Источник

Гельвидий

Гельвидий – «последователь языческого ритора и государственного мужа Симмаха и ученик епископа Миланского, арианина Авксенция». Известно, что, «во время второго пребывания бл. Иеронима в Риме (382–385 гг.) при епископе Дамасе», там же находился и Г. Он написал сочинение, задача которого состояла в том, чтобы опровергнуть учение о приснодевстве Богоматери, а вместе с тем и доказать, что девство не имеет никаких «преимуществ» по сравнению с брачным состоянием, что «монашество» вовсе не «есть высший жизненный идеал» в «христианстве», и проч. Сочинение не дошло до нашего времени. О нем нам известно лишь из вызванного им («около 383 г.») творения бл. Иеронима: «Liber adversus Helvidium de perpetua virginitate b. Маriае» (у Миня, т. 23, Л. П.), где вопреки утверждениям Г., доказывается, что Божия Матерь навсегда осталась Девою, что девственником же всегда был и Иосиф, что монашество имеет на своей стороне все преимущества, и проч. Судя по дальнейшим событиям в западной церкви и по дальнейшей истории монашества на западе, можем предполагать, что симпатии у народа снискал себе бл. Иероним, а не его противник, хотя были и у последнего почитатели, так называемые «Helvidiani». Подобные Гелвидиевым воззрения имел и «Воноз Сардикийский, привлеченный к ответу Капуйским собором 391–392 гг.»

См. в Энциклопедиях Герцога т. VIII, стр. 654–655, у Wetzer-Welte в V т. соl. 1757–1759, где указаны источники и литература.

А. Бронзов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle