Жданов А. А.
Жданов А. А., магистр богословия, по окончании курса в Моск. дух. академии в 1887 году со степенью кандидата богословия как один из лучших студентов был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре Св. Писания Нового Завета и занялся, главным образом, изучением Апокалипсиса. Его «Отчет о занятиях в качестве профессорского стипендиата», напечатанный в «Прибавл. к творениям св. отцов» за 1889 г., ч. XLIII, содержит подробный библейско-критический аппарат к Апокалипсису и указание богатой литературы по всем вопросам, которые ставятся в науке о книге Апокалипсис. По окончании стипендиатского года Ж. был избран и. д. доцента на кафедру Св. Писания В. Завета, а в 1891 г. по утверждении в степени магистра богословия получил звание доцента. Вскоре он перешел на службу в ведомство министерства нар. просвещения. Его магистерская работа: «Откровение Господа о семи азийских церквах (опыт изъяснения первых трех глав Апокалипсиса)», печатавшаяся сначала в «Чтениях Общ. люб. духовн. просвещения» и затем вышедшая отдельным изданием (Москва 1891), была весьма благоприятно принята критикой как весьма обстоятельное и замечательное по силе критической мысли исследование. По отзыву рецензента, «его исследование сохраняет вполне церковный характер. Последний сказывается в самом методе толкования. Автор, по принятому в современной богословской науке обычаю, преимущественное внимание уделяет критике и установке греческого свящ. текста и раскрытию исторической перспективы, современной ап. Иоанну, и посредством снесения параллельных мест из других книг Свящ. Писания, особенно же В. Завета, старается выяснить и чисто религиозный, т.е. богословский, и жизненно-нравственный смысл каждой отдельной мысли разбираемых глав. Полнота приводимых им изъяснительных библейских ссылок в объяснение почти каждого разбираемого слова не оставляет желать ничего лучшего: читатель может легко убедиться, что автор, истолковывая заключительную книгу библейского канона, имел пред глазами содержание всех свщ. книг. Что касается достоинства толкования отдельных мыслей, то прежде всего автору следует поставить в заслугу довольно независимое отношение не только к выводам, но и к приемам современных инославных богословов. Он совершенно чужд общераспространенного и весьма ненаучного приема выводить смысл малопонятных предложений из разбора первоначального коренного значения входящих в них слов, но старается уловить их библейский usus и притом, иногда настолько метко, что бросает свет и на другие места Св. Писания, где эти слова встречаются. Так, не отступая от общецерковного понимания названий Господа И. Христа Сущим, Словом, Истинным, он указывает некоторые забытые в современной науке их нравственные оттенки, подтверждая их ссылками на отцов церкви. Затем автор весьма искусно и убедительно выясняет столь трудно уразумеваемые обыкновенным читателем многочисленные символы, введенные апостолом в книгу Откровения, и привязывает смысл каждого из них к определенным христианским идеям. Это составляет не только высокое достоинство экзегетического труда г. Жданова, но и весьма ценное его преимущество пред подобными же библейскими трудами последних лет («Творения св. отцов» за 1891 г., IV книга; см. также «Церковные Вед.» 1891 г. № 31, стр. 1167–1168). Ему же принадлежат «Новые пособия при изучении Св. Писания» («Бог. В.» 1892, январь); «Новый еврейский словарь» (там же, сентябрь); «Иллюстрированная библейская энциклопедия архим. Никифора» («Бог. В.» 1898, май); «Новейший реставратор ветхозаветного храма (ответ г. М. Муретову)», 2 вып., Сергиев Посад 1893, – основательная, но иногда придирчивая критика докторской диссертации Муретова: «Ветхозаветный храм».