Источник

Жидята

Жидята Лука – второй (после Иоакима Корсунянина) епископ Новгородский с 1036 г. по 15 октября 1059 или 1060 г. Поставлен на епископство по воле вел. кн. Ярослава, помимо прямого кандидата Ефрема. Объединяя русскую землю под своею властью, Ярослав князем в Новгороде ставит своего старшего сына Владимира, а епископом делает Л., устранив ученика Иоакима, Ефрема, который в течение нескольких лет замещал кафедру своего учителя, «святительству же не сподобися». Очевидно, Ярослав думал найти в лице Л. Ж. епископа надежного и дельного. Ставленник князя, надо полагать, оправдал возлагавшиеся на него надежды. Деятельность его в Новгороде была разнообразна и продолжительна (23 года). При его участии построен и освящен знаменитый Софийский собор; строились, вероятно, и другие церкви и монастыри. При нем велись в Новгороде летописные записи. Заботился епископ и о христианском просвещении недавно крещенного народа. Для этого деятельно переписывались священные (напр., Остромирово Евангелие) и учительные книги. Сам Л. Ж., полагают, делал переводы с греческого. Наконец, Л. принадлежит слава первого или, по крайней мере, второго (после митр. Илариона) нашего духовного писателя и проповедника. С его именем известно «Поучение к братии». Краткое по форме, но богатое по содержанию, оно в простой, безыскусственной, но сильной и меткой речи содержит элементы христианского нравоучения, которые были необходимы для крещенного, но не оглашенного народа. В авторе виден человек дела, христиански настроенный; он чужд цветистого ораторства и византийской риторики. Впрочем, авторство Л. Ж. некоторыми подвергается серьезному сомнению (проф. Н. Никольский, Ближайшие задачи изучения др. рус. книжности, Спб. 1902 г., И. О. Л. Д. П. CXVII, стр. 28–29). Спорный вопрос и относительно национальности Л. Если некоторые считают несомненным его чисто русское, даже частное, новгородское происхождение; другие, основываясь на загадочном прозвище «Жидята», видят в нем еврейского перекрещенца (пр. Малышевский). Деятельность Л. в Новгороде была не без терний. После смерти его покровителя кн. Ярослава, вследствие лживого доноса своих холопов («клевета в неподобных речах»), Л. в 1055 г. был осужден митр. Ефремом и пробыл в заключении в Киеве 3 года. Восстановленный в своих правах, он скончался 15 окт. 1059 или 1060 г. В XVI в. Л. Ж. причислен к лику святых. Мощи его в 1558 г. при перестройке придела Новг. Софийского собора были обретены нетленными. Память его совершается вместе с Новгородскими святителями 4-го окт. и 10-го февр. Поучение Л. Ж. полностью напечатано трижды: 1) Тимковским в «Русск. Достопам». 1815 г., I; м. Макарием в «Истории р. ц.», ч. I, и Евсеевым в «Памятн. др. рус. ц. учит. литер.», Спб. 1903 г., I.

Литература и списки поучения указаны в печатающемся труде проф. Н. К. Никольского: Материалы для повременного списка рус. писат. и их сочинений (XI–XIV вв.) Спб. 1903, вып. I.

А. С.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle