Гелиогабал
Гелиогабал – римский император, 218–222; вероятно, род. в 201 г. и был сыном сенатора Бария Марцелла. О жизни этого императора, который своим бесстыдством и распутством превосходил даже Калигулу и Нерона, мы имеем достаточно сведений, хотя пользоваться ими нужно с осторожностью. Мать и бабушка его удалились в Емесу, в Сирии. Обе эти женщины имели на мальчика большое влияние и воспитали его в том диком восточно-религиозном фанатизме, который сделался, собственно, характеристической чертой в жизни будущего правителя. Уже рано он посвящен был в сан верховного жреца солнечного бога Емесы и впоследствии принял его имя (Елагабал, от которого происходит и его имя Г., представлявшее собою греческую переделку первого). Солдат он поражал своей красотой и роскошью своей одежды, а также возбуждал к себе интерес напоминанием о Каракалле. Интриги его матери и бабушки, а также низвержение Макрина, привели его к престолу, хотя впервые в столицу он вступил лишь в 219 г. Ослабленный постыдным распутством и полубезумный вследствие занятия суеверными чарами, он преследовал только две задачи, именно – служить своему сладострастию и ввести в Рим культ сирийского бога, верховным жрецом которого он был. Тут сказалась общая тенденция того времени: во всем мире должен господствовать один бог, причем атрибуты всех остальных богов старались перенести на него одного; ему должны служить все боги и богини. Это было своего рода единобожие, реакция против языческого политеизма, явившаяся под влиянием неоплатонизма. С этим неоплатоническим миросозерцанием христианство должно было выдержать впоследствии значительную борьбу. Первоначально миролюбивое, оно в начале IV века сделалось наступательным и призывало своих исповедников к борьбе, пока Константин Великий не одержал окончательную победу во славу Христа, Бога истинного. Церковь в царствование этого императора пользовалась миром. Учреждения к осуществлению плана подчинить также и благочестие христиан культу Г., по-видимому, еще не были основаны. О кризисах в римской церкви во времена епископа Калликста (217–222 гг.) мы достаточно знаем из «Философумен» Ипполита (книга IX). Во времена Г., Юлий Африкан писал свою, к сожалению, погибшую, «Летопись мира», и Ипполит – свой «Пасхальный Канон», который доведен до первого года Александра Севера. Главными источниками жизни Г. служат Дион Кассий, Лампридий и Геродиан.