Игнатий, св. патриарх Константинопольский
Игнатий, св. патриарх Константинопольский (846–857 и 867–877), был сын императора Михаила (811–813), низвергнутого с престола иконоборцем Львом Армянином и в мире назывался Никитой. После низвержения, Михаил со своим семейством был заключен в монастырь, а его сын Никита оскоплен. Четырнадцати лет Никита сделался монахом и целых тридцать три года провел в строгом монастырском уединении. Подвиги благочестия и покровительство православным, гонимым иконоборцами, приобрели ему общее уважение. В 846 г. по воле императрицы Феодоры, которой его указал один благочестивый инок, Игнатий призывается к патриаршему служению. Проведший большую половину своей жизни в уединении, не знавший людей, жизни, света, Игнатий не мог удовлетворять всем требованиям своего положения. Его пастырская ревность не сообразовалась с обстоятельствами и нередко доходила до неумеренной резкости и даже надменности. Сжившийся с монашескими интересами, он и на патриаршем престоле жил лишь интересами монашеской партии и не стеснялся в выражении своего отрицательного отношения к партии противной, чем возбудил против себя неудовольствие. Чрезмерная ревность и послужила причиной его низложения. Подозревая дядю императора Варду, управлявшего в то время государством, в незаконной связи со своей невесткой, он публично отлучил его от св. причастия, и император лишил Игнатия патриаршего места. На его место был посвящен знаменитый Фотий, чем было положено начало распри между восточной и западной церковью, окончившейся полным отделением последней (подробнее см. под словом Фотий). В Риме в это время папой был властолюбивый Николай I. Игнатий обратился к нему за поддержкой и папа послал легатов в Константинополь. Но, вопреки его намерениям, легаты на соборе 861 г. вынуждены были согласиться с низложением Игнатия. Игнатий обратился с апелляцией к папе, но, несмотря на это, был заключен в монастырь на острове Теревинфе (в Пропонтиде). В сентябре 867 г. император Михаил, умертвивший Варду в 866 г., сам был убит Василием Македониянином. Новый император поспешил возвратить патриарший престол Игнатию, желая этим угодить популярной консервативной монашеской партии и через это укрепить за собой престол. Во время второго патриаршества Игнатия в Константинополе состоялся собор, считаемый в Риме Восьмым Вселенским. Василий и Игнатий обратились к преемнику Николая Адриану II с униженной просьбой утвердить восстановление Игнатия и папа согласился. На соборе, бывшем с 5 октября 869 г. по 28 февраля 870 г., все делалось так, как угодно папе. Впрочем, притязания папы на подчинение себе Болгарии не увенчались успехом. Престарелый папа не мог вполне воспользоваться всеми выгодами, которые могли быть извлечены из отношения к Риму патриарха и императора. Попытки Игната примириться с партией Фотия не имели успеха. Император вскоре сблизился с Фотием и из политических соображений сделал попытку примирить с ним Игнатия. Есть основание думать, что престарелый Игнатий примирился лично с Фотием. По смерти Игнатия 23 октября 878 г. (по Гергенретеру II, 285 – в 877 г.), преемником его был Фотий.
Литература. Hergenrother, «Photius, part. konst.», II Bd.; Μανουήλ I. Γεδεών, Πατριαρχικοί πίνακες», Константинополь 1890, стр. 278 и след., – здесь указана и остальная греческая литература; Илия Минятий, «Камень соблазна или историческое изъяснение о начале и причине разделения восточной и западной церкви», Спб. 1783; А. И. Муравьев, «Правда вселенской церкви о римской и прочих патриарших кафедрах», Спб. 1841; проф. А. С. Лебедев, «Отпадение западной церкви от союза с восточной», «Душеп. Чтение» 1864, кн. 4; Герасим (Яред), «Отзывы о св. Фотие, патриархе Константинопольском, в связи с историей политических партий в Византийской империи», «Христ. Чт.» 1872–1873 и отдельно – Спб. 1874; И. В. Платонов, «Патр. Фотий», Μ. 1891; В. Хр. Преображенский, «Фотий, патр. Константинопольский», «Странник» 1891; его же, «Разделение церквей на две половины – восточную и западную», Μ. 1891; Иванцов-Платонов, «К исследованиям о Фотие, патр. Константинопольском», Спб. 1892; О. А. Курганов в «Хр. Чтении» 1895, т. I; преосв. Иоанн, «Отпадение западной церкви от восточной», Новочеркасск 1899; А. П. Лебедев. «История константинопольских соборов IX века», Μ. 1888; его же, «История разделения церквей», Μ. 1900; его же, «Очерки внутренней истории византийской церкви», Μ. 1878; В. Голубков, «Константинопольские патриархи до Фотия», «Хр. Чт.» 1867.