ГРУЗИЯ
ГРУЗИЯ – страна в Закавказье, представляющая в географическом отношении четырехугольник, омываемый с востока и запада морями Каспийским и Черным, с севера ограждаемый Кавказским хребтом, увенчанным вечно белоснежным Эльбрусом, а на юге ограниченный рекой Араксом и двуглавою горой Араратом; ныне название Г. в тесном смысле прилагается преимущественно к Тифлисской губернии. В физическом отношении Г. отличается прекрасными дарами природы, величественными и грандиозными пейзажами. Страна населена народами грузинского, или картвельского племени, в состав коего входят: собственно, грузины, ингилойды, грузины-горцы, имеретины, гурийцы, аджарцы и др. Все они составляют, в сущности, один народ, говорящий на основном грузинском языке, лишь подразделяющемся на особые наречья: мингрельское, лазское, ингилойцев и т. д. Грузинский язык в тесном смысле слова имеет более сложные и разнообразные формы, чем сродные с ним языки, но это не дает ему права быть отцом остальных языков; он лишь их брат, может быть, и старший. В состав грузинского языка вошло немало слов персидских, арабских, греческих, армянских и иных, свидетельствующих о культурных сношениях Г. посредственно или непосредственно с отдаленными центрами просвещения. Но законы внутреннего механизма грузинского языка и его грамматический строй не определены и до настоящего времени, вследствие чего доселе еще остается открытым вопрос о том, в каком отношении грузинский язык находится к другим группам языков. Нет в этом определенного воззрения и на происхождение грузинского алфавита, который имеет два вида: мхедрули – алфавит гражданский, представляющий письмо круглое, и хуцури – алфавит церковный, имеющий форму письма прямолинейного; грузиноведы и до настоящего времени оставляют вопрос, какой из этих алфавитов должен быть признан наиболее древним. Темна и первоначальная история Г., древней Иверии (Георгии, Гурджистана и пр.), о которой можно находить лишь немногие отрывочные сведения у Геродота, Ксенофонта, Плутарха, Страбона и других писателей древности. Они говорят о воинственном характере иверов, их культурной восприимчивости и склонности к политическому обособлению. В последние века до P. X. иверы вовлечены были в сферу политического влияния Римской Империи, хотя имели и своих царей. В первые столетия христианской эры они стремились освободиться от верховной власти Рима и боролись с армянами, персами, парфянами и другими жителями Закавказья, претендовавшими на политическое преобладание. Постоянные войны истощили народ и страну, и понизили общий уровень нравственности. Новая эпоха в истории Г. началась с водворением здесь христианства, явившегося на смену идолопоклонству и огнепоклонству, господствовавшим здесь с глубокой древности. По мнению некоторых грузинских историков, христианство впервые было насаждено в Г. св. апостолом Андреем. Но местные исторические памятники IV-IX веков ничего не знают о проповеднической деятельности апостола Андрея в этой стране. Сказание об этом было занесено в Г. из Византии жившими здесь грузинами-монахами, один из коих, инок Ефрем Младший, живший в XI веке, впервые составил специальное исследование о том, в каких исторических памятниках говорится о распространении христианства в Г., причем имел в виду и грузинский перевод книги «Хождение и проповеди св. апостола Андрея», сделанный Евфимием Святогорцем (X в). Сведение о проповеди св. Андрея в Иверии быстро проникло и в Г., а Руис-Урбнисский церковный собор (1103 г.), опираясь на исследование Ефрема Младшего, признал хождение и проповедь св. Андрея в Г. фактом. Впоследствии в стране стали образовываться местные легенды об Андрее с национальным колоритом. И не только грузинские, но и византийские писатели до IX века ничего не сообщают о проповеднических трудах св. Андрея в Г. Таким образом, вопрос об апостоле Андрее, как первонасадителе христианского учения в Г., недостаточно разъяснен в научной литературе. Но это не дает основания отрицать, что в Г. христианство вообще распространено не в первые века. Более ясные сведения касательно этого предмета относятся к IV веку и связываются с именем св. Нины. В первой половине IV века некая пленница, может быть, родом сирийка из Каппадокии, называвшаяся по грузинским источникам Нина, а по армянским Нунэ, начала проповедовать в Г. христианство. Около 337 года часть грузин, во главе с царем Мирианом и его семейством, приняли проповедь пленницы и послали к императору Константину Великому вестников с просьбой прислать им духовенство для крещения народа. Константин исполнил просьбу грузин и прислал священнослужителей, во главе с епископом Иоанном, которые и крестили принявших веру Христову, за исключением некоторых горных племен. Так возникла грузинская церковь, которая и была подчинена юрисдикции Антиохийского архиепископа. После принятия христианства Г. вошла в сферу религиозного и культурно-политического влияния Византии, которое в высшей степени благотворно отражалось на жизни молодого христианского народа, со всею ревностью и искренностью преданного учению Христа. Были, впрочем, и вспышки народные на почве старых языческих верований, но они удачно погашались грузинскими царями. Особенно почтенны были: труды царя Вахтанга I (V в.), которому удалось создать в стране политическое единство, путем усмирения феодалов и горцев, и обеспечить грузинской церкви независимость от Антиохийской кафедры. В 448 году, с согласия византийской церковной и гражданской власти, в Г. был назначен католикос Петр, родом из грузин, с правами церковной автономии, страна была раздроблена на 12 епископских кафедр, которые и были замещены иерархами из грузин, повсюду стали учреждаться школы национального направления и т. п. Вахтанг I основал также г. Тифлис, который и сделался резиденцией грузинских царей и католикосов, вместо Мцхета. Вообще, при нем христианство значительно укрепилось в Г., а язычество еще более ослабело. Не то было в конце V века, когда персидские Сассаниды всячески стремились искоренить в Г. христианство и распространить огнепоклонство. Защиту от этого нападения Г. нашла у Византии, которая многие годы вела войну с Персией, пока, наконец, не был заключен мир между Юстинианом и Хосроем (VI в.), в силу коего западная Г. по-прежнему оставалась под политическим влиянием Византии, а восточная – под влиянием Персии. В VI в., при царе Парсмане VI (542–554 гг.), церковная жизнь Г. получила блестящий расцвет под благотворным просветительным воздействием тринадцати сирских отцов, прибывших сюда по благословению знаменитого подвижника св. Симеона Столпника, подвизавшегося в Сирии на горе Дивной, в монастыре Калат-Семан. Во главе их находился преп. Иоанн Зедазнели, под руководством коего сирские отцы оказали грузинской церкви и народу громадные услуги; они положили в стране начало иноческой жизни, строили монастыри и школы, учили народ истинной вере и нравственности, боролись с монофизитством и яковитством, распространявшимися в Г. Яковом Барадеусом, искореняли идолопоклонство и огнепоклонство, еще продолжавших существовать в отдаленных пунктах страны, и вообще, много содействовали упрочению истинного православия. Византийский писатель Прокопий Кесарийский свидетельствует о грузинах VI века, что они отличались ревностью в вере и твердостью в нравственных воззрениях. В половине VII в. Г. подверглась разрушительному нашествию арабов-мусульман. Халиф Омар в 642 г. послал для завоевания этой страны полководца Халида, прозванного «мечом Божиим»; Халид безжалостно опустошил Карталинию с Кахетией, Имеретию, Мингрелию и Абхазию. Арабы врывались в церкви и монастыри, истребляли молившийся народ и монахов, разрушали села и города, подвергали поруганию и разорению все, что носило следы христианского происхождения и назначения. Плач и рыдания огласили страну. Около 686 г. нашествие повторилось, под предводительством Мурвана Кру. Доблестные князья аргветские Давид и Константин, а позже и царь Арчил II пали мучениками на поле брани. Почти целое столетие Г. была театром всевозможных жестокостей со стороны фанатичных мусульман, а в Тифлисе основалась даже резиденция арабских наместников-эмиров. В конце VIII века в западной Г. возвысился знаменитый род Багратидов, который, завладев грузинским престолом, на тысячу лет соединил свою судьбу с судьбой многострадального царства. Багратиды несколько ограничили опустошительные набеги арабов, так что в IX веке мусульманское иго было не так тяжело, как раньше. В начале X века халифат Аббассидов стал приходить в упадок, вследствие внутренних неурядиц, а Византия постепенно крепла. Тогда и Г. приободрилась; при содействии Византии здесь началось национальное и государственное обновление, и разрозненные половины (западная и восточная) страны были объединены в одно могущественное государство. Но в XI веке Г. дважды подвергалась нашествию турок-сельджуков, которые напомнили грузинам все ужасы арабских нападений; в 1088 г. сельджуки взяли г. Тифлис. Период в истории Г. от воцарения Давида III Возобновителя (1089–1125г.) и до смерти царицы Тамары (1184–1212 г.) был самым блестящим временем в жизни страны. Царь Давид III расширил пределы Г. от Черного до Каспийского морей и удалил из нее сельджуков, воспользовавшись их раздорами, обуздал и сделал своими данниками кавказских горцев, увеличил армию, отнял у мусульман грузинскую столицу Тифлис, возобновил многие монастыри и храмы, дворцы и общественные здания, покровительствовал учению и просвещению, заботился об упорядочении церковных дел и вообще, возвел царство на небывалую высоту. «Долго безмолвствовавшие горы и долины Г. вновь огласились торжественным звоном церковных колоколов и повсюду, вместо рыданий, раздавались веселые песни поселян». Преемники Давида, Димитрий (1125–1150 гг.) и Георгий III (1150–1174), продолжали его политику и успешно боролись с мусульманами. Век знаменитой Тамары, в лице которой блестяще сочетались царственные доблести с истинно христианскими, было зенитом славы Г. и благоденствия местной церкви. Царица весьма успешно воевала с персами, сарацинами, турками и византийцами, еще более расширила пределы своего царства и приобрела несметные богатства, которые употребляла на постройку крепостей, а главным образом – церквей, монастырей и школ. Водворившийся мир отразился на развитии наук и искусства, и на блестящем расцвете грузинской литературы, создавшейся под воздействием культур арабской, персидской и византийской. При дворе «богоравной» царицы собирается целая плеяда славных писателей, возведших грузинский язык до полного совершенства в своих поэмах и романах. Вообще, царствование Тамары было золотым веком в истории Г., к сожалению, больше не повторившимся. Вскоре начались ужасные бедствия, долго не прекращавшиеся. В царствование Русудани (1223–1247 г.), дочери Тамары, наследовавшей красоту своей знаменитой матери, но не добродетели ее, Г. была разгромлена хоросанским султаном Джелал Эдцином Макберни, который прошел южные провинции Г., вырезал ее население, опустошил страну, взял Тифлис и, мстя царице за отказ выйти за него замуж, подверг город ужасному разорению. Не успела Г. оправиться от этого разгрома, как подверглась новому – со стороны Чингисхана, который совершенно подчинил страну монголам. Вместе со своими завоевателями грузины в XIII и XIV веках вынуждены были неоднократно совершать походы в Сирию, Палестину и Месопотамию, где монголы оспаривали власть у египетских мамелюков. Эти походы еще более обессиливали страну. Иго монголов было свержено царем Георгием V Блистательным, которому удалось объединить разрозненный части государства и распространить пределы его от Никопсии до Дербента, – но ненадолго. В конце XIV века на горизонте Азии показался Тамерлан. До семи раз вторгался он в несчастную Г., опустошал, разорял и грабил все, что встречалось на пути и уцелело от прежних варварских погромов. Положение Г. в этот период было тем более тяжело, что единоверные Россия и Византия также изнемогали – первая под игом монголов, а вторая – от опустошительных завоеваний турок – Османов. Несколько облегчил положение Г. своей разумной политикой царь Александр I (1414–1442 г.), но в конце жизни и он, вопреки традициям своей династии, стремившейся объединить царство, разделил его между тремя сыновьями. На пространстве единой Г. образовались три царства – Карталинское, Кахетинское и Имеритинское, и пять княжеств – Гурия, Мингрелия, Абхазия, Сванетия и Самцхе. Начались внутренние распри и смуты, которые еще более истощили страну. Но вот пала (1453 г.) Византия, в течение веков бывшая надежным оплотом для Европы против мусульман. Г. и в географическом, и в политическом отношении осталась одинокой, среди сильных и могущественных мусульманских народов – персов, турок и монгол. Взоры грузинского народа, естественно, обратились на север, к единоверному народу русскому. С конца XV в. и начались сношения Г. с Россией, не прекращавшиеся вплоть до присоединения первой ко второй. Эти сношения были крайне неприятны Персии и Турции, которые в течение XVI-XVIII веков употребляли все меры к тому, чтобы подчинить Г. своему политическому влиянию и изъять ее из сферы русской политики. С этою целью совершались крайне опустошительные нашествия на Г. со стороны персов (особенно шахов Аббаса I и Надира) и турок, побежденное население принуждалось изменять вере отцов и принимать мусульманство, а в противном случае истреблялось, или же подвергалось ужасному рабству. С народа взимались: харадж – поголовная подать и ясирь – подать детьми обоего пола, военная повинность, сборы за имущество и землю и т. д. Вообще, юридическое положение покоренного народа было ужасно, но к чести его должно сказать, что он крепко отстаивал св. православную веру и лишь в исключительных случаях изменял ей. Иногда грузинские цари находили себе поддержку со стороны русского правительства. Так, имеретинский царь Арчил, изгнанный шахом Аббасом I из своей страны за привязанность к православной вере нашел мирное убежище себе и своему семейству в России, а царь Вахтанг VI Законодатель (1719–1724 г.), теснимый персами и турками, отправился в Петербург для заключения наступательного союза с Петром Великим против своих врагов; к несчастью для Г., смерть Петра В. помешала осуществлению этого договора. Последний эпизод двенадцативековой борьбы Г. с исламом разыгрался в конце XVIII века, в царствование Ираклия II (1781–1798 г.). Этот царь был глубоко религиозный витязь, неустрашимый герой, проведший всю свою жизнь в войнах с персами и турками, ревностный строитель и украситель храмов и монастырей. Отличаясь рыцарской отвагой, Ираклий сумел сохранить под своим скипетром царства Карталинское и Кахетинское, даже сделав некоторых персидских ханов своими данниками, удачно боролся с турками и кавказскими горцами, которых восстановляли против него персы и турки, увеличил свою армию, заключил союзный трактат с владетелями Имеретии, Мингрелии и Гурии с целью защиты родины и отечественной церкви от магометан. Но, хорошо сознавая, что одними своими силами трудно отразить врагов, которые охватили Г. как бы железным кольцом, Ираклий в 1783 году заключил с Россией договор, в силу которого грузинское царство переходило под покровительство России, а грузинская церковь была подчинена Св. Синоду; Россия, в свою очередь, обязывалась защищать неприкосновенность не только всех земель грузинского царства, но и тех провинций, которые могли быть покорены Ираклием. Этого договора не могли простить Ираклию враги Г. В 1795 году персидский шах Ага-Магомет, – желая наказать Г. за симпатию к России, собрал 70,000 войска и двинулся против Ираклия. Последний едва мог противопоставить жестокому варвару семитысячную армию, которая, конечно, не могла бороться с полчищами персов. Близ Тифлиса произошло отчаянное сражение, грузины отступили, Тифлис взят персами и подвергнут жесточайшему разорению, а население испытало такие бедствия и ужасы, на которые способно лишь самое дикое и необузданное варварство. Вскоре скончался и престарелый Ираклий, а престол грузинский перешел к сыну его Георгию XIII (1798–1800 г.), последнему грузинскому царю. При нем, помимо внешних бедствий, Г. страдала от внутренних раздоров и междоусобных распрей. По-видимому, стране угрожала полная гибель. Но Господь спас ее: в 1801 году Г. была присоединена к России, по желанию самих грузин. «Громовержец с высоты небесного седмизвездия Севера (император Александр внял мольбам православной Иверии, присоединил сиротствующую к царскому гнезду своему и возвратил ей похищенное ястребами ислама и изуверства. Могучий орел России осенил Г. крылами своими». С того времени в истории Г. наступила иная пора.
Таким образом, прошлая судьба Г., с ее внешней стороны, в высшей степени печальна и безотрадна. В течение двенадцати веков Г. вела непрерывную, жестокую борьбу с исламом, который напрягал все силы к тому, чтобы свалить и подавить ее храброе население. Но нет! Редко какой-либо другой народ проявлял столько изумительной живучести, несокрушимой твердости и необычайной способности великодушно и смиренно переносить бедствия, сколько выпало это на долю грузин. Немногие исторические народности отличались и такою любовью к святой православной церкви и преданностью родине и национальности, о коих свидетельствует история Г. Страна неоднократно падала в неравной борьбе, но каждый раз, вслед за падением, наступало возрождение, и Г. с новой энергией ополчалась на врагов родины и креста Христова. Эта святая, непоколебимая преданность грузин православию и составляет характерную особенность их исторической жизни. Православный крест, говорит один писатель, невольно становился опорой отечества, грузина, символом его народности, защита христианства – задачей всей его истории. Грузинский народ – это истинный народ-крестоносец. Как у рыцаря-крестоносца, вся жизнь этого народа делилась между молитвами и кровавым боем с исламом. Более тысячелетия он не выпускал из своих рук меча, и, если христианский крест не был вышит на плече его мантии, то он был зато неизгладимо врезан в самое сердце народа! Грузины с редким самоотвержением переносили страдания, дабы сохранить православие неповрежденными и в целости передать его потомству. И они вполне достигли этого. Далее, при всех бедствиях внешнего положения, грузинский народ создал выдающуюся литературу. Начало просвещения в Г. современно принятию христианства в IV в., которое поставило страну под разностороннее и благотворное воздействие Византии. На грузинской литературе это воздействие отразилось в том, что она по данное время сохранила религиозное направление и в своем содержании и языке носила элемент литературы византийской. Посредствующим звеном между литературой греческой и грузинской служили Иверские монастыри и школы при них в пределах Византии, а именно: лавра св. Саввы в Палестине, Крестный монастырь в Иерусалиме, Синайский монастырь, обители на Афоне, на горах Черной и Дивной близ Антиохии. Здесь в громадном количестве изготовлялись монахами рукописные кодексы различного содержания, преимущественно, книги священного Писания, богослужебные и творения св. отцов, и распространялись по всей Иверии. В истории грузинской литературы можно различать следующие периоды: подготовительный с V по X век, обнимающий произведения преимущественно духовного содержания, классический – с X по XII век, когда появились и памятники исторические, собственно, литературные и юридические, период упадка – XIII-XVI века и период вторичного возрождения, в XVII-XIX веках, когда грузинская литература, под воздействием западноевропейской, стала освобождаться от влияния литературы восточной и, преимущественно, персидской и получать национальный колорит. Подробности истории грузинской литературы представляют большой научный интерес. Наконец, Г. сохранила весьма ценный историко-археологический материал – в виде древних храмов, икон, произведений настенной церковной живописи, металлических изделий, эмалей, надписей, рукописей, актов и т. п. Произведения грузинского искусства свидетельствуют о живых сношениях страны с Византией и о высоком подъеме национального художественного таланта, и представляют глубокий интерес. К сожалению, и история Г., как политическая, так и особенно церковная, и литература, и искусство еще недостаточно обследованы в науке. Надлежащим образом не освещены научным светом и исторические сношения Г. с Византией, в связи с судьбами коей, собственно, и должна рассматриваться история Иверии, как это вызывается существом дела и требованиями правильного научного метода.
Литература: 1) Вроссе, Histoire de la Georgie Спб. 1849. 2) Епископ Кирион, Двенадцативековая религиозная борьба православной Грузии с исламом. Тифлис. 1899. 3) Его же. Заслуги грузинского монашества и монастырей для отечественной церкви и общества. 4) Μ. Сабинин, История грузинской церкви до конца VI века, Спб. 1877. 5) Его же, Полное жизнеописание святых грузинской церкви. Часть I. Спб. 1871. 6) Фомин-Цагерели, Грузинская церковь – свидетельница православия русской церкви. Спб. 1848 г. 7) Пуриеладзе, Грузинские церковные гудокари (грамоты). Тифлис. 1881. 8) Сборник законов грузинского царя Вахтанга VI, издание Френкеля, под редакцией Вакрадзе. Тифлис. 1887. 9) А. Хаханов, Очерки по истории грузинской словесности. Выпуск 1–3. Москва. 1895–1902. 10) А. Цагарели, Памятники грузинской старины в Св. Земле и на Синае. Спб. 1888. 11) Его же, Сведения о памятниках грузинской письменности. Выпуски 1–2. Спб. 1886–1889. 12) Кондаков. Древняя архитектура Грузии. Москва. 1876. 13) Епископ Кирион, Жития различных грузинских святых (Антония Столпника, Або, Давида III Возобновителя и др.). Тифлис. 1899. 14) Жордания, К материалам по истории Грузии XI–XII веков. Москва. 1895. 15) Джавахов, Проповедническая деятельность апостола Андрея и Св. Нины в Грузии (Журн. Мин. Нар. Просв., 1901, январь). 16) Протопопов, Главнейшие деятели грузинской церковной истории (Душеполезное Чтение 1900 и 1901 г.). 17) Другие сведения о литературе по истории Грузии можно найти в журнале «Византийский Временник».
И. Соколов.