Иосиф 1 – 2 константиноп. патриархи
Иосиф 1 – 2 константиноп. патриархи
Иосиф I занимал вселенский патриарший престол дважды (1 янв. 1268 г. – до мая 1275 г. и 31 дек. 1282 г. – до марта 1283 г.). Это был добрый, но слабый по характеру человек, с достаточным образованием. В ранней молодости он был чтецом в придворном клире императрицы Ирины, супруги никейского императора Иоанна Ватаци (1222–1254 г.). Лишившись жены, И. поступил в монахи в Гависийской обители, был здесь настоятелем и отсюда впоследствии был взят ко двору императора Михаила Палеолога (1259–1282 г.), в качестве его духовника. Под влиянием двух противоположных сфер – монашеской и придворной – сложился нравственный характер И. Он предался аскетизму, но внешним образом, делая уступки требованиям придворной жизни, был «свободен в слове», но тогда, когда можно было говорить «безопасно», допускал шутки и громкий смех, имел наклонность к интригам. В придворном кругу, по самому положению царского духовника, И. имел влияние – тем более, что для самого царя был «вместо отца». Нередко И. исполнял важные царские поручения. Когда патриарх Арсений подверг Михаила Палеолога отлучению за ослепление законного наследника царской власти Иоанна Ватаци и за самовольный захват престола, то император, испытав различные средства к примирению с патриархом, послал, наконец, к нему своего духовника И., который долго упрашивал патриарха разрешить царя от клятвы и назначить ему другое наказание, более подходящее к его положению. Но Арсений остался непреклонен, сильно бранил И. и даже будто бы подверг царского духовника епитимии. Затем, когда Арсений был лишен престола и патриархом сделался Герман IIІ (1267 г.), И. примкнул к партии арсенитов и действовал против Германа, стремясь удалить последнего с престола, дабы самому сделаться патриархом. И Михаилу Палеологу, желавшему получить разрешение непременно от «патриарха и собора», И. дал понять, что такое разрешение может царю дать только его духовник, давнишний врач его совести, пользующийся доверием и любовью народа. И вот, по поручению Михаила Палеолога, И. отправился к Герману с тайной миссией побудить его добровольно отказаться от престола. Хитрый план имел успех. «Отделавшись от Германа, – говорит историк Пахимер, – царь вместе с архиереями стал рассуждать об избрании нового патриарха». Архиереи остановили свой выбор на И. 28 декабря 1267 г. И. был наречен патриархом, а 1 января 1268 г. хиротонисан.
В первое время по вступлении И. на патриарший престол, в византийской церкви наступил мир: арсениты, их противники, галисийцы, благонамеренные клирики и сам император – все возлагали на влиятельного и опытного нового патриарха большие надежды. Особенную предупредительность к нему обнаружил император. По словам Пахимера, последний «тщательно наблюдал каждый день, чтобы то, о чем просил его патриарх, тотчас же исполнялось, а патриаршие грамоты, рассылаемые по всем провинциям византийской империи, приказал властям принимать в значении собственных своих указов, отворял, по его ходатайству, темницы, освобождал от оков многих заключенных, удостоил помилования осужденных, возвратил в отечество изгнанных и простил тех, на кого гневался». Такое действие царя еще больше расположило духовенство и народ к патриарху. Тайна скоро объяснилась: 2 февраля 1268 г. патриарх, по окончании божественной литургии в храме Св. Софии, торжественно снял с императора отлучение, коему его подверг за преступление патр. Арсений, и принял в общение с церковью после того, как царь публично, с коленопреклонением и слезами, исповедал пред ним и архиереями свой грех и пламенно просил прощения. Но, давши царю прощение и разрешение, И. в тот же день потерял расположение почти всего византийского общества. В столице империи поднялась настоящая буря негодования и возмущения. Арсениты, галисийцы и благонамеренная часть общества, грубо разочаровавшись в своих надеждах на водворение правды и мира, открыто восстали против патриарха и обвиняли его в оскорблении незаконно низложенного святителя Арсения, в неуважении к своему предшественнику Герману, который не дерзнул поднять руку на того же святителя, и в непоследовательности действий, так как он отважился дать дарю разрешение, возможность и законность которого сам же прежде отрицал. Началась борьба со взаимными оскорблениями и унижениями. Разгневанный патриарх обрушился местью на галисийцев, которые и были подвергнуты жестоким истязаниям. Такая же участь постигла монахов и других монастырей. Но вместе с тем началось массовое отступление народа от И. и церкви: «иначе стал жить отец и иначе сын, иначе мать и иначе дочь, иначе сноха и иначе свекровь» (Пахимер). Создалось грозное движение, окончательно поколебался мир в церкви. Патриарх изменил свою политику, стал действовать в духе кротости и убеждения, совершил поездку в восточные (малоазийские) монастыри, где был очаг борьбы с ним, посетил знаменитого подвижника Никифора Влеммида, пользовавшегося громадным влиянием на монахов, но привлечь к себе симпатии сторонников и защитников «строгого и точного соблюдения» (ἡ ἀκρίβεια) церковных канонов не мог. Смуты продолжались.
Настроение монахов и народа в отношении к патриарху изменилось только после заключения лионской унии (1274 г.). Не подлежит сомнению, что уния была делом чисто политических расчетов императора Михаила Палеолога, который, для спасения целости империи и своей династии, – принес в жертву Риму самое дорогое достояние византийцев – св. православную веру. Опасность, грозившая церкви, заставила противников патриарха И. забыть столкновение на почве арсенитского движения, сплотила их для общей, дружной защиты православия и выдвинула патриарха И. на положение передового борца с императором. Патриарх написал окружное послание, призывай всех быть твердыми в православии, разослал его по епархиям патриархата и привлек многих архиереев к единомыслию с собою. Тем не менее уния состоялась. Патриарх, как противник ее, должен был отказаться от престола. Но, по свойственной ему бесхарактерности, он сначала колебался в этом и только под давлением царя и архиереев вынужден был принести отречение от власти (в мае 1275 г.). Низложенный И. удалился в Перивлентскую обитель, потом в Анаплскую (в столице); затем царь сослал его в крепость Хили на берегу Понта Евксинского, откуда перевел в столичный монастырь Космидия. Деятельность И. против унии и лишение престола привлекли к нему симпатии всех тех, кто так или иначе был прежде с ним связан: образовалась партия иосифитов, которая и вела борьбу с арсенитами и правительственной партией. Сторонники И. имели целью восстановить его на патриаршем престоле, которого он, по их воззрению, незаконно лишился. Они и достигли этого – при содействии императора Андроника Старшего: 31 дек. 1282 г., после низложения Иоанна Векка, Иосиф вторично занял патриарший престол. Вторичное патриаршество И. продолжалось до марта 1283 г., когда он скончался и просил в попытках восстановить нарушенный унией церковный мир, причем, вследствие болезни патриарха, его сторонники слишком ревностно исполняли порученное им дело. Но И. увидел торжество своих идей: епископы и клирики его поставления, низложенные в прежнее время, опять получили свои места, а его сторонники – иосифиты – вновь взирали на себя, как на истинных представителей церкви. Православная церковь празднует память патриарха Иосифа I-го 30 октября. Из других деяний И. известна (1272 г.) грамота о ставропигиальных правах монастырей Богородицы Макринитиссы, вблизи Димитриады, и Иоанна Предтечи, «Новая Скала» и о неприкосновенности их методов и владений.
Иосиф II (21 мая 1416 г. – 10 июня 1439 г.), до патриаршества митрополит ефесский, был современником флорентийской унии, состоявшейся по почину византийского императора Иоанна VІІ Палеолога 1425–1448 г.), в виду постепенно усиливавшегося на развалинах Византии господства османских турок. Деятельность И. тесно связана с ходом переговоров об унии, приготовлениями к собору и самим ферраро-флорентийским собором, участником коего был и патриарх. И. даже скончался во Флоренции (10 июня 1439 г.) и погребен в местном доминиканском монастыре Богородицы Новеллы, где доныне сохранилось изображение его в архиерейском облачении, с латинской надписью. Латиняне считают патриарха убежденным сторонником унии, в доказательство чего ссылаются на сохранившееся его исповедание веры. Но греческий ученый архимандрит Андроник Димитракопул доказал, что это исповедание-латинского происхождения и ложно приписывается патриарху Иосифу II, который скончался в православии и преданности восточной церкви. И ученый Мануил Гедеон полагает, что И. мужественно защищал на ферраро-флорентийском соборе истины православия. – От патриарха И. сохранился сигиллий от 1428 г., коим афонский монастырь Алипия был присоединен к здешнему Кутлумушскому монастырю.
И. И. Соколов