Галлия
Галлия – страна галлов или франков, современная Франция. Касательно просвещения Г. христианством существует двоякое свидетельство – со стороны так наз. школы легендарной или антигригорианской, и школы исторической или григорианской. По взгляду первой, все главные области Г. были просвещены христианством со стороны лиц, упоминаемых в Новом Завете или тесно связанных с ним. По древнему преданию, Лазарь и обе его сестры со своими служителями были посажены иудеями в небольшую лодку и пущены на волю ветра и волн. Лодку выбросило на берег в южной Г., и прибывшие на ней обратили в христианство жителей городов Марселя, Экса, Тараскона и др. Три ученика ап. Павла (Трофим, Крискент и Сергий Павел) проповедовали в Арелате, Вьенне и Нарбонне. Св. Афродизий, который в течение семи лет оказывал гостеприимство св. семейству в Египте, утвердил христианство в Безьере; Дионисий Ареопагит – в Париже; мытарь Закхей – в Кагоре, и проч. Единственным историческим основанием для всех этих сказаний служит 2Тим.4:10, где ап. Павел говорит, что Крискент отправился в Г.; но чтение это не несомненно: Тишендорф и пересмотренный английский перевод читают здесь, вместо Г., Галатия (как читается и в русском переводе). С другой стороны, «школа историческая» приписывает обращение Г. энергии папской кафедры и основывается в своем воззрении на авторитете Григория Турского, который, несомненно, имел полную возможность знать действительное положение дел. В своих Annales Francorum он говорит, что в 250 г., в царствование Деция, папа посвятил семь епископов и отправил их в Г., именно, Гатиана в Тур, Трофима в Арелат, Павла в Нарбонну, Сатурнина или Сернина в Тулузу, Дионисия в Париж, Стремония в Аверн и Марциала в Лимузин. Успех предприятия был слабый. В начале IV в., внутри страны, христиан было очень мало, хотя в начале V века в каждом из 22 городов Г., исчисляемых в Notatia provinciarum et civitatum Galliae, было по епископу. Григорий подтверждает свое повествование ссылкой на Деяния муч. св. Сернина, и его свидетельство, в общем, подтверждается позднейшими историческими и археологическими исследованиями, хотя рассказ об одновременном прибытии семи епископов представляет некоторое затруднение и носит на себе несколько легендарный оттенок.
Есть, впрочем, пункт, где история находит себе твердую почву уже в 177 г., именно, – Лион. В Церковной Истории (5,1) Евсевия находится письмо, посланное церквами Вьенской и Лионской к церквам Азии и Фригии, с извещением о мученичестве Пофина, епископа Лионского, и нескольких других христиан. У Евсевия находим и другое письмо, адресованное теми же церквами епископу Елевферу Римскому, и рекомендующее ему Иринея, в то время пресвитера Лионского (Церк Ист. 5, 4). Несомненно, что эта лионская церковь основана была греческими миссионерами из Малой Азии. Вероятно, что они, проходя области Вьеннскую и Нарбоннскую, основали христианские общины также и в этих местах, но неизвестно, насколько распространилось в то время христианство; хотя своеобразные особенности Галликанской церкви и, особенно, разница между римской и галликанской литургиями указывают на существование в Г. сильного влияния, совершенно непохожего на влияние со стороны Рима.
Полную литературу этого предмета см. у Рюелли: Bibliographie generale de la Galle, 1789; см. также статьи: Дионисий Ареопагит, Ириней, Григорий Турский и друг.