Источник

Игнатий – патриарх Московский

Игнатий – патриарх Московский, родом грек, занимал архиепископскую кафедру на остроге Кипре, пока Кипром владели венецианцы. После завоевания Кипра в 1571 г. турками И. был изгнан новыми владельцами острова, вероятно, за свою приверженность к врагам турок – р.-католикам. Из Кипра И. отправился в Рим, откуда предпринял нелегкое путешествие в Россию. В Россию И. прибыл около 1595 г. И. приняли в России хорошо, но при жизни Феодора Иоанновича он не занимал никакого иерархического места и только при Годунове, которому И. чем-то понравился, этот заезжий грек получил в управление обширную Рязанскую архиепископию. О его непродолжительном управлении Рязанской епархией ничего неизвестно. Когда в конце 1604 г. в пределы России вступил Димитрий Самозванец, И., быть может, видя в нем истинного сына Грозного, первый из русских архиереев стал на его сторону и этим естественно обратил на себя внимание будущего царя и всего народа, видевшего в мнимом сыне Грозного «солнышко праведное». И. встретил Димитрия в Туле и остался при нем, сопровождал его в Москву и участвовал в его торжественном въезде в столицу через Серпуховские ворота, шествуя пред образами в преднесении посоха. По низложении патриарха Иова, И. сделался патриархом «по царскому изволению» Лжедимитрия без священного собора русских пастырей. Есть известие сомнительной достоверности, что Димитрий дважды посылал новоизбранного патриарха к Иову, с бесчестием отвезенному в Старицу, испросить себе благословения на будущее служение, но Иов ответил отказом. Посвящение И. в сан патриарха совершилось спустя четыре дня по вступлении Димитрия в Москву 24 июня 1605 г. 30 июня И. обратился к своей пастве с окружною грамотой, в которой призывал русских людей к молитвам за нового царя и за победу его над латинством и бесерменством и, вместе с тем, извещал о своем вступлении на патриаршую кафедру. 21 июля И. венчал самозванца на царство в Успенском соборе по обычному чину. Во время своего патриаршества И. был очень близок к Лжедмитрию и во всем действовал согласно с ним. Не питая нерасположения к латинству, он согласился на поселение иезуитов в Москве, на постройку р-католического коллегиума и церкви. Впрочем, это согласие патриарха практического значения почти не имело, так как вскоре сам Лжедмитрий стал враждебно относиться к р.-католичеству. Видную роль играл И. в деле присоединения к православию Марии Мнишек, жены Лжедмитрия. Дело это представляло, по-видимому, непреодолимые затруднения. Ни русское духовенство, ни русский народ не потерпели бы царицы-католички, но с другой стороны, и Рим, и Польша не соглашались на переход Марины в православие. И. нашел выход из этих затруднений. На соборе в Москве он, руководясь практикой греческой церкви и постановлениями собора 1484 г., настоял на том, чтобы присоединение Марины было совершено через миропомазание, а не через перекрещивание. Затем, 8 мая 1606 г., в четверг, И. короновал Марину и затем состоялось венчание ее с Димитрием. Это было первое коронование на царство женщины. При короновании, во время причастия И. миропомазал Марину. Так как миропомазание входило в чин коронования, то р.-католики смотрели на это миропомазание лишь как на подробность коронования, а не как на переход в православие, тогда как русский народ счел это миропомазание чиноприятием царской невесты в православие. Вскоре после гибели Лжедмитрия И. 17 или 18 мая 1606 г. собором русских епископов за увольнение Марины от перекрещивания был лишен кафедры и сана, и отправлен под начало в Чудов монастырь. Здесь И. прожил пять лет в совершенной неизвестности до 1611 года, когда он снова был возведен на патриаршество сторонниками Сигизмунда, низложившими Гермогена. В Пасху 24 марта 1611 г. И. уже служил и молился за царя Владислава и Сигизмунда. Сознавая непрочность своего положения, он в сентябре того же года бежал из Москвы, был захвачен близ Смоленска поляками и с дозволения Сигизмунда поселился в Виленском Троицком монастыре (тогда униатском). Здесь он открыто принял унию от Велямина Рутского и за сочувствие к Польше, обнаруженное во время междуцарствия, пользовался милостями Сигизмунда. В конце 1616 г. Владислав, выступая в поход для занятия русского престола, обратился к русским людям с грамотою, в которой упоминал о том, что с ним будет и И. Вероятно, И. предназначался заместителем вакантной в то время патриаршей кафедры в Москве. Около 1640 г. И. умер в Вильне и похоронен в Троицком монастыре, рядом с униатским митрополитом Велямином Рутским. Резкие отзывы об И. современников в значительной мере объясняются ненавистью к р.-католичеству и к Польше, в угоду которым действовал И. Но все же его неблаговидное поведение в деле присоединения Марины, его согласие на занятие патриаршей кафедры при законном патриархе Гермогене рисуют его нравственный облик в очень непривлекательном виде.

Литература. «Чтения в обществ истор. и древн. Росс. 1848 г., № 8, стр. 37–41; Макарий, «Русск. церк. история», т. X; Карамзин, «Ист. гос. Росс.», т. XI; Костомаров, «Смутное время»; Н. Левицкий, «Лжедимитрий I, как пропагандист католичества в Москве», «Христ. Чт.» 1885, 1886; его же, «Игнатий, патриарх Московский», «Христ. Чт.» 1886, декабрь; 1887, январь; Соловьев, «Русск. ист.» т. VIII, IХ; «Сказания современников о Дм. Самозванце».


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle