Источник

Журналы духовные

Журналы духовные. Слово «журнал» (фр. journal) означает, собственно, дневник, затем ежедневную газету, но в русском языке так называются периодические издания, выходящие через большие, чем газета, промежутки времени. Попытки к изданию духовных журналов в России были сделаны еще в конце XVII столетия Новиковым. Его журналы: «Утренний Свет», «Вечерняя Заря» и «Беседы с Богом или размышления в утренние часы, на каждый день года» были проводниками мистицизма в общество. Всего ближе подходил к типу духовных журналов последний журнал, издававшийся в Москве в 1787–89 гг. ежемесячно под редакцией протоиерея Московского Покровского собора И. Г. Харламова. В том же духе издавался в 1806, 1817 и 1818 гг. «Сионский Вестник» Лабзина. В 1816 г. начал выходить по два раза в месяц попеременно в Москве и Петербурге духовный журнал «Духовный год жизни христианина», под редакцией Я. Уткина. Это был нравственно-­христианский журнал, издаваемый «Обществом любителей христианства». Журнал существовал не больше года. Общая причина неудачи всех этих попыток лежала в той ограниченности образования, какою отличалось в то время наше общество вообще и духовенство в частности, вследствие которой духовные журналы не могли найти достаточно широкого круга читателей. И светские журналы в это время еле влачили существование. Только после оживления религиозных и умственных интересов под влиянием известных политических событий начала прошлого века, духовная журналистика стала на твердую почву. Основанный в 1821 г. при Петербургской духовной академии трехмесячник «Христианское Чтение» сразу получил крупный успех и стал печататься в количестве 3000 экземпляров (подробнее об этом журнале см. под словом Христ. Чтение). Последующее развитие и характер духовной журналистики стоит в тесной связи с историей русской церкви и общества. Период реакции, начавшийся в двадцатых годах прошлого века, неблагоприятно отразился на развитии духовной журналистики. Кроме «Известий о действиях и успехах библейского общества», явившихся еще в 1824 г., до 1855 г. в свет вышли всего два журнала: «Воскр. Чтение» в 1837 г. при Киевской духовной академии (см. Энц. т. III) и «Творения св. отцов в русском переводе» при московской духовной академии (см. статью под этим заглавием). Оба академических журнала давали лишь научно-богословское и назидательное чтение и совсем не затрагивали церковно-общественных вопросов. Эпоха великих реформ сопровождалась необыкновенным оживлением духовной журналистики. В короткое время появился целый ряд новых духовных журналов. Первым из них был «Прав. Собеседн.», при Казанской духовной академии, первый выпуск которого вышел в мае 1855 г. Журнал был основан по мысли гр. Протасова «в видах усиления духовно­-нравственного действования на раскольников». Сначала журнал выходил в виде трехмесячника, а с 1858 г. стал выходить ежемесячно. Программа журнала вышла далеко за те пределы, которые ему были поставлены сначала. Он стал «сильным органом церковного слова по отношению к тогдашним жгучим вопросам и движениям». С 1857 до 1860 г. при Рижской духовной семинарии издавался журнал «Училище Благочестия». В 1858 г. при Петербургской семинарии митрополитом Григорием Постниковым основана была «Духовная Беседа» (см. Энц. т. V). В этом же году Аскоченский (ib. III) начал издавать свой охранительный журнал «Домашн. Беседу». В 1860 г. стали выходить сразу пять новых духовных журналов. В Москве явились «Правосл. Обозр.» и «Душеполезное Чтение». Первый журнал предназначался для образованного светского общества, второй – для широкого круга читателей. Петербургский журнал «Странник» (см.) в свою программу включал и беллетристический элемент. В Киеве явились «Труды Киевской духовной академии», посвящавшие особое внимание разработке западнорусской церковной истории, и «Руководство для сельских пастырей». В этом же году явились первые «Епарх. Ведомости» (см.). В сентябре 1861 г. несколько петербургских священников основали ежемесячник «Дух Христианина» (см. Энц. V), прекратившийся к сентябре 1865 г. В 1862 г. преосв. Макарий (Булгаков) основал в Харькове ежемесячник «Духовн. Вестн.» (ib. V). В том же году стали выходить «Христианские Древности и Археология». С 1863 г. московское Общество любителей духовного просвещения стало издавать «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», сначала отдельными выпусками, затем четыре раза в год, потом ежемесячно. В следующем году появился «Духовный Дневник» при Харьковской духовной семинарии. В 1867 г. при «Правосл. Собеседн.» стали издаваться «Известия по Казанской епархии» по программе «Епарх. Ведом.» В следующем году появились «Записки миссионерского Общества»; в 1870 г. «Воскр. Беседа» в Москве (см. Энц. т. III) и «Воскресные Листки» в Петербурге (III); в 1873 – «Миссионерский противомусульманский сборник» в Казани и «Листок духовной библиографии» в виде приложения к «Воскр. Чтению»; в 1874 – «Церковно-Общественный Вестник» в Спб. и «Миссионер», издание православного Миссионерского общества; в 1875 – «Братское Слово» – противораскольничий журнал проф. Н. И. Субботина (см. II) и «Церк. Вестн.» – еженедельный орган при «Христ. Чтении», получивший значение официального органа Св. Синода, взамен прекратившейся вскоре «Духовной Беседы»; в 1878 – «Протоколы заседаний Казанской духовной академии при «Правосл. Собеседн.» и «Душеполезн. Размышления», издававшиеся в Москве до 1877 г., в 1880 – «Известия Кирилло-Мефодиевского братства». Характерною чертою большинства духовных журналов этого времени было смелое обсуждение церковных и церковно­-общественных вопросов. Несколько другой характер приняло развитие духовной журналистики с 1881 г. Научно-богословские и церковно-общественные вопросы отступают на второй план и главное место в духовной журналистике занимают назидательные общедоступные статьи религиозно­-нравственного содержания, соответственно потребностям широкого полуобразованного круга читателей. С внешней стороны особенностью духовных журналов последнего времени является масса приложений, которые стали давать духовные журналы по примеру светских. Явилось много новых духовно­-назидательных журналов; некоторые журналы изменили свою программу; не приспособившиеся к требованиям времени прекратили существование. Из новых назидательных журналов отметим: «Троицкие Листки», явившиеся еще до 1881 г. и теперь получившие огромное распространение, с 1884 г. «Киевские Листки» и «Пастырский Собеседн.», «Духовный Цветник», издававшейся в Петербурге в 1885–1886 гг., «Почаевские Листки» и «Душеполезный Собеседн.» – в 1886 г., «Кормчий» в Москве, «Церковно-приходская школа» в Киеве и «Христианский Путь» в Вольске – в 1887 г.; «Русский Паломник», заменивший «Церковно-Общественный Вестн.» и «Друг Истины», издававшейся в Москве в 1888–91 гг. (см. Энц. IV), «Вест. Трезвости» в Петербурге в 1894 г., «Приходск. Жизнь» – в 1898 г. в Ярославле, «Отдых Христиан.» и, как приложение к нему, «Трезвая Жизнь» – в 1900 г. в Петербурге, «Друг Трезвости» – в 1900 и 1901 г. в Петербурге (см. т. V), «Православно-Русское Слово», издаваемое с 1901 г. «Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви», «Божья Нива», издаваемая редакцией «Троицких Листков» для церковно-­приходских школ, «Rigas Garigais Wehstnesis», изд. с 1902 г. на латышском языке, «Листки московской синодальной типографии» – с 1903 г., «Наставления и утешения святой веры христианской» – с 1903 г. в Одессе, «Waimuli Sonumetoosa» («Дух. Вест.») – с 1904 г. на эстонском языке, изд. рижского Петропавловского братства. Явилось затем несколько новых миссионерских журналов: «Миссионерский Сборник», изд. в Рязани с 1890 г. братством св. Василия Рязанского, «Православный Благовестник», изд. в Москве православным Миссионерским обществом, «Миссионерское Обозрение», изд. с 1893 г. В. Скворцовым сначала в Киеве, а потом в Петербурге, и предназначенное по преимуществу для интеллигентных читателей, «Американский Правосл. Вестник», изд. в Нью-Иорке православной американской миссией, «Православный Путеводитель», изд. с 1903 г. в Петербурге. Кроме общедоступных журналов появились и журналы, рассчитывающие на круг образованных читателей. Таковы были: славянофильский «Благовест», изд. в Харькове в 1883–87 гг. (см. Энц. II), «Вера и Разум» – также в Харькове с 1884 г. (III), «Вера и Церковь» – в Москве с 1899 г. (III). В 1891 г. прекратилось «Прав. Обозрение» и в 1894 г. – «Чтения в Обществе любит. духовн. просв.». Оба погибли по недостатку подписчиков. Академические журналы, побиваемые конкуренцией других, более соответствующих запросам времени журналов, далеко не процветали. «Творения святых отцов» в 1892 г. были преобразованы в «Богословский Вестник» (Энц. II). Различные отрасли церковного управления так же обзавелись своими журналами. С 1888 г. стали выходить «Церк. Ведомости» – еженедельный журнал, издаваемый при Св. Синоде; с 1890 г. центральное управление военного духовенства завело свой официальный журнал «Вестник военного духов.» (III); с 1896 г. выходит «Народное Образование», официальный орган училищного совета при Св.Синоде; в 1891 г. стал выходить «Вестник грузинск. экзархата». Упомянем в заключение об издании православного Палестинского общества «Прав. палестинский сборник», выходящий с 1881 г., и об издании ведомства учреждений императрицы Марии «Вестник Благотвор.» (III). С 1904 г. в Сергиевом Посаде стал выходить библиографический журнал: «Новости богословской литературы».

Литература. Проф. А. И. Лопухин, «Семидесятилетие духовно-академического журнала Христ. Чт.», в «Христ. Чт.» 1896 г., январь-февраль; А. С. Родосский, «К истории журнала Христ. Чт.», в «Христ. Чт.» 1896 г., сентябрь-октябрь; «История христианской церкви в XIX веке», т. II, стр. 657 и след., 706–709; Η. К., «К истории Прав. Собеседн.» (по поводу тридцатилетия журн.), «Прав. Соб.» 1885 г., декабрь, стр. 459–507: «Список русских повременных изданий с 1703 по 1899 г.», Петербург 1901; Η. Μ. Лисовский, «Русская периодическая печать, 1703–1894»; В. Жмакин, «Краткий очерк духовной журналистики за 1903 г.», «Церк. Ведом.» 1904 г.; «Двадцатилетие журнала Труды киевской дух. академии», Киев 1883.

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle