Жуковский
Жуковский Василий Андреевич (1783–1852) – поэт-классик нашей русской литературы. Едва ли кто-нибудь из других классических поэтов нашей литературы с большим правом может быть назван поэтом-христианином. Этот эпитет одинаково приложим как к литературной деятельности Ж., так и к его жизни вообще. Обстоятельства жизни поэта еще в раннем детстве пробудили в нем высокие чувства и направили мысль на сознание христианских истин. Рожденный в православной помещичьей семье, где строго соблюдались христианские обычаи православной церкви, он был воспитан в правилах христианской религии. Жизнь, чувства и мысли в нем рано были пробуждены особыми условиями его семейного положения. Отцом поэта был помещик Бунин, а матерью пленная турчанка (принявшая св. крещение), занимавшая в семье неопределенное положение между госпожой и служанкой. Этого обстоятельства поэт не мог не чувствовать, тем более, что его мать не смела его ласкать при других и должна была стоя выслушивать приказания хозяйки. Самый факт принятия в семью Буниных Ж. объясняется тем, что в год рождения поэта Бунины из 11-ти человек детей потеряли шестерых и, в том числе, единственного сына. Ж., таким образом, был окружен в семье исключительно девочками. Вероятно, этим обстоятельством и объясняется та необыкновенная мягкость характера Ж., о которой говорят все его современники, оставившие о нем воспоминания. Учить мальчика начали рано, с 6 лет, сначала дома, а затем в Туле, в пансионе Роде, который был, впрочем, скоро закрыт. Ж. был переведен в Тульское городское училище, откуда его скоро уволили за «неспособность» к математике. После этого он жил в семье своей замужней сводной сестры Юшковой, в доме которой постоянно устраивались литературные и музыкальные вечера. Это пробудило художественные наклонности мальчика, и он одиннадцати лет написал трагедию «Камилл, или Освобождение Рима». Судьба покровительствовала развитию литературного таланта Ж. По счастливому стечению обстоятельств он вместо военной службы попал в Московский университетский благородный пансион, славившийся своим литературным направлением. Среди его воспитанников издавались школьные журналы, в которых Ж. принял горячее участие, помещая в них много стихотворных и прозаических произведений. Наиболее удачные из них волею начальства пансиона были напечатаны в мелких журналах. Уже в этих юношеских произведениях определилось то христианское направление его творчества, которому он никогда не изменял. Нежность души, чистота нравственных убеждений и высокий интерес к вопросам религиозного характера – существенные черты произведений этого периода. Любимыми и постоянными их темами были мысли: о смерти, как благе, пути к блаженной жизни; о добродетели, как основе счастья, делающей человека счастливым даже в доле бедняка.
По окончании пансиона в 1801 г. он поступает на службу в контору соляных дел. Эта служба, конечно, его не удовлетворила, и в следующем же году он уезжает к себе в деревню. Здесь он живет до 1808 г. и тишина деревенской жизни, несмотря на такой продолжительный срок, не загасила высоких стремлений его духа. Он неустанно занимается самообразованием, не оставляет своих литературных занятий и кроме того, самоотверженно трудится по образованию двух племянниц – детей его замужней сводной сестры Протасовой, жившей в 3-х верстах от него. Несмотря на указанное расстояние, Ж. в продолжение нескольких лет с самою строгою добросовестностью великодушно ездил к ним на уроки, так как его сестра, овдовев и разорившись, не могла дать им образования.
1808 г. в жизни Ж. замечателен тем, что он написал и послал в журнал Карамзина свою известную элегию «Сельское кладбище», которая положила начало его общественной литературной деятельности. Карамзин в этом же году пригласил его к сотрудничеству в своем журнале («Вестн. Европы»). Ж. переехал в Москву и принял живое участие в беллетристическом, поэтическом и критическом отделах журнала и особенно оживил отдел популярной философии. В нем он, между прочим, напечатал ряд статей, выясняющих задачи и призвание писателя («Писатель в обществе», «Нравственное значение поэзии» и т. п.).
Утомленный журнальною работою, он в 1810 г. бросает ее и возвращается в деревню. Здесь, охваченный чувством любви к своей бывшей ученице Протасовой, он осторожно справляется у ее матери о возможности его брака на ее дочери. Мать не только решительно отклонила такую возможность ввиду их родственных отношений, но и потребовала у Ж. обещания никогда не говорить о своей любви ее дочери. Ж. с христианским смирением покорился судьбе и рыцарски выполнил ее требование, несмотря на то, что его чувство не умирало в течение всей его жизни, оставив глубокий след в его поэзии. Оно пережило брак Протасовой с проф. Майером и раннюю ее смерть (в 1813 г.), приняв характер чувства Данте к Беатриче.
В 1812 г. Ж., движимый патриотическим чувством, поступает в ополчение. В лагере под Тарутиным он создает сделавшее его известным стихотворение «Певец во стане русских воинов». Заболев через три месяца походной жизни горячкой, он не принимал в войне непосредственного участия. По выздоровлении, он дает целый ряд патриотических стихотворений и начинает писать баллады, сделавшие его главой романтического направления в русской литературе. Стихотворное «Послание императору Александру» имело огромный успех при царском дворе и послужило к устроению судьбы Ж. Он был приглашен ко двору сначала в качестве преподавателя русск. языка великих княгинь Александры Феодоровны и Елены Павловны, а с 1825 г. в качестве воспитателя наследника престола Александра Николаевича. Такой успех карьеры Ж. был тем более кстати, что он материально не был обеспечен. Лично ему принадлежавшее небольшое именье он, со свойственным ему великодушием, продал, чтобы сделать приданое младшей его ученице – Протасовой, вышедшей замуж за несимпатичного Ж. проф. Воейкова.
Время с 1817 по 1841 г. обнимает период придворной жизни Ж. Заняв видное положение при дворе и будучи любим царской семьей, Ж. сохранил свою простоту и отзывчивость на все доброе. Он пользуется своим положением, чтобы предстательствовать за обездоленных. Так, он горячо ходатайствует за декабристов, навлекая временно даже царский гнев на себя, но успевает многое для них сделать, покровительствует Пушкину, Кольцову, устраивает материальное положение Гоголя. Есть известие, что он в этот период жизни освободил своих крепостных крестьян. Педагогические обязанности поглощали все его силы и внимание, он выработал подробный, продуманный план обучения и воспитания наследника, и выполнил его с редкою добросовестностью. Воспитание царя Освободителя – неотъемлемая общественная заслуга Ж.
Побывав несколько раз с царским семейством за границей за период своей придворной жизни, Ж. с 1841 г. окончательно поселяется в Германии, женившись на девице Рейтерн, дочери живописца. Попытки переселиться в Россию ему не удаются. Религиозное настроение поэта в эти годы его жизни выражается особенно ярко. Его поэтическое творчество принимает все более религиозный характер; он даже пробует переводить Новый Завет на русский язык. Его лебединой песней была поэма «Вечный Жид» написанная на религиозный сюжет. Кроме того, в этот же период он пишет богословские рассуждения «О внутренней христианской жизни», «О промысле», «О вере», «Письмо Гоголю о молитве» и пр. Свидетелем всей глубины религиозного настроения Ж. последних дней его жизни является свящ. Базаров, оставивший о них свои воспоминания. Когда о. Базаров приобщил Ж., последний, с глубоким умилением обращаясь к своим детям, сказал: «Дети мои, дети! Вот, Бог был с нами! Он сам пришел к нам! Он в нас теперь!» Накануне своей смерти, подозвав младшую дочь, он сказал ей: «Пойди, скажи матери: я теперь нахожусь в ковчеге и выпускаю первого голубя – это моя вера; другой мой голубь – терпение». «Теперь остается только материальная борьба, душа уже готова» были последними словами Ж., обращенными к жене. Она, под влиянием мужа, перешла в православие.
Несмотря на то, что в последний заграничный период своей жизни Ж. часто прихварывал и постепенно слабел глазами, он сделал в него для русской литературы много. Так, в этот период сделан им многоценный перевод «Одиссеи», а также переведены отрывки из «Илиады», «Наль и Дамаянти», «Рустем и Зораб». В это же время им написаны русские сказки. Деятельность Ж., как романтика, относится к предшествующему времени его жизни. Ее прекрасно оценил Белинский, сказав: «неизмерим подвиг Ж. и велико значение его в русской литературе. Его романтическая муза была для дикой степи русской поэзии элевзинскою богиней Церерой: она дала русской поэзии душу и сердце». Освободив русскую поэзию от холода мертвенного псевдоклассицизма, Ж. вместе с тем, как удивительный переводчик, усвоил нам богатства иностранных литератур. «Немецкую поэзию он сделал нам родною» сказал Белинский.
П. Ласкеев