е. для бо́льшей успешности борьбы с латино-униатами, И. К.-Г., видимо, заботился или, по крайней мере, покровительствовал умножению в Белорусском крае братств и улучшению здесь монашеского общежития. От его времени сохранился, между прочим, устав «младенческого братства» при полоцкой братской Богоявленской церкви. Кажется, И. К.-Г. был утвержден для того же полоцкого братского монастыря и другой устав иноческого общежития, равно как известны его мероприятия, направленные к улучшению иноческой жизни в борисовском монастыре. И. К.-Г. умер 25 февраля 1653 г. Извещая об этом Белорусское православное духовенство, наместник витебской епархии Игнатий Иовлевич так писал: «угасла лампа, которая светила благочестием, святостью, примерной жизнью и всеми, приличными для пастыря, добродетелями всей православной церкви и особенно Белорусскому краю».
Протоиерей Ф. Титов