Источник

Игнатий Богоносец

Игнатий Богоносец, св. епископ Антиохийский. Сведения о жизни св. И. очень скудны и отрывочны. Наиболее ранние свидетельства о нем восходят к концу второго века. Так, Ориген (Hom. 6 in Lucam) пишет: «И., святой мученик, второй после Петра епископ Антиохии, боролся со зверями в Риме во время гонения, написал послание к Римлянам и сборник еще нескольких посланий». Ириней (Adv. haer. V, 28) говорит очевидно об И., не упоминая его имени: «Некто из наших, за исповедание Бога присужденный к зверям, сказал: я – пшеница Божия, которую измелют зубы зверей, чтобы сделаться ей чистым хлебом». Поликарп Смпрнский (Ad Philipp. IX, XIII) удостоверяет факт пришествия И. из Сирии в Рим и написание им в это время нескольких посланий, как современник-очевидец, не успевший еще получить из Рима известий о кончине И. Ничего больше о жизни св. И. не знает и Евсевий, и все остальные сообщаемые им сведения заимствуются из посланий И. По Евсевию, И. был по Антиохийской кафедре преемником Еводия, первого после апостола Петра епископа здесь. Но так как об Еводие ничего неизвестно, то впоследствии память о нем утратилась, и Златоуст, и Феодорит называют И. непосредственным преемником ап. Петра. Апостольские Постановления (VII, 46) пытаются примирить оба предания тем, что Еводия ставят раньше ап. Петра. Хронологические данные о поставлении И. епископом и смерти его у Евсевия недостоверны (см. Harnack, «Die Zeit d. J.», Leipz. 1878). Мученические акты св. И. (М. Colbertinum, М. Vaticanum), составленные не ранее IV века и наполненные противоречиями, так же заимствуют сведения о жизни И. из посланий. По посланиям (в их подлинной краткой редакции), И. является епископом Антиохии Сирийской, уже осужденным (вероятно проконсулом, а не императором) во время частного гонения на христиан в Антиохии на растерзание зверями и пересылаемым под стражею десяти солдат в Рим для исполнения там казни. Путь его идет отчасти морем, но, главным образом, по сухопутной дороге на Смирну через Филадельфию и другие города, в которых местные жители-христиане приветствуют его и заботятся облегчить, по возможности, его положение. В Филадельфии он вступил в спор с иудействующими и принимал участие в собраниях тамошних христиан. Большая свобода, которою пользовался осужденный, объясняется главным образом совершенством организации империи, исключавшей возможность бегства, а затем уверенностью стражи, что, страстно желающий умереть за Христа, узник не попытается скрыться, и заботами христиан об облегчении его участи. В Смирне И. пробыл несколько дней. Здесь его приветствовали послы от церквей тех городов, которые остались в стороне от его пути. Пользуясь остановкой, И. написал в Смирне четыре послания: в Ефес, Магнезию, Траллы и Рим и отправил первые три с послами. Он желал написать и еще несколько посланий, но должен был продолжать путь. Сопровождаемый Бурром, диаконом Ефесским, он достиг Троады, где имел другую непродолжительную остановку. Здесь его настигли посланные к нему из Антиохии с известием о прекращении гонения там Рей Агафопод и Киликийский диакон Филон, а Бурр возвратился домой с посланиями И. в Смирну и Филадельфию. Отсюда же он написал послание и к Поликарпу Смирнскому. Из Троады И. ушел неожиданно, не успев написать многих предположенных посланий. Из послания Поликарпа к Филиппийцам видно, что через Филиппы И. проходил не один, а с Зосимою и Руфом, и успел побудить здешних христиан послать приветствие в Антиохию через Поликарпа. О дальнейшем пути сведений не сохранилось. Мученическая смерть И. в римском амфитеатре, ожидаемая им с нетерпением и предполагаемая Поликарпом (к Филипп. IX), как факт известна лишь из общецерковного предания. В более поздних источниках сообщается, что И. был учеником Иоанна Богослова (М. Colbertinum и Иероним), рукоположен во епископа ап. Петром (Феодорит, Малала, Максим Исповедник) или ап. Павлом (Апост. Постан.), что он ввел антифонное пение в антиохийской церкви после того, как он видел ангелов, прославляющих Св. Троицу антифонным песнопением (Сократ), что он лично встретился с Траяном и имел с ним продолжительный разговор, результатом которого было осуждение И. (Martirium Colbertinum и Vaticanum). Второе имя И. – Богоносец (Θεὁφορος) послужило поводом к возникновению трех сказаний. Объясняемое в смысле «носимый Богом», оно было источником сказания, что он был одним из тех детей, которых Христос брал на Свои руки (Мф.18:1 и сл.), но этому известию Метафраста противоречит Златоуст, по которому И. не видел Господа по плоти. Понимаемое в смысле «богоносец», оно было источником сказания, что, когда его сердце было разрезано на части, то на каждой части оказалось написанным золотыми буквами имя Иисуса. Оно также служит основой сказания о его свидании с Траяном. Первое имя И. есть, вероятно, диалектическая вариация имени Egnatus и произошло, по-видимому, от gnatus, но неправильное производство от ignis послужило поводом к изобретению для И. сирийского титула Nurono или «воспламененного», которое впоследствии объяснялось в смысле его пламенеющей любви ко Христу. Время мученичества И. не может быть установлено с безусловною несомненностью. М. Colbertinus относит его к 107 году; бл. Иероним к 109-му. Свидетельство Малалы, что И. пострадал в 115 году в Антиохии (chron. XI, Минь, S. Gr. XCVII, 417) безусловно неверно. М. Colb. указывает день смерти св. И. 20 декабря (ныне – день его памяти), но едва ли справедливо, потому что четыре месяца слишком много для путешествия из Смирны, где И. был 24 августа, до Рима, и при Златоусте память И. в Антиохии совершали 17 октября.

Существует 15 посланий, которые носят имя И., но имеют далеко не одинаковую древность и достоинство. Только 7 из них, а именно послания: 1) к Ефесянам, 2) к Магнезианам, 3) к Траллийцам, 4) к Римлянам, 5) к Филадельфийцам, 6) к Смирнянам и 7) к Поликарпу существуют в краткой и обширной греческой редакции. Пять – 8) к Марии Кассобольской, 9) к Тарсянам, 10) к Антиохийцам, 11) к Герону, диакону Антиохийскому, 12) к Филиппийцам существуют лишь в обширной редакции. Наконец, три – 13 и 14) 2 письма к ап. Иоанну и 15) письмо к Деве Марии, к которому приложен ответ Девы Марии И., существуют лишь на латинском языке. Многовековая история споров о посланиях И. начинается изданием в 1495 году в Париже трех последних посланий. Твердо установленным заключением этой многовековой полемики можно считать заявление А. Гарнака (Gesch. d. altchr. Litt. I, 75­76), что подлинность краткой греческой редакции первых семи посланий есть доказанный факт. Одновременность и одинаковые условия происхождения посланий обусловливают собою сходство по общему содержанию всех их, за исключением послания к Римлянам и, отчасти, к Поликарпу. Они начинаются довольно пространным приветствием, выражающим благожелания И., похвалу и благодарность известной церкви. Затем следует убеждение быть в полном согласии с иерархиею, так как епископ есть центр, около которого объединяется местная церковь, он заступает место Христа, пресвитеры – апостолов, диаконы, учрежденные Господом, совершают вверенное им от Него служение. Без этих лиц не может быть речи о церкви; в особенности, без епископа ничто не должно делаться. Единение с видимым пастырем – епископом обусловливает единение и с невидимым – Христом. Единение с иерархиею должно охранять христиан от увлечения заблуждениями еретиков. Называя учение этих еретиков иудейством, И. утверждает против них истинное божество Христа, действительность Его воплощения, страдания, смерти и воскресения с телом, действительность Его присутствия в евхаристии. Как Христос один, так и одна только церковь вселенская (ἡ καθολικὴ), управляемая Христом, и одна евхаристия – тело и кровь Христа. Во Христе и Его церкви, во вкушении тела и крови Его должны объединяться все верующие и быть как бы членами одного тела Христова в единстве веры, любви и надежды. Послания заканчиваются прощальным приветствиям, в котором И. указывает на свою близкую смерть, на свое несовершенство в христианстве и просьбою о молитве за совершение им до конца мученического подвига. Особенностью послания к Поликарпу является указание обязанностей епископа-пастыря. Послание к Римлянам содержит, главным образом, настойчивую просьбу к римлянам не оказывать несвоевременной любви к И., препятствуя как-либо его смерти, сообщает некоторые сведения о путешествии И. до Смирны и заканчивается просьбой молиться об антиохийской церкви и извещением, что послание отправлено через ефесян 24 августа.

Литература. Zahn, «I. v. Antiochien», Gotha 1873; Lightfoot, «The Apostolic Fathers». II, 2 изд., 1889; Bardenhewer, «Patrologie», Freiburg 1894, S. 68, где указана и остальная иностранная литература и издания. Русский перевод послания И. издан был еще в 1779 году Амвросием, архиепископом Московским; затем перевод сих посланий помещен в «Христианском Чтении» за разные годы и в «Православном Собеседнике» за 1855 г. В 1857 году последний перевод вышел и отдельным изданием в Казани. Новое издание с введением и примечаниями прот. Преображенского вышло в 1862 году: переиздано оно в 1902 г. в Петербурге. Отзывы об этом изд. см. в «Церк. Вед.» 1902 г. № 3 и «Библиограф. Листке» – прилож. к «Рук. для сельских паст.» 1901 г., вып. 12-й; житие св. И. в «Христ. Чтении» 1822 г., Филарет, «Историческое учение», изд. 2-е, §§ 19–21; Фаррар, «Жизнь и труды святых отцов», изд. 2-е, т. I, стр. 24–49.

С. Т.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle