Источник

Ефрем Сирин

Ефрем Сирин св. Родился в начале IV века в Месопотамии, в г. Низибии, от небогатых родителей земледельцев, которые воспитали своего сына в страхе Божием. Но лета юности не прошли для Е. без некоторых увлечений и преткновений. Пылкий по природе, он был раздражителен и в юности своей, как сам он говорил, нередко ссорился, поступал безрассудно и сомневался даже в промысле Божием. Его однажды напрасно обвинили в похищении овец и посадили в темницу. Здесь Е. удостоился слышать голос, призывающий его к благочестию. Оправданный на суде и освобожденный из темницы, он, увидев в этом руку Божию, премудро правящую миром, оставил мысль о случайности совершающегося с человеком и познал, что «есть око, надо всем надзирающее» и карающее всякое преступление. Возвратясь домой, он оставил мир и удалился в горы к Иакову Низибийскому. Под руководством Иакова он изучал Свящ. Писание и упражнялся в строгих подвигах благочестия. За его благочестивую, истинно подвижническую жизнь все граждане Низибии относились к нему с величайшим уважением и любовью, и смотрели на него, как на святого. По взятию Низибии персами в 363 году он покинул ее. Поселившись в г. Едессе на одной горе, он вел строго подвижническую жизнь и продолжал заниматься изучением Св. Писания. К уединенной пещере скоро начали стекаться толпы народа, желавшего получить от него наставления. Св. Е. поучал народ и устно, и письменно, а для большего успеха вскоре открыл училище, из которого впоследствии вышли знаменитые учители Сирской церкви. Он убеждал своих слушателей вести нравственную жизнь и строго обличать лжеучителей, волновавших тогда христианский мир. Многие из язычников сирийских, слыша проповеди Е., обратились в христианство. В конце своей жизни св. Е. путешествовал в Египет, посетил в Кесарии св. Василия Великого и принял от него сан диакона. Впоследствии св. Василий Великий хотел посвятить его в сан епископа, но смиренный Е. отклонил от себя этот сан и мирно скончался диаконом в 373 году в г. Едессе. Ростом был мал и «скудобрад», т. е. обладал маленькою бородой. Бог прославил его даром чудотворений. Отрешившийся от всех земных привязанностей, отдавшийся непрестанной молитве, посту, богомыслию, служению ближним, необычайно смиренный подвижник, ревностный и тонкий обличитель еретиков, неутомимый и глубокомысленный толкователь Свящ. Писания, искренний и искусный песнописец, редкий знаток сердца человеческого и пламенный проповедник покаяния и нравственного обновления, преп. Е. вмещал в себе, по словам св. Григория Богослова, все то, что составляет отличительные черты человека по Богу. Он оставил после себя много творений богословских, истолковательных, обличительных и нравственных. Более всего он писал о сокрушении сердечном, о необходимости постоянно проливать слезы покаяния. Знание духовной природы человека, приобретенное путем постоянного самоуглубления, снисходительная любовь к падшему человеку, сердечное и пламенное одушевление – вот качества, придающие особенную привлекательность его нравоучениям. Св. Е., кроме того, составил много умилительных молитв и песнопений.. Ему, между прочим, принадлежит известная великопостная молитва – «Господи и Владыко живота моего», а также трогательные стихиры, поемые при погребении. Память его 28 января.

Сочинения Е. еще при его жизни переведены были на греческий язык. Блаж. Иероним сообщает, что они читались в церквах после Св. Писания, подобно творениям Ерма и Климента Римского. Между его многочисленными (по Фотию – до 1000) творениями первое место занимают толкования на Св. Писание, которым особенную цену придает знание Е. еврейского языка, географии и этнографии Палестины. В своих догматических исследованиях Е. избегает ученых приемов и доказательств, и основывается на церковном авторитете.

Литература. Указание иностранной литературы см. в Энциклопедии Герцога и Гаука, изд. 3-е, том V, стр. 406–409, и в Патрологии Барденгевера, 364–366. Русская: переводы в «Христ. Чтении» за 1821, 1823, 1827– 29, 1831–40, 1842, 1845–47; «Творениях св. отец», 1848–53; «Воскресном Чтении», годы 2, 3, 5, 10–13, 16, 22; изд. Москов. д. акад. 8 томов; Евсевий, экзарх Грузии, «Сочинения и переводы», Спб. 1854; Филарет Черниговский, «Завещание Ефрема Сирина», «Черниговские Епарх. Ведомости» 1862 г., № 5; его же, «Историческое учение об отцах церкви». § 130; Забелин, «Преподобный Ефрем Сирин и его проповеди» (в «Руководстве для сельских пастырей»); Соколов А. Б., «Жизнь св. Ефрема Сирина, характер его сочинений и черты из его учения» (в «Прибавл. к твор. св. от.» 1848 г., т. VII); его же, «Некоторые черты из учения св. Ефрема» («Приб. к тв. св. от.» 1849 г., т. VIII); «Духовный Вестник» 1875 г., «Церковные проповедники в IV веке; Левашов, «Образцы Сирского песнопения» («Духовная Беседа» за 1873 и 1874 гг.); И. Барсов, «Ефрем, как проповедник» («Христианское Чтение» за 1886 г.); Смирнов И., «Проповеди св. Ефрема Сирина», Киев 1895 г.

К. и Т.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle