Источник

Екатеринбургская епархия

Екатеринбургская епархия.

I. Исторический очерк. Епархия учреждена 29 января 1885 г.; образована из бывшего викариатства Пермской епархии, в составе всех уездов Пермской епархии, расположенных за Уральскими горами, в Азии: Екатеринбургского, Ирбитского, Верхотурского, Камышловского и Шадринского. Архиерею положено именоваться Екатеринбургским и Ирбигским. Первым епископом был

1) преосвященный Нафанаил (Николай Игнатьевич Леандров); по окончании курса Ярославской семинарии в 1834 г. был священником и с 1848 г. протоиереем, с 1855 г. состоял при придворной церкви с. Коробова; в 1872 г. уволен в монашество с пенсией, в 1873 г. пострижен и назначен настоятелем Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря с возведением в архимандрита, в 1868 г. хиротонисан в епископа Сарапульского, викария Вятской епархии (см. очерк Вятской епархии), в 1882 г. переведен на Екатеринбургское викариатство, и когда это последнее было преобразовано в самостоятельную епархию, стал епископом Екатеринбургским и Ирбитским. Скончался 10 января 1888 г. После него следовали:

2) Кирилл (Орлов), назначенный 13 февраля 1888 г. из епископов Чебоксарских (о нем см. очерк Воронежской епархии); от назначения он отказался и был 2 апреля уволен на покой в Казанскую Раифскую пустынь. В 1889 г. был назначен епископом Ковенским. Скончался 26 декабря 1890 г.

3) Поликарп (Павел Петрович Розанов), сын священника Рязанской епархии, род. в 1828 г., по окончании курса Московской духовной академии со степенью магистра в 1852 г. поступил на учебную службу и состоял преподавателем семинарии в Киеве свыше 25 л. В 1884 г. в марте принял монашество и был назначен настоятелем-архимандритом Киево-Николаевского монастыря, а 9 сентября того же года хиротонисан в Киеве во епископа Уманского, викария Киевской митрополии. В 1887 г. короткое время управлял Курскою епархией, 2 апреля 1888 г. назначен в Екатеринбург, где 24 октября 1891 г. и скончался. Погребен в кафедральном соборе. По отзыву биографов, владыка любил уединение и был человек кабинетный, отличался необыкновенным трудолюбием и за делами просиживал ночи; в обхождении был кроток: никто никогда не видел его гневного взгляда, не слышал от него резкого слова («Екатеринб. Е. В.» 1891 г. №№ 42, 43, 45–46; 1888 г. № 16).

4) Афанасий (Пархомович), назначенный 8 ноября 1891 г. из викариев Вятской епархии, а 12 ноября 1894 г. назначенный архиепископом на Дон, где и святительствует доныне (см. очерк Донской епархии и «Екатеринб. Е. В.» 1891 г. № 47, 48, 50; 1892 г. № 1; 1894 г. № 51–52; 1895 г. № 9).

5) Симеон (Покровский), бывший в Екатеринбурге с 12 ноября 1894 г. по 12 июня 1896 г., когда, к общему сожалению полюбившей его паствы, был перемещен в Екатеринослав, где и святительствует доныне (см. очерк Екатеринославской епархии и «Екатеринб. Е. В.» 1894 г. №№ 49, 51–52; 1896 г. №№ 27–28, 34).

6) Владимир (Шимкович), назначенный 12 июня 1896 г. из Екатеринослава; 2 июня 1897 г. уволен на покой; ныне состоит викарием Воронежской епархии, епископом Острогожским (см. очерк Воронежской епархии и «Екатеринб. Е. В.» 1896 г. №№ 27–28, 31; 1897 г. 13 и 14).

7) Христофор (Федор Алексеевич Смирнов), сын диакона Смоленской епархии, по окончании в 1869 г. Киевской духовной академии со степенью магистра был недолго преподавателем в Смоленской семинарии, а потом с 1871 г. занял профессорскую кафедру в Киевской академии. В 1883 г. принял монашество и затем, в сане архимандрита, назначен ректором Тамбовской семинарии, в 1885 г. перемещен в Вифанскую семинарию и в 1886 г. назначен ректором Московской духовной академии 25 мая 1887 г., в Троице-Сергиевой лавре, хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской митрополии. В конце 1890 г. оставил епархиальную учебную службу и был назначен управляющим Воскресенского Новоиерусалимского монастыря; в 1892 г. назначен епископом Ковенским, викарием Литовской архиепископии. 6 июня 1897 г. назначен епископом Екатеринбургским, 29 марта 1900 г. переведен в Каменец-Подольск, отсюда в 1903 г. в Уфу, где и святительствует поныне. Владыка известен в научном мире своими трудами в области литургики и церковной археологии: «Образы Иисуса Христа» («Твор. свв. отец» 1886 г.), «Древнехристианская иконография, как выражение древне-церковного сознания» («Прав. Обозр.» 1886 г.), «Общий взгляд на историю церковной иконографии», «Описание коллекции древних русских икон киевского церковно­-археологического общества», «Богослужение христианское со времени апостолов до IV в.», «Гимн Климента Александрийского», о происхождении и литургическом характере таинств, о богослужении апостольского времени и др. (в «Трудах К. Д. Акад.» 1873–1883 гг.). На Екатеринбургской кафедре за короткое время служения он оставил воспоминание о себе, как о благожелательном и любящем отце («Екатеринб. Е. В.» 1897 г. №№ 13, 17; 1900 г. №№ 7, 10).

8) Ириней (Харисим Михайлович Орда), сын священника Полтавской епархии, по выходе в 1861 г. из Киевской духовной академии со степенью магистра был преподавателем Екатеринославской духовной семинарии, в 1864 г. перешел в Киевскую на курс Свящ. Писания; в 1887 г. принял священство и назначен законоучителем 3-й гимназии; в 1883 г. постригся в монашество и был назначен ректором Киевской семинарии с возведением в архимандрита. В киевском академическом органе он вел отдел иностранной библиографии и помещал свои статьи; издавал и редактировал журнал «Воскресное Чтение»; редактировал «Руководство для сельских пастырей. В этих журналах рассыпано множество его статей и заметок. Более значительными его сочинениями являются: история церковной истории (в «Трудах К. Д. А.»), руководства: к последовательному чтению пророческих и учительных книг Ветхого Завета, – к пониманию Псалтири, – к толковому чтению Библии; разбор книги Ренана, книга за веру и против неверия, и мн. др. Его переводы: Толковая Псалтирь Зигабена, с греческого; Мученики Колизея, с английского; Пастырские послания св. ап. Павла, с французского; Жизнь Иисуса Христа, с немецкого, и мн. др. В 1888 г. 9 мая он хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской митрополии, в 1890 г. переименован во епископа Чигиринского, в 1892 г. назначен епископом Могилевским, в 1893 г. переведен в Тулу, в 1896 г. – в Каменец-Подольск, 29 марта 1900 г. – в Екатеринбург, 28 марта 1902 г. – в Орел («Екатеринб. Е. В.» 1900 г. №№ 7–9), сконч. в 1904 г.

9) Никанор (Каменский), переведенный 28 марта 1902 г. из Орла, куда он перешел из Смоленска («Екатеринб. Е. В.» 1902 г. № № 9–11); в 1903 г. переведен в Гродно (биографические сведения о владыке сообщены в очерке Архангельской епархии). С 26 ноября 1903 г. святительствует

10) Владимир (Соколовский), бывший перед тем епископом Оренбургским.

В последние годы напечатано историческо-статистическое описание епархии, под названием: «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», изд. братства св. прав. Симеона, Екатеринбург 1902.

II. Статистический обзор. – Пространство епархии – 120, 306 кв. в., православного населения (сведения за 1901 г.) 1.312, 469 душ, в 1901 г. было родившихся 85, 793 души, умерло 62, 749; присоединилось к православно из раскола 186 и на правах единоверия 188, из сектантов 3, из римско-католиков 7, лютеран 4, реформатского исповедания 1, из евреев 4, магометан 2, татар 7, башкир 5 и черемис 2, всего 409 душ; браков совершено 13, 870, разводов 1З. Церквей в епархии, имеющих причт, 417. Монастырей с архиерейским домом 9, в том числе 3 мужских и 5 женских; монахов 64 (по штату положено 29), послушников 185; монахинь 189 (по штату положено 101), послушниц 1017. Духовенства: протоиереев 25, священников 544, диаконов 204, псаломщиков 445, в том числе единоверческих 1 протоиерей, 36 священников, 3 диакона и 5 псаломщиков. Церковных школ 385, в том числе 2 второклассных, 1 двухклассная, 162 одноклассных и 220 школ грамоты; учащихся 16, 057, в том числе мальчиков 11, 000. Библиотек при церквах 336. Церковно-приходских попечительств 256. Богаделен при церквах 3, при монастырях 2; приютов при церквах 1, при монастырях 2; странноприимных домов – 1 при единоверческой церкви и 1 при общине. Раскольников и сектантов в пределах епархии свыше 56, 000 душ; инородцев – нехристиан (магометане) – до 70, 000.

III. Епархиальное управление. Консистория имеет 4-х штатных и одного сверхштатного члена. Благочинных над церквами 29; в каждом благочинническом округе имеется благочиннический совет; благочинных над монастырями 3. В епархии имеются особые духовные следователи – 32.

IV. Духовно-учебные заведения. Духовной семинарии в епархии нет, но вопрос о ее открытии, по-видимому, приближается к осуществлению («Екатеринб. Е. В.» 1903 г. № 6, 1902 г. № 16). Екатеринбургское духовное училище в 1901 г. имело 146 воспитанников, в том числе иносословных 27, живущих в общежитии 82. Камышловское духовное училище открыто в 1888 г., когда в уездный город Камышлов, по желанию окружного духовенства, было переведено духовное училище из заштатного города Долматова («Екатеринб. Е. В.» 1888 г. № 37; 1894 г. № 15–16). В 1901 г. в нем было 163 воспитанника, в том числе иносословных 30, живущих в общежитии 103. Епархиальное женское училище образовалось из женского 4-классного училища при Новотихвинском монастыре, еще когда Екатеринбургская епархия входила в состав Пермской, в 1880 г., для зауральской части Пермской епархии, образовавшей Екатеринбургскую епархию. В 1902 г. в училище было 272 воспитанницы; на содержание училища израсходовано свыше 41, 000 р. В 1897 г. при училище открыта церковно-приходская школа («Екатеринб. Е. В.» 1897 г. № 21; 1900 г. №№ 12–17, 18; 1901 г. № 4; 1908 г. № 6).

V. Духовно-просветительные, благотворительные и взаимно-вспомогательные епархиальные учреждения.Православное церковное братство святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, основанное в 1886 г., имеет две задачи: заботу об обращении раскольников и сектантов и заботу об охранении, утверждении и распространении православной веры, нравственности и просвещения. Братство имеет 35 миссионерских комитетов, несколько сотрудников-миссионеров, устраивает внебогослужебные чтения и собеседования, оказывает пособие школам, распространяет свои и другие издания. В 1902 г. на приходе у братства было более 20, 000 р., к 1903 г. было свыше 60, 000 р. Членов в 1902 г. было 240 («Екатеринб. Е. В.» 1886 г. № 1; 1903 г. №№ 7–10). – Епархиальный комитет православного Миссионерского общества содержит 4 миссионерских школы, организует священнические поездки к кочующим вогулам. В 1902 г. собрано 6500 р., членов было 271 («Екатеринб. Е. В.» 1903 г. №№ 7, 12). – Епархиальный отдел православного Палестинского общества открыт в 1894 г.; в 1902 г. имел 267 членов, вел чтения о Св. Земле в 40 пунктах и собрал свыше 4200 р. («Екатеринб. Е. В.» 1894 г. №№ 12, 15–­16; 1903 г. №№ 1–3). – Церковно-приходские попечительства в 1901 г. сделали пожертвований до 105, 000 р., в том числе на поддержание и украшение церквей свыше 70.000 р., на церковные школы и благотворительные попечительские учреждения до 20.000 р. и на содержание причтов до 15.000 р. Нижне-Салдинское попечительство, Верхотурского уезда, содержит богадельню; Краснослободское, Ирбитского у., – приют. – Из богаделен одна, при Введенской церкви Нижнетагильского завода, устроена протоиереем Флавиановым и обеспечена капиталом в 60, 000 р.; другая, при церкви Нижне-Салдинского завода, содержится церковно-приходским попечительством; третья устроена при кладбищенской церкви с. Краснослободского. – Епархиальное попечительство о бедных духовного звания, открытое вскоре по образовании епархии, 14 февраля 1886 г., имело на приходе до 12, 000 р., израсходовало на выдачу постоянных пособий 399 лицам до 8000 р., единовременных до 450 р., на содержание сирот в епархиальном женском училище до 7000 р., на содержание школы псаломщиков 1000 р. («Екатеринб. Е. В.» 1902 г. №№ 1­2; 1903, №№ 4, 5). К 1902 г. попечительство имело капиталов всех свыше 100, 000 р., в том числе принадлежащих к фонду предполагаемой эмеритальной кассы до 8000 р. – Окружные благочиннические кассы или окружные попечительства. Начало их относится к 1854 г., когда по предложению преосвищ. Неофита, архиепископа Пермского, духовенство начало отчислять 1% из братских доходов в пенсионный капитал для пособия заштатным и сиротам. Этот сбор должен был лечь в основание фонда епархиальной эмеритуры, но дело с основанием эмеритальной кассы затянулось. Тогда сбор с 1866 г. стал поступать в епархиальное попечительство, в качестве особого капитала, и с 1872 г. прекращен. На епархиальном съезде в 1876 г. решено возвратить сбор в благочиния, признать возвращенную сумму неприкосновенным капиталом и выдавать из нее 1% в пособие нуждающимся священно-церковно-служителям, их вдовам и сиротам. После этого и были открыты окружные попечительства, с особыми уставами, утвержденными тогдашней (Пермской) епархиальной властью в 1877–1882 гг. С течением временем кассы начали прибегать и к ссудо­сберегательным операциям. Фонды их увеличиваются, кроме % на капитал, членскими взносами, взносами от награждаемых, сбором с церковной земли, кружечным сбором, 1% сбором с братских доходов, 2% сбором с причтов, поступлением штрафов, налагаемых благочинническими советами, доходом от продажи пробельных листов по повышенной цене, сбором по подписным листам и пр. весьма разнообразными сборами, устанавливаемыми специально по благочиниям. Всех касс в епархии 24. Они к 1901 г. имели капитал в 132, 772 р. Заведуются благочинными или благочинническими советами, или членами благочиннических советов, и контролю епархиального начальства не подчиняются. В настоящее время все эти кассы накануне образования из них епархиальной эмеритальной кассы («Екатеринб. Е. В.» 1903 г. № 18; см. также 1890 г. № № 14–16, 21–23). – Епархиальный свечной завод открыт в 1890 г.; в 1899 г. обзавелся собственными зданиями («Екатеринб. Е. В.» 1890 г. №30; 1899 г. № 23).

VI. Монастыри епархии в общем отличаются богатством церквей и ризниц. Мужские монастыри владеют 565 дес. земли, женские – 1545, общины – 400; из казны получают на содержание 2855 р. Верхотурский Николаевский второклассный штатный мужской монастырь основан в 1604 г. иеромонахом Ионою Пошехонским. В монастыре ныне 4 церкви; в одной из них почивают мощи праведного Симеона, Верхотурского чудотворца; на поклонение мощам собирается множество богомольцев. При монастыре имеется больница и церковно-­приходская мужская школа. Долматовский Успенский третьеклассный мужской монастырь основан в 1697 г. иноком Далматом, просветителем местного края. При монастыре имеется богадельня и второклассная мужская школа. Кыртомский Крестовоздв. общежительный зашт. мужской монастырь. В епархии пять женских монастырей, именно: 1) Екатеринбургский Новотихвинский первоклассный женский монастырь ныне имеет 6 церквей внутри монастыря и 2 на хуторах Елизаветинском и Булзинском; на последнем хуторе находится до 80 сестер; хутор отстоит в 80 в., от монастыря. Это самый многолюдный монастырь в епархии: в нем свыше 450 сестер. В монастыре находится местночтимая икона Богоматери, привлекающая громадное стечение богомольцев. При монастыре имеется богадельня, детский приют, больница и церковно-приходская школа. 2) Верх-Теченский Святотроицкий третьеклассный заштатный женский монастырь, на правом берегу р. Течи, в 70 в. от Шадринска, основан в 1743 г. 3) Каменский Преображенский третьеклассный зашт. жен. мон. имеет женскую школу грамоты. 4) Красносельский Введенский зашт. жен. мон. образован из женской общины, – открыт 15 июля 1899 г. При монастыре имеется детский приют и церк.-прих. женская школа. 5) Калчеданский Покровский жен. монастырь имеет церковно-приходскую школу.

VII. Общины: Верхотурская Покровская со странноприимным домом; Усть-Карабольская Покровская; Каслинская Казанско-Богородицкая, с церковно-приходскою школой.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle