Иоанн рыльский
Иоанн рыльский, суровый пустынножитель, святой болгарской церкви и патрон болгарского народа, основатель знаменитого в истории Болгарии Рыльского монастыря; родился приблизительно около 876 г.; в царствование царя Бориса, вскоре после принятия болгарами христианства. Молодые его годы падают на время царствования Симеона, когда болгарское царство достигло наибольшего расцвета, и на время апостольской деятельности св. седьмочисленников, учеников свв. Кирилла и Мефодия, в македонской земле. Сказания, сохранившиеся в житиях св. Иоанна, поставляют его в сношения с болгарским царем Петром (927–969 г.), на время которого преимущественно падает его подвижническая деятельность. Умер св. Иоанн в 946 г., 19 октября, на 70 году своей жизни. В те первые христианские времена вышли из среды населения полуострова четыре пустынника, которым принадлежит основание четырех и доныне существующих монастырей. Предание поставляет эту «четверицу» в самую тесную связь, при чем св. Иоанн является главным лицом, а остальные три – его учениками. Эти три лица, монастыри которых и поныне еще находятся на турецкой территории, были: Прохор пиленский, Гавриил лесновской и Иоаким осоговский или сарандапорский. Самым знаменитым из этих четырех пустынников был, однако, св. Иоанн, местом, подвигов которого была «пустыня Рыльская.» По происхождению своему св. Иоанн был из села Скрино, из пределов средечских или софийских. После смерти своих родителей, которые были людьми среднего состояния (ни богатыми, ни бедными), св. Иоанн удалился в монастырь, находившийся под горою Руен, вблизи от его родного села. И в настоящее время около села Скрино есть гора, называющаяся Руен, где (согласно и теперешнему народному преданию) жил св. Иоанн. На этой горе сохранились следы древних построек («дзидина», «оброчище»); туда селяне собираются в день св. Иоанна («Очев день») и здесь после совершения молитв закалывают вола и угощаются печеным мясом. Наклонность св. Иоанна к совершенно уединенной, созерцательной жизни влекла его в более неприступные горные местности. И после того он жил где-то на берегу реки Струмы, между селом Перник и горой Витошей, Наконец, он удалился в наиболее дикую Рыльскую пустыню. Там он жил сначала в дупле дерева, после в одной пещере, где его посещали пастухи и окрестное население, особенно когда сделалось известным, что святой пустынник изгоняет злых духов и исцеляет всякие недуги – глухих, хромых, слепых и бесноватых. Скоро около него собралась небольшая пустынническая община, члены которой построили под пещерой лачужки для келий и маленькую церковь. В расстоянии часа пути от теперешнего Рыльского монастыря высоко над долиной, под склонами «Еленина верха» виднеются две небольшие постройки. Восточная из них – это старый скит св. Иоанна («старата постница»), место его подвигов. Там находятся три маленькие холодные пещеры. Одна из них, где находится камень, на котором стоял св. Иоанн, имеет выход вверх, в виде небольшого отверстия.
Поклонники, посещающие старый скит св. Иоанна, имеют обыкновение пролезать через это отверстие, а – по народному поверью – кто большой грешник, тот не пролезет. Ниже стоит церковка, западная часть которой с первоначальной гробницей св. Иоанна находится также в пещере, а остальная часть построена в 1820 г.
При ней под нависшей скалой устроены четыре низкие кельи, при которых находится небольшой источник (родник). Тут живет один только старый монах. Вторая, западная, постройка, отдаленная от первой на полчаса пути, называется скит («постница») св. Луки – по имени племянника св. Иоанна, который жил здесь вместе с ним. Тут никто теперь не живет. Согласно монастырским преданиям, старый, более обширный, монастырь находился в долине, как раз под скитом св. Луки, где и теперь видны следы старых построек.
Св. мощи преп. Иоанна не оставались долгое время в его пещере. По распоряжению царя Петра они были перенесены в Средец-Софию.
Старые службы в честь преп. Иоанна были составлены как раз в то время, когда мощи св. Иоанна были в Софии, потому что называют его «средечским светильником», «средечской похвалой». В Софии св. мощи находились до 1183 года. В указанном году венгерский король Бела III, взявши города Белград, Ниш и Средец, мощи св. Иоанна перенес в венгерский город Гран (Strigonium, венг. Esztergom). Спустя 4 года, именно в 1187 году, во время терновского восстания, поднятого Петром и Асенем против греков, византийский император Исаак Ангел успел исходатайствовать перед венграми, чтобы захваченные ими мощи св. Иоанна были возвращены назад, и сам торжественно встретил их при перенесении в г. Средец. Он надеялся, что влияние св. Иоанна, простиравшееся особенно на западную Болгарию, поможет ему в борьбе против восставших. Но в 1194 году царь Асень взял Средец и вскоре после того издал приказание перенести мощи святого в г. Терново. Перенесение, в котором приняли участие и монахи Рыльского монастыря, произошло очень торжественно.
В Терново св. мощи оставались все время, пока болгарская столица не была взята турками и болгарское царство не потеряло своей самостоятельности, до 1469, когда они снова были перенесены в Рыльский монастырь, обновленный (после турецкого разрушения) тремя братьями – ревнителями Иоасафом, Давидом и Феофилом. Последним удалось через султаншу Марию, дочь сербского деспота Георгия Бранковича и вдову султана Мурата II, исходатайствовать разрешение султана перенести мощи св. Иоанна из бывшей болгарской столицы в место, где он провел свою подвижническую жизнь. Перенесение совершено тихо, без торжественных провод. По дороге шествие останавливалось на 6 дней в Средеце-Софии, где целый город стекся на поклонение св. мощам. Св. мощи были торжественно встречены игуменом и братством Рыльского монастыря, а также многочисленным народом далеко перед Рыльским монастырем, куда они были принесены 30 июня. С того времени и доныне св. мощи почивают в монастырской церкви в особенном ковчеге, направо от царских врат.
Существует 6 житий св. Иоанна и разного времени. Самое старое житие – XII века, писано, когда мощи св. Иоанна находились еще в Софии. Автор его неизвестен. Первый раз оно напечатано Гильфердингом (в собр. сочинений I, 124–131) по списку ХVІІ века, сербской редакции. В последнее время житие это вновь издано проф. софийского университета д-ром Л. Милетичем, уже по списку на среднеболгарском языке, ХIV века («Приложение на Церковен Вестник» 1902 г., книжки IV, V и VI). Второе житие св. Иоанна, тоже XII века, писано византийским сановником Георгием Скилицей. В нем рассказывается уже о перенесении мощей св. Иоанна в Венгрию и в Терново. Помещено в Вел. Четьих-Минеях митр. Макария (18 октября). Третье – проложное житие св. Иоанна составлено в XIII веке, когда мощи св. Иоанна были уже перенесены в Терново; издано несколько раз – В. Качановским, по списку XV века («Христ. Чтение» 1882 г., т. II), в Вел. Четьих-Минеях м. Макария (октябрь, 20), Спб. 1860; в «Известиях Академии Наук», т. VIII, по списку XVI в., а на русском языке – у † архиеп. Филарета, Св. южных славян, отд. II. Четвертое житие составлено на основании первых трех последним терновским патриархом Евфимием, во 2-й половине XIV века; в первый раз оно издано в Киеве в 1671 г., во второй – в Белграде в 1896 г. (Неофитом Рыльским) и в третий, наиболее научно, Стояном Новаковичем в «Гласник», кн. V, связка XXII, 1867 г., а на русск. яз. – у А. Н. Муравьева, Жития св. российской церкви, иверских и славянских, 1859. Пятое и шестое – оба XV в., писаны уже после перенесения мощей св. Иоанна из Терново в Рыльский монастырь; первое принадлежит Димитрию Кантакузину, второе (напечатанное в «Гласнике», XXII) – Владиславу Грамматику.
В. Верюжский