Источник

«Грузинский духовный вестник»

«Грузинский духовный вестник», ежемесячный журнал, выходил с 1 июля 1864 г. в Тифлисе, при духовной семинарии, книжками до 3 листов, по цене 5 р. с пересылкой, и был основан профессором Тифлисской дух. семинарии, магистром богословия, священником Георгием Хелидзе. Издание предпринято было с целью «доставить повременное душеполезное нравственно-религиозное чтение грузинскому народу и другим православным жителям закавказского края». Программа была заимствована из епархиальных ведомостей и распадалась на 2 части: официальную и неофициальную, но на первом плане была поставлена неофициальная часть. В журнале предполагалось помещать статьи по священной и церковной истории, по догматическому, нравственному и пастырскому богословию, выписки из творений свв. отец и учителей духовных – применительные к потребностям читателей, объяснение богослужения, назидательные размышления, духовные советы, примеры благочестия в разных состояниях и обстоятельствах жизни, некрологи и биографии, описание местных церковных достопримечательностей, слова и речи, библиографию и смесь; официальная часть предназначалась для помещения всего, «что и как местному духовному начальству угодно будет сделать известным для своей епархии и публики официальным путем». Обе части печатались на грузинском языке. На русском языке полагались только «прибавления». С этою программой о. Хелидзе обратился в семинарское правление, объяснял, что с целью распространения и утверждения в грузинском народе нравственно-религиозных понятий он желает свободные от служебных занятий часы посвящать изданию, при семинарии, журнала, и просил ходатайства о разрешении издания. Правление семинарии, вполне сочувствуя предприятию своего сочлена и приняв во внимание, что в Грузии, издревле отличающейся любовью и преданностью к вере Христовой, «любителей духовного чтения несравненно больше читателей светских журналов» и что для большинства грузин русские книги непонятны и недоступны, на грузинском же языке «почти вовсе нет сочинений духовно-нравственного содержания», ходатайствовало о разрешении журнала пред экзархом Грузии, архиепископом Евсевием. Преосвященный Евсевий, со своей стороны – признавая потребность издания такого журнала тем более ощутительною, что грузинский народ имеет свой особенный характер, свои особенные духовные потребности, определяемые временем, местом, состоянием, языком, степенью разумения и прочими внешними и внутренними условиями религиозной жизни, которые необходимо требуют и своих особенных, чисто местных духовно-литературных деятелей, снесся с августейшим наместником Кавказа и, не встретив у него препятствий, обратился с ходатайством о разрешении в Св. Синод. Разрешение Синода последовало в феврале 1864 г. Цензором назначен был наставник семинарии Иессей Сулханов. В редакционной статье первой книжки заявлялось, что в Грузии не было еще периодического издания, которое бы имело в виду духовную пользу верующих; а между тем, потребность в таком издании казалась весьма ощутительной, в особенности, ввиду пробудившейся в публике того времени исключительной потребности духовно-назидательного чтения, а также в виду того, что, хотя просвещенными мужами древней Грузии оставлено немало душеполезных произведений, но они, за весьма редкими исключениями, не были напечатаны, да и язык их сильно устарел. Между тем, в Тифлисе издавались светские журналы и газеты на русском, грузинском и армянском языках. Словом, энергии и надежд было много. Но уже в октябре журнал, печатая список своих 388 подписчиков, меланхолически заявлял, что о каких-либо материальных выгодах он пока не может и мечтать, было бы на что свести концы с концами.

«Прибавления» к Груз. Д. В., печатавшиеся на русском языке, можно было получать и отдельно, по 1 р. с доставкой; обыкновенно, они никогда не превышали 1/2 печ. листа. В 1864 г. в «Прибавлениях» помещены статьи о трудности пастырского служения (1), о св. Тихоне Задонском (5), о преосвящ. Гаие Такаове и Моздокской епархии (4), о важности домашней молитвы (3), и несколько слов и речей различных местных проповедников. Выпусков за 1865, 1866 и 1867 г.г. нет в публичной библиотеке в Петербурге, и составитель настоящего очерка не имел возможности ознакомиться с ними. В 1868 г. прибавления заключают в себе только официальные документы. Последние 3 месяца настоящего 1903 года вышли в одной книжке и ею, по-видимому, журнал и окончил свое существование. Портрет издателя помещен в книге Епископа Кириона о Грузии (см. очерк грузинского экзархата).

С. Рункевич.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle