Едесса
Едесса, у армян Edesia, у сирийцев Орхоэ, у арабов el Roha, у турок и христиан Орфа, находится в южной Месопотамии в 10 милях от левого берега Евфрата. По словам Кедрина Е. была основана Селевком Никатором и была названа им Антиохией. Греки, покорив персидское царство, дали Е. название Каллироэ (красивый источник), которое производят от многочисленных источников этого города. За 126 лет до Рожд. Хр. в Е. образовалось самостоятельное государство, названное Орхоенским. При Траяне Е. подпала под власть римлян и сделалась римскою провинцией. Христианство появилось здесь очень рано (см. под сл. Авгарь, 1). Достоверная история христианской церкви в Е. начинается со времени Авгаря VIII (176–321), при котором епископом Е. был Палют. Преемником Палюта был Абшемала. Преемник Абшемалы Варшамия был исповедником при Децие и Валериане. В конце II в. здесь сделан сирский перевод Св. Писаиия «Пешито» (см.). При персидском владычестве Сапор II (330–370) возобновил преследования христиан. Около 350 года сюда пришел из Низибии Ефрем Сирин и основал здесь знаменитую богословскую школу, которая, хотя по примеру основателя и не чуждалась аллегорических толкований, но в основу своих исследований ставила выяснение грамматического и исторического смысла Св. Писания. По смерти еп. Варзеса некоторое время епископскую кафедру в Е. занимали ариане. С начала пятого века Ед. кафедру снова заняли православные, но едесская школа, близкая по своему характеру к антиохийской, освободившись от тяготения к одной, возникшей из антиохийской школы ереси – арианской, скоро обнаружила тяготение к другой – к несторианской. Бывший с 412 года епископом Едессы приверженец Кирилла Александрийского Раввула вступил в борьбу с таким направлением едесской школы, но при его преемнике Иве (с 435 года, см. Ива) прежнее направление снова стало господствующим и знаменитые учителя школы Маанес, Нарзес, Варсума, Акакий, ушедшие от преследования Раввулы в Низибию, возвратились в Едессу, хотя обвинения их и Ивы в несторианстве не прекращались. По смерти Ивы (ум. 457) возобновились преследования персидской едесской школы и в 489 году она была закрыта епископом Киром, а на том месте, где она стояла, был построен храм Богородице. Кроме этой так называемой персидской школы были в Е. и другие сирские школы. Из знаменитых едесских богословов следует упомянуть о Макарии, пресвитере Лукиане, Евсевии Эмесском, о учениках Ефрема Сирина Зиновии, Мар-Исааке, Симеоне, Аврааме, Азуне, Юлиане и о позднейших его последователях Исааке Великом, Иакове Саругском и Иакове Едесском. После завоевания магометанами, христианство почти исчезло в Е. и только между 1097–1146 г. здесь существовало христианское графство, основанное Балдуином Фландрским. В настоящее время в Е. до 40 т. разнообразного населения, состоящего из курдов, армян, арабов, евреев и христиан.
Литература. Le Quien, «Oriens Christ.» II, 954; III, 1186; Bickell «Conspectus rei syrorum literariae», Monast. 1871; Солярский, «Опыт библейского словаря собственных имен», том 4. В. В. Болотов, «К истории сиро-персидской церкви», «Христ. Чт.» 1899 г.