Источник

Екатерина – имя 5 канонизованных римской церковью лиц

Екатерина – имя 5 канонизованных римскою церковью лиц. Из них

1) Екатерина Сиенская (род. 1347 г., ум. 1380 г.), дочь сиенского красильщика сукон Якова Бененказа. С самого раннего детства сказалась ее глубоко религиозная и мечтательная натура, и уже семилетняя девочка дала обет девства и строго соблюла его вопреки желанию родителей. Сильное влияние имела на нее женская доминиканская община (Sorores de poenitentia В. Dominici), куда она потом и поступила. Здесь она предалась аскетическим подвигам в духе средних веков: носила вериги, трижды в день бичевала себя и пр. Она поставила себе три главные цели: 1) возвращение папы из Авиньона на римскую кафедру, 2) крестовый поход и 3) реформу нравов папской курии. В 1374 открылась борьба между папой и Флоренцией, стремившейся к освобождению от папства и даже подчинению местного духовенства светской власти. Папа Григорий XI наложил интердикт на Флоренцию. Тогда-то и выступила Екатерина для примирения обеих сторон. Несколько раз писала она Григорию, склоняя его к миру, а в июне 1376 г. по просьбе флорентийцев отправилась в самый Авиньон, где держала речь перед многолюдным собранием и склонила папу к миру с Флоренцией. В Авиньоне она только поняла мировое значение папского пленения и направила все свои силы к тому, чтобы возвратить Риму наместника Христа. Слабохарактерный Григорий XI подчинился ее влиянию, и, несмотря на то, что большинство кардиналов было против его переезда, он в сентябре 1376 г. покинул Авиньон. В 1377 г. Е. по поручению папы ездила во Флоренцию с целью примирения папы с возмутившимися городами. Во время этой мирной миссии она едва избегла насильственной смерти от возмутившихся флорентинцев, но все-таки ее миссия увенчалась успехом и мир был заключен в 1378 г. Вторую заботу для нее составлял крестовый поход. С этой целью она побуждала неаполитанскую королеву Джиованну, носившую титул Иерусалимской, оказать помощь в предполагаемом крестовом походе. Писала Екатерина и королеве венгерской, и Карлу V, и папе, наконец, и сама готова была отправиться в Палестину, чтобы принести себя в жертву Христу, но поход так и не состоялся. Наконец, Екатерина выступила в своей общественной деятельности, как реформатор нравов р.-католического духовенства. Еще в Авиньоне она могла убедиться в нравственной распущенности князей церкви, теперь же «вырвать из вертограда св. церкви цветы дурного запаха – дурных пастырей» стало для нее третьей целью жизни. Много раз писала она об этом самому Урбану VI. Она же во время происшедшего папского раскола заботилась об укреплении положения папы и единстве власти, давала Урбану практический совет – назначить большинство кардиналов итальянцев и сама приезжала в Рим, где произнесла пред папской курией речь, и этим повлияла на благоприятный исход дела. После Е. осталось до 373 писем, посланных ею к папам, королям и др. лицам и свидетельствующих о ее многосложной жизни и деятельности. В 1461 году Е. была канонизована.

2) Екатерина Болонская (1413–1463), знатного происхождения, поступила в орден клариссинок и позднее была настоятельницей новооснованного в Болонье монастыря этого ордена. Умерла в 1463 г.; но тело ее осталось нетленным. В 1724 году была причислена римскою церковью к лику святых. Память 9 марта.

3) Екатерина Генуэзская (1447–1510), дочь вице-короля Неаполя, Роберта Фиески. Рано овдовев, она посвятила себя уходу за больными, особенно во время чумы 1497 и 1501 года, и аскетическим подвигам. В 1737 году канонизована римскою церковью. Память 22 марта. От нее остался трактат о чистилище (о чем она будто бы получила откровение) и диалог между душой и телом, любовью к Богу и самолюбием.

4) Екатерина Риччи, родилась в 1522 г. во Флоренции, 14-ти лет поступила в женский доминиканский монастырь в Прато и за свои чрезмерные аскетические подвиги 25-ти лет была избрана настоятельницей. Она вела обширную переписку с епископами, кардиналами и князьями. Умерла она в 1589 г. и в 1746 г. была канонизована. Память 13 февраля. 50 писем Е. изданы Е. Quasti, Prato 1848.

5) Екатерина шведская, дочь Биргитты, римско-католической святой (см. Биргитта, II). Родилась в 1331 или 1332 г. и с 7 лет воспитывалась в монастыре в Ризеберге, рано вышла замуж, но и в супружестве, по соглашению с мужем, вела целомудренную жизнь. Еще при жизни мужа она сопровождала свою мать во время ее первого путешествия в Рим. В Риме Екатерина узнала о смерти своего мужа, оставшегося в Швеции. С этого времени она постоянно жила с Биргиттою, сопровождала ее во время путешествия в Кипр и Святую Землю и присутствовала при ее кончине в Риме (1373 г.). Отсюда она вместе с телом матери возвратилась в Швецию, поселилась в Бадстене и стала управлять орденом Биргитты (см. Биргиттянки, II) с таким же авторитетом и искусством, как и ее мать. Умерла она 24 марта 1381 года. В 1474 г. канонизована. Память 22 марта. Сочинение ее «Утешение души» (Sielinna Froëst) не сохранилось, но содержание его известно. Это был сборник, составленный из выдержек, взятых из различных книг религиозно-нравственного содержания.

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle