Источник

Екатерина II Великая

Екатерина II Великая, императрица всеросс. (21 апреля 1729 г. – 6 ноября 1796 г.). Положение церкви и духовенства при ней. Царствование Е. сопровождавшееся крупными реформами в жизни всех сословий, сопровождалось в частности крупными мерами и в отношении церкви и духовенства. Характер этих мер зависел отчасти от господствовавших стремлений века, которым причастна была и сама императрица, отчасти от ее личного характера, отчасти, наконец, от отношения к духовенству общества того времени. В первые годы своего царствования, в пору увлечения либеральной философией XVIII века, Е. подозрительно относилось к духовенству. Как и французские философы, она видела в духовенстве лишь одно «закоснелое властолюбие», сознательно удерживающее народ в заблуждениях, чтобы лучше господствовать над ним. Хотя при более близком знакомстве с русскою жизнью она и увидела, что упреки, не без основания делаемые p.-католическому духовенству французскими философами, неприменимы к духовенству православному, но отношение ее к духовенству изменились мало и целый ряд мер, предпринятых ею, клонился к полному подчинению духовенства светской власти. Прежде всего, она стала замещать архиерейские кафедры не малороссами, как это было при Петре и Елизавете, а почти исключительно великороссами. Малороссийские иерархи считались зараженными «папежским духом». Воспитанные на р.-католических богословах, они, естественно, заимствовали от них некоторые клерикальные воззрения на отношение церкви к государству. Е. надеялась найти в великороссийских иерархах более податливый материал для своих планов. И она не ошиблась. Выдвинутые ею великороссы, – Димитрий Сеченов, Гедеон Криновский, Гавриил Петров, Платон Левшин, Иннокентий Нечаев, получившие первенствующее положение в иерархии с помощью светской власти, – чтобы удержать свое положение за собою, должны были беспрекословно подчиняться ее предписаниям и были усердными помощниками Е. во всех ее мероприятиях касательно церкви. Мало того, они были самыми ревностными противниками своих же членов, находивших эти мероприятия вредными для своего сословия и пытавшихся бороться против них. Наиболее характерно эта угодливость светской власти проявилась в деле Арсения Мацеевича (см. I). Далее власть Св. Синода была сильно ограничена Е. Под давлением светской власти Синод часто бывал вынужден изменять и даже уничтожать свои определения. Так было, напр., в деле Анатолия Мелеса (см. «Русский Архив» 1870 г., «Анатолий Мелес»). Власть обер-прокурора Св. Синода увеличилась. Он был уже не «оком государь», наблюдающим, чтобы решения Синода не клонились ко вреду гражданского общества, а полновластным хозяином в Синоде, распоряжавшимся в нем сообразно с видами государыни. Вообще, цель церковной политики Екатерины состояла в том, чтобы сделать духовную власть послушным орудием в достижении своих политических предначертаний, Желая царствовать самодержавно в широком смысле слова, она не допускала, чтобы церковная власть, подчиняясь светской, все же считала себя самостоятельною в своей сфере и смотрела на ее представителей, как на своих чиновников, имевших одну обязанность – точное исполнение ее воли. Заручившись покорностью духовенства, стоявшего во главе церковного управления, Е. беспрепятственно могла производить реформы в духовенстве подвластном. Реформы эти касались материального положения духовенства, его образования и нравственного уровня, его прав и привилегий. Все эти реформы получили свое начало еще при Петре, и Екатерине пришлось лишь доканчивать то, что не было осуществлено по политическим обстоятельствам. Вследствие сословной замкнутости духовенства, лиц духовного звания было гораздо более, чем мест для них, почему количество клира при церквах чрезмерно увеличивалось. Поэтому еще при Петре были установлены постоянные штаты причтов, и все лица, не попавшие в штат, должны были приписываться в податное сословие или поступать в полки. И при Е. мы видим целый ряд указов о распределении заштатных и излишних священно- и церковно-служителей. При ней было два разбора духовенства – в 1769 и в 1784 году. Первый разбор производился на основании законоположения Петра, причем единственной заботой правительства было забрать в военную службу как можно больше лиц духовного сословия. Второй разбор производился на основании новых штатов и целью его было, главным образом, очищение духовенства от излишних и негодных своих членов. Однако все мероприятия Е. не достигали своей цели, так как, борясь против накопления в клире излишних членов, они не касались причины этого явления – сословной замкнутости духовенства и не дозволяли свободного перехода из него в другие сословия. Наиболее крупною мерою, затрагивающею материальное положение духовенства, было отобрание церковных имений. Чувствуя себя не совсем твердою на престоле в начале своего царствования, Е. указом 12 августа 1762 г. возвратила духовенству отобранные Петром III имения, но вскоре учреждена была комиссия, имевшая решить судьбу церковных имений. Е. произнесла в Синоде речь, в которой высказала, что «имения духовенства похищены у государства». Наконец, 26 февраля 1764 года «всенародно» объявлен был манифест, которым церковные имения поручались в полное ведение коллегии экономии. Духовенство вознаграждено было за свои имения скудным жалованьем, составлявшим какую-нибудь десятую часть прежних доходов. Но реформа 1764 г. имела и свои хорошие стороны: она повела к уничтожению крепостных отношений между иерархией, клиром и паствою, освободила силы церковной власти, дотоле связанные заботами о вотчинах, для более высокой и производительной деятельности, уравняла средства церковных учреждений, исполняющих одно и то же дело в церкви Божией, способствовала уяснению истинных начал для возникновения новых церковных учреждений. Отобравши у монашествующего духовенства недвижимые имения, Е. не употребила части доходов с нас на обеспечение бедного белого духовенства. Мало того, правительство наложило свою руку на единственный почти источник его содержания – плату с прихожан. Желая уничтожить вымогательство излишней платы с прихожан, Е. сенатским указом 18 апреля 1765 года установила крайне низкую таксу за совершение треб, – напр., за крещение полагалось брать 3 копейки, за свадьбу 10, за погребение взрослых 10, за погребение младенцев 3 к. Впрочем, эта такса имела мало практического значения. Несколько улучшился материальный быт белого духовенства, благодаря уничтожению Е. податей и поборов в пользу духовенства монашествующего, на содержание чиновников духовной администрации и на содержание духовных училищ. Более крупное значение для белого духовенства имело наделение церквей землею. Все сельские церкви были наделены 36 десятинами земли, взятой у помещиков. К сожалению, благодетельное значение этой меры много было ослаблено тем, что помещики по большей части уделили духовенству самую худую и неудобную землю. Таким образом, правительство Е., отняв у духовенства богатые недвижимые имения, ничего не истратило из государственных средств для улучшения его материального быта, а некоторое улучшение в положении белого духовенства произведено было за счет духовенства монашествующего и землевладельцев. Целый ряд указов издан был правительством Е. против распространенных среди духовенства того времени пьянства, бродяжничества и вымогательства. Сознавая однако, что угрозами и указами уничтожить порок нельзя, Е. заботилась и об образовании духовенства. До Е. духовно-учебные заведения содержались за счет сборов с церковных имений (двадцатая часть доходов) и с церквей (тридцатая). С отобранием церковных имений и с уничтожением сборов с церквей эти средства содержания были заменены казенными окладами, крайне недостаточными и гораздо меньшими прежних сборов. Материальное обеспечение духовно-учебных заведений теперь стало зависеть главным образом от уменья епархиальных архиереев изыскивать средства. Понятно, что печальное материальное положение духовной школы мешало ей в достижении тех широких задач, которые возлагала на нее Е. Она желала уничтожить ремесленный характер духовной школы, расширить круг преподаваемых в ней наук, дать ее воспитанникам общее образование и сделать из них просвещенных пастырей. В таком духе Е. составила инструкцию, данную комиссии о церковных имениях, а затем составила и особую комиссию для преобразования духовных школ. Но широко задуманный проект этой комиссии не был осуществлен, а недостаток материальных средств не позволял духовным школам ни завести библиотек, ни иметь хороших учителей, и если в царствование Е. образование духовенства поднялось, то только благодаря таким ревнителям духовного просвещения, какими были м. Платон, м. Гавриил, Иннокентий Псковский, Парфений Смоленский и др.

Либеральный век Е. благоприятно отразился на приниженном правовом положении духовенства. С 1771 г. все священнослужители были de jure освобождены от телесных наказаний; в 1766 году было подтверждено, чтобы при светском суде над духовными лицами присутствовал депутат со стороны духовенства, а в 1791 году велено было депутату присутствовать и при следствии; в 1769 году произвол помещиков над приходским духовенством был запрещен; в 1774 году запрещен был произвол полковых командиров над военными священниками. Несколько освобождено было белое духовенство от гнета со стороны духовенства монашествующего. Кроме отмены податей со стороны белого духовенства в пользу монашествующего, в 1768 году было сделано распоряжение, чтобы состав духовных консисторий был не из одних монашествующих, а чтобы в ней были и «из протопопов или священников, достойные к той должности непременно».

Отношение общества к духовенству в царствование Е. было неодинаково. Высшее общество, зараженное антирелигиозными идеями французской философии, относилось к бедному и малообразованному духовенству презрительно, видя в нем сословие, по меньшей мере, отсталое и, пожалуй, вредное для государства и общества, и унижало его при всяком удобном случае. Исключения, конечно, были, но редко. Низшей необразованной части общества священник нужен был только как совершитель религиозных обрядов, а на его внутренние достоинства внимания обращалось мало.

Литература. Беликов, «Отношения государственной власти к церкви и духовенству в царствование Е. II.», Чтения в О. л. д. просвещения. 1874 г.; П. Знаменский, «Чтения из рус. церкви за время царствования Е.», Правосл. Собес. 1876 г.; его же, «Приходское духовенство со времени реформы Петра Великого»; П. Знаменский, «Положение духовенства в царствование E. II и Павла I», Μ. 1880; Завьялов, «Вопрос о церковных имениях при императрице E. II», Спб. 1900, его же, «К истории отобрания церковных имений при E. II», «Христ. Чтение» за 1899 г.; «К вопросу об имуществах церковных», «Хр. Чт.» 1900 г., январь; Н.Ф. Климов, «Страница из церковного законодательства императрицы Е. II», «Хр. Чт.» 1900 г., январь; его же, «Постановления по делам православной церкви и духовенства в царствование императрицы Е. II», Спб. 1902 г.; Виктор Крылов, «Екатерининская комиссия в ее отношении к духовенству как сословию», «Вера и Разум» 1903; Л. Золотницкий, «Вольнодумство русского общества в век Екатерины и борьба с ним церковной проповеди», «Странник» 1903.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle