Захария – пророк-серповидец
Захария (память Господня, евр.) – пророк-серповидец, один из 12 так наз. малых пророков, из племени Левиина, преставился около 520 г. до Р Хр. и предсказал благодатное царство Христово. Наз. серповидцем потому, что во время одного из откровений видел свиток, летящий с неба в виде серпа. Пам. 8 февр.
Пророк Захария был, по указанию книги его имени (Зах.1:1, 7), сын Варахии и Адды; в первой же книге 1Езд.5:1, 1Езд.6:14 он называется уже сыном одного Адды, представителя священнического рода, возвратившегося вместе с Зоровавелем из плена вавилонского (Неем.12:4). Последнее наименование понимают или в том смысле, что Адда был воспитателем Захарии (Кирилл Александрийский, Розенмюллер), или в том, что он приходился ему дедом. Второе объяснение наиболее правдоподобно, так как в родословиях еврейское «ben» значит не только сын, но и внук (см., напр., Быт.29:5, 32:55 и т. п.). Кроме того, что Адда не был просто воспитателем пророка, но и состоял с ним в родстве, это достаточно ясно из Неем.12:16. Пророческое служение Захарии началось со второго года царствования Дария Гистаспа (Зах.1:7), т. е. в 520 г. до Р Хр., через 16–17 лет по возвращении евреев из плена, продолжалось в четвертом году его правления (Зах.7:1) и закончилось, как думают, после шестого года Дария, т. е. после построения храма; к этому времени относят произнесение речей шести последних глав. О последующей жизни пр. З. ничего неизвестно. По преданию, он умер в глубокой старости.
Книга пр. З., состоящая из 14 гл., распадается на две части; одна обнимает восемь начальных глав, другая шесть последних. Содержание первой, включая сюда и небольшое введение (Зах.1:1–6), находится в довольно близком отношении к построению второго храма. Во второй год царствования Дария Гистаспа, когда все известные евреям народы наслаждались миром (Зах.1:11), святая земля была по большей части занята языческими народами, пред которыми трепетали возвратившиеся пленники (Ездр.3:3, 4:4), а построение храма было затрудняемо самарянами и, наконец, совсем прекратилось (1Ездр.4). Вследствие всего этого у благочестивых была потрясена вера в верность божественных обетований и всемогущество Божие (Зах.1:12). Поддержкой для них в подобном состоянии и являлось первое видение З. Храм, говорилось пророку в его разъяснение, будет восстановлен, Иерусалим застроен и вместе с другими городами переполнится добром (Зах.1:16–17). В то время как Господь «сжалится над Сионом», на «народы безбоязненные Он негодует великим негодованием» (ст. Зах.15). В чем выразится это негодование, какова будет участь язычников, разъясняет второе видение (Зах.1:18–21). Пророк видит четыре рога, – символы народов, рассеявших Иуду и Израиля и разрушивших Иерусалим (ст. Зах.19), и вслед затем четырех кузнецов, идущих сбить эти роги. Сила притеснителей евреев будет сокрушена. И если они мешали построению города и храма (1Ездр.4:12–16, 21), то с уничтожением их могущества устранится препятствие к выполнению этого дела. Иерусалим не только будет восстановлен, но и заселен бесчисленным народом: Господь призовет в него тех, которые еще находятся в рассеянии, к ним присоединится множество язычников (Зах.2:6, 11), и сам Господь поселится на Сионе (Зах.2:10). Третье видение заканчивается обещанием Господа поселиться на Сионе. Но как же святой может обитать среди греховного народа? На это недоумение и отвечает четвертое видение (Зах.3 гл.) Оно возвещает, что грехи народа будут прощены: с первосвященника Иисуса, представителя всей нации, снимаются запятнанные одежды – символ нечистоты, греховности, и он облачается в чистые одежды. Это чудесное дело милости Божией преобразует будущее, гораздо более великое дело очищающей грехи благодати Божией, – изглаждение грехов всей земли в один день Отраслию – Мессией. Очищение грехов обусловливало возможность беспорочного, поддерживаемого благодатией Божиею, хождения очищенных пред Господом. Это славное состояние общества и изображается в следующем, пятом видении (Зах.4 гл.). Пророк созерцает золотой светильник (символ церкви, – Откр.1:13, 20), который увенчивается чашею, в которую через два желобка текло масло из ветвей двух плодовитых маслин (Иисус и Зоровавель, жречество и судейское достоинство). Из верхней чаши масло текло через особые трубочки в семь лампад, которые висели на светильнике. Плодовитые ветви оливковых дерев, источавшие масло, источали из себя золото. В объяснении видения существование этого славного общества соединяется с существованием храма, как центра служения Богу (Зах.4:5 и дал.). Он будет выстроен Зоровавелем, несмотря ни на какие препятствия (ст. Зах.4:7). Все пять видений говорили пророку, какими милостями будет награжден народ еврейский, в какое славное состояние он будет приведен силою Божиею. Но оно не будет вечным, настанет время, когда народ развратится, впадет в нечестие и за это будет наказан. Эта мысль и раскрывается в видении свитка, на котором было написано проклятие на всех воров и клятвопреступников, и ефы с сидящей в ней женщиною (само нечестие), унесенной двумя другими женщинами в землю вавилонскую (Зах.5 гл.). З. созерцает то время, когда развращение достигнет своей вершины. Тогда проклятие полетит по всей земле, т. е. Иудее, и будет поражать нечестивых до тех пор, пока исполнится мера неправд народа и наступит последнее наказание. Нечестивая женщина – это народ иудейский; ефа – мера неправд, на которые произнесено проклятие. Если так поступит Господь с избранным народом, то чего же должен ожидать мир? Ответ на данный вопрос заключается в седьмом видении (Зах.6:1–8). Пророк видит четыре колесницы, запряженные конями рыжими, вороными, белыми и пегими; они имеют обойти всю землю для приведения в исполнение божественного суда над всеми врагами Божиими. По уничтожении языческого мира, на земле водворится царство Мессии. Эту мысль пророк выражает символическим действием (Зах.6:9–15) – возложением на голову первосвященника Иисуса венца. Венчанный первосвященник Иисус должен был прообразовать для народа Мессию, Который создаст церковь, приимет славу и воссядет на престоле своем. Речи 7 и 8 гл., произнесенные в 4 год царствования Дария Гистаспа, подобно предшествующим видениям, имеют отношение к построению второго храма. В четвертый год Дария постройка храма значительно подвинулась вперед, и все предсказывало скорое ее окончание. Ввиду этого современники З. задавали себе вопрос: следует ли оплакивать разрушение прежнего храма, – поститься в пятый месяц? Для решения данного недоумения было отправлено посольство в Иерусалим, и Господь ответил на него через З. Последний прежде всего обличает внутреннее побуждение, из которого возник указанный вопрос. Внешнему выражению благочестия – постам народ приписывал достоинство благочестия внутреннего, забывая, что первое имеет значение только в связи с последним. Господь требует исполнения нравственного закона, без которого внешнее благочестие не имеет цены. Прежде, когда Иерусалим был населен, Господь требовал правды на суде, взаимной любви и милосердия к несчастным. За непослушание Господь прогневался на народ, так что Палестина превратилась в пустыню (Зах.7:1–14). В настоящее же время Господь снова будет оказывать благоволение к Иерусалиму, поселится на Сионе и подаст народу всякие блага. Тогда и самые посты будут днями радости и веселия, и множество людей придет тогда в Иерусалим для поклонения Господу (Зах.8:1–23). Во второй части кн. З. содержатся пророческие речи о временах благодатного мессианского царства. В начале 9 гл. пророк говорит, что Господь накажет сирийцев, финикиян и филистимлян, а народ Свой защитит. Иерусалим будет находиться под особым покровительством Божиим. Господь оградит его от врагов, проходящих вперед и назад, и к нему не пройдет уже более никакой притеснитель. Затем пророк приглашает народ иудейский радоваться, так как к нему придет скоро Царь, Который, будучи сам праведным, и на земле имеет водворить праведность, и спасет народ Свой. Кроткий, Он уничтожит высокомерие и самонадеянность людей; поэтому Он и откроет Свое царство, въехав в Свою столицу не на блестящей колеснице, как военный победитель народов, но сидя на ослице и молодом осленке, животных кротких, служивших символом мира. Мир, который придет водворить на земле Царь Сиона, прежде всего будет объявлен в земле обетованной, а из нее распространится по всей вселенной; этот Царь спасет народ и привлечет его в Свое царство не силою, но кровавою жертвою, которую Он принесет за все человечество, чтобы примирить его с Богом и освободить от ада. Духовному царству Мессии будет предшествовать внешнее временное восстановление еврейского народа (Зах.9:13–17): Господь сделает его победоносным в войне с еллинами. Предвидя божественное покровительство евреям, пророк советует им обращаться со своими молитвами к Господу, а не богам языческим. Он сам будет заботиться о Своем стаде и сделает народ Свой победителем вселенной, возвратит в отечество тех из израильтян и иудеев, которые еще оставались в землях пленения (Зах.10:1–12). Изобразив светлую сторону будущей судьбы народа еврейского, пророк переходит к указанию предстоящего ему отвержения. З. обращается с просьбою к Ливану, чтобы он открыл двери свои входящему врагу, который опустошит всю Иудею (Зах.11:1–3). В чем заключается причина таких бедствий, указывают два нижеописанные символические действия. В первом (Зах.11:4–14) З. изображает Пастыря-Мессию, старающегося спасти народ иудейский, которого злые пастыри ведут к погибели, как «овец заколения». Попечения Мессии будут отвергнуты ослепленным народом: Его пастырское служение он оценит в 30 сребренников, т. е. ценою раба. Тогда и Мессия сложит с Себя пастырскую должность, в результате чего наступит конец завету между Богом и избранным народом. Когда был отвергнут пастырь добрый, стадо впало в руки разбойников и наемников. Желая указать народу на этих последних, пророк символически изображает пастыря безумного, который не позаботится о погибающих, не будет искать потерявшихся, лечить больных, кормить здоровых и т. п. Но горе этим пастырям. «Рука их совершенно иссохнет, и правый глаз потускнеет». В последних главах (Зах.12–14) З. пророчествует о судьбе Иерусалима, т. е. церкви Христовой, от времени явления Мессии до конца мира. Он предсказывает страшное устремление народов на Иерусалим (Зах.12:1–3), которое, однако, отразить Иегова. Он создаст в Иерусалиме благодатное царство, обилующее милостями и щедротами (Зах.10:14), очищенное от всех мерзостей языческих (Зах.13:1– 6), небольшое по числу, составляющее только третью часть живущих на земле, но зато искушенное и святое (Зах.13:7–9). В.конце времен все народы ополчатся против этого царства, но сам Господь восстанет на его защиту и на поражение врагов (Зах.14:1–5). После того как тьма покроет землю, настанет день единственный и вечный, когда Господь будет светом для всех. Тогда из нового небесного Иерусалима изыдет вода жива. Иерусалим будет средоточием царства Божия, в котором будут обитать только праведники, а враги будут наказаны (Зах.14:6– 21).
Вторая часть кн. пр. З. представляет некоторые отличия от первой: не содержит, напр., определения времени и имени пророка; не имеет указания на те обстоятельства, среди которых З. изрекал свои предсказания; в ней не встречается ни видений, ни действующих ангелов, ни сатаны; наконец, и самый язык отличен от языка первой части. Все это вместе взятое и служит основанием для того мнения, что вторая часть кн. З. не принадлежит сыну Варахии, а составлена из многих отрывков З., современника Исаии, и в свой настоящий вид приведена в эпоху Маккавеев. Но в пользу единства книги, в пользу того, что она есть произведение одного пророка, решительно говорит то обстоятельство, что исходным пунктом для речей обеих частей является послепленное состояние народа (народ завета рассеян между язычниками, как стадо без пастыря, – Зах.10:3; дом Ефрема еще долженствует быть собранным и спасенным, – Зах.10:6–10; нет розни между иудейским и израильским царствами, а она существовала до погибели того и другого царства, – Зах.11:14 и т. п.). Неупоминание имени пророка так же мало говорит против происхождения пророческих речей гл. Зах.9–14 от жившего после плена З., как мало неупоминание у пр. Исаии своего имени в надписях к речам гл. Ис.15, 17, 19 и т. п. говорит против их происхождения от Исаии. Что касается различия в изложении, то и оно не исключает сходства. В обеих частях употребляются одни и те же образы (очи Божии – Зах.3:9, 4:10, 9:1, 8; источник – Зах.3:9, 13:1, 14:8), те же характеристические выражения (Зах.7:14, 9:8), те же речения (Зах.2:14, 9:9) и намеки на предшествующие священные книги.
А. П.