Иосиф Вриенний
Иосиф Вриенний – византийский богослов конца XIV и начала XV в., родился в Константинополе, состоял иноком знаменитого Студийского монастыря, отличался жизнию и разумом и за свои разнообразные пред церковью заслуги причислен к сомну учителей церкви. Он был современником византийского императора Мануила II Палеолога (1396–1425 г.), одного из выдающихся представителей культурного византинизма, – вынужденного, вследствие постепенного сокращения пределов Византии под ударами османских турок, прибегнуть к такому дипломатическому маневру: он постоянно возбуждал и поддерживал пред римскими папами вопрос о воссоединении христиан, отнюдь не имея в виду привести его. к положительному решению, а лишь запугивая турок, боявшихся крестоносных ополчений. Монах И. Вриенний был тайным советником императора и, с целью поддержать его политику, постоянно говорил, что в том случае, если состоится собор для обсуждения вопроса о соединении церквей, он произнесет пред епископами востока и запада такую речь, после которой желаемое воссоединение немедленно состоится. В действительности же И. был убежденным противником унии с Римом и написал несколько полемических против латинян сочинений. Важнейшими из них нужно признать: 1) Двадцать одно слово о Святой Троице и об исхождении Святого Духа только от Отца, 2) Беседа первая об исхождении Святого Духа с латиномудрствующим Максимом из ордена проповедников, происшедшая на Крите в присутствии всей местной митрополии, 3) Беседа вторая об исхождении Св. Духа с послами из Рима, прибывшими, конечно, с целию соединения церквей и опять ищущими получить от нас возмездие, 4) Беседа третья об исхождении Св. Духа с латиномудрствующими в Константинополе, имена коих не написаны, так как они еще живы и могут измениться в том, о чем неправо мыслят (беседа была 11 ноября 1423 г., как сам Вриенний указывает в начале ее), 5) Увещательное слово по поводу соединения церквей, сказанное в синодике великой Христовой церкви в 1419 г. Другие сочинения Вр. направлены против ереси варлаамитов и написаны в форме бесед и писем. В одном письме (Cod. Туринский 329, ныне В. IV. 38) раскрываются причины народных суеверий в Византии XIV в. Вообще, монах И. В. принадлежит к числу примечательных по жизни, практической и учено-литературной деятельности византийцев, но, к сожалению, еще ожидает своего специального историка-иcследователя.
И. И. Соколов