Грузинский экзархат
I. Исторический очерк. – Грузинский экзархат обнимает области Кавказа, присоединенные к России не одновременно. Прежде всех вошла в состав Российской империи Грузия – в 1801 г., затем Мингрелия в 1803 г., Гурия – Абхазия в 1810 г., Имеретия – в 1814 г. После присоединения Грузии к России (манифесты 18 января и 12 сентября 1801 г. – «Полное Собр. Зак.» №№ 19721 и 20007), в Грузии некоторое время оставалось прежнее церковное устройство. Во главе стоял один католикос – царевич Антоний II, родной брат последнего грузинского царя Георгия XIII, умершего в 1800 г., – собственно, католикос Грузии, но по смерти имеретинского католикоса (в 1795 г.) управлявший также духовными делами Имеретии, Мингрелии и Гурии. В Грузии было 13 епархий: Мцхетская, Тифлисская (Сионский собор), Самтаврская, Руисская, Цилканская, Самтависская, Урбниская, Пикозская, Алавердская, Ниноцмипдская, Руставская, Некресская и Бодбийская; в Имеретии 4: Кутаисская, Гаэнатская, Хонская и Рачинская; в Мингрелии 3: Чкондидская, Цагерейская и Чаишская. Но как Грузия еще со времен Екатерины II была под протекцией России (с 1783 г.), так и грузинская церковь понемногу входила в сферу влияния Российского Св. Синода, и еще с 1783 г. Иверский (Грузинский) католикос был членом Св. Синода. С окончательным же присоединением Грузии, а затем и других областей Кавказа к России в них введено было русское гражданское управление, а затем естественно явилась необходимость преобразовать и церковное устройство по российскому образцу. План преобразований назрел к 1810 г. В этом году католикос Антоний II вызван был в Петербург; здесь отпросился на покой и был уволен 11 июня 1811 г. с пенсией в 10,000 р. Он поселился сначала в Москве, потом, в 1812 г., перешел в Тамбов, в 1819 г. – в Петербург и, наконец, перешел в Нижний, где и скончался в 1827 г. Его портрет помещен в книге Е. К. «Краткая история Г. экзархата за XIX ст.» Проект церковной реформы выработан был архиепископом Варлаамом (Эристовым) и главноначальствующим в Грузии генералом Тормасовым, и высочайше утвержден 30 июня 1811 г. (доклад Св. Синода). Грузинская церковь входила в состав церкви российской с подчинением Св. Синоду; из 13 епархий в Грузии, заключавших в себе налицо 799 церквей, 9 архимандрий, 7 архиереев, 746 священников, 146 диаконов, 661 церковника и 75 монашествующих, образованы 2: Мцхетская-Карталинская из первых перечисленных вьше восьми и Алавердская-Кахетинская из последующих четырех; Бодбийская временно не была включена в новообразованные епархии и оставлена в качестве независимой архимандрии («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1893 г., №№ 8, 10 и 11); Мцхетскому митрополиту присвоялось именование экзарха Св. Синода; на обе епархии учреждалась одна дикастерия и, таким образом, в некоторой степени сохранялось прежнее единство управления (Полн. Собр. Зак. № 24696). Это устройство продолжалось недолго. В 1814 г. выработан был при содействии епископа Горийского Досифея (Пицхелаурова) новый проект положения о церковном устройстве Грузии, высочайше утвержденный 30 августа 1814 г. Церковное управление Грузии и царства Имеретинского, а также княжеств Мингрельского и Гурийского, было объединено в составе наличных епархий под главою одного экзарха, а вместо дикастерии, в уважение недавней автокефальности грузинской церкви, учреждалась в Тифлисе Грузино-Имеретинская синодальная контора; для Имеретии, Мингрелии и Гурии учреждалась в Кутаиси дикастерия; вместо прежних двух, в Грузии учреждалось 3 епархии: Мцхетская, Телавская («Осетинская) и Сигнахская, и одно викариатство Горийское Грузинское. Контора была открыта 8 мая 1815 г. с большою торжественностью. Совершено было торжественное богослужение в Сионском соборе митрополитом-экзархом с другими архиереями и прочим духовенством, затем архиереи при колокольном звоне, в мантиях, в сопровождении духовенства, военных и гражданских чинов, и певчих, исполнявших церковные песнопения, пришли в помещение конторы (на подворье Крестовоздвиженского монастыря), здесь совершено было водоосвящение и освящение дома, прочитан был высочайший указ об учреждении конторы, сказана речь, принесена присяга, распределены места и, наконец, все завершилось завтраком у экзарха и обедом у главноначальствующего в Грузии. Был целодневный звон. В 1818 г., 28 декабря, был высочайше утвержден новый проект преобразования церковного устройства Грузии, составленный экзархом, преосвященным Феофилактом (Русановым). На всю Грузию, имевшую до 700 церквей, третья часть которых была бесприходною и отличалась «от русских часовен только дурной архитектурой, неопрятностью и убожеством утвари», оставлена была только одна епархия, с именованием по двум бывшим грузинским царствам Тарталинской и Кахетинской; доселе епархии в Грузии именовались по уездам; в Имеретии, Мингрелии и Гурии, как имеющих особых владетельных князей, оставлены особые епархии, с подчинением экзарху (Полн. Собр. Зак. № 27605). Вместе с тем, предположено было ввести русские церковные порядки. Применение реформы экзархом Феофилактом в Имеретии вызвало целый бунт. В некоторых местах духовные лица с женами и детьми, забрав церковные вещи, удалялись в леса и горы. Волнение возбуждалось духовенством, опасавшимся отобрания церковных имений и доходов, и строгости управления. Церковные порядки здесь были чисто патриархальные. Священники были, вместе, и судьями, и советчиками, и администраторами, и помещиками. Князь Мингрельский и дворяне по давнему обычаю собирались для совещаний по делам княжества у митрополита; большая часть архиереев были члены местных владетельных домов; архиереи управляли епархиями без всякого письмоводства, содержались податью с духовенства и некоторыми налогами с населения за проступки и грехи; духовенства был бесспорный излишек: при сотне домов в ином селении было 8 священников, в мужских монастырях жили монахини в качестве прислуги; архиереи вели кочующий образ жизни, переезжая с места на место и занимаясь более сбором налогов, служили редко, один архиерей «за 30 лет архиерейства не служил более 10 раз». Феофилакту удалось ввести свою реформу только в Грузии, более культурной и потому более податливой, и после некоторых усилий – в Имеретии; в Мингрелии же и Гурии реформа была введена позднее. Из дальнейших перемен в экзархате более значительными были: учреждена в 1851 г. Абхазская епархия и упразднена в 1869 г.; Мингрельская епархия присоединена к Имеретинской, а на место Мингрельской епархии образовано Мингрельское викариатство в 1873 г., существовавшее до 1885 г.; в 1875 г. учреждено Владикавказское викариатство и в 1885 г. обращено в самостоятельную епархию; в 1885 же году образована Гурийско-Митрельская епархия и учреждена Сухумская епархия; в 1886 году образовано Алавердское викариатство.
Первым экзархом назначен был, проживавший в Петербурге, архиепископ Ахтыльский
1) Варлаам (князь Эристов); в сане архиепископа Ахтыльского он в 1794 г. прибыл из Грузии в Россию и поселился в Москве. В 1801 г., по ходатайству митрополита Петербургского Амвросия, был вызван в Петербург и императором Павлом пожалован в синодальные члены; он поселился в лавре и был в Синоде всегда и во всем послушным Амвросию; собственно, вызов его в Петербург объясняется необходимостью ознакомления высших правящих сфер с положением грузинской церкви после присоединения Грузии к России. В 1808 г. Варлаам отпущен был в Грузию, по-видимому, с тою целью, чтобы бытность его там в качестве члена Св. Синода сделала более удобным выезд в Петербург католикоса, который не хотел оставлять Грузию; вместе с тем, ему даны были некоторые поручения по подготовке церковной реформы в Грузии; 8 июля 1811 г. он назначен митрополитом Мцхетским и экзархом Грузии, с 1814 г. стал экзархом и Имеретии, по новому положению; в 1817 г., 14 мая, уволен от управления экзархатом и вызван в Петербург к присутствованию в Синоде; 5 февраля 1825 г. уволен и 20 февраля назначен управляющим Московским Даниловым монастырем; в этом монастыре и скончался 18 декабря 1830 г.; погребен под соборным монастырским храмом. Его портрет помещен в книге Е. К. «Кратк. истор. Грузинск. экз. за XIX ст.» После него экзархами были:
2) Феофилакт (Федор Гаврилович Русанов), сын дьячка Архангельской губернии, родился в 1765 г., обучался в Олонецкой семинарии, а затем был отправлен в Петербургскую главную Александро-Невскую семинарию; по окончании в ней курса был оставлен в ней учителем, принял монашество и в 1794 г. определен законоучителем в Греческий кадетский корпус, позднее переименованный в корпус Чужестранных единоверцев. В это время ему удалось приобрести в Петербурге известность выдающегося духовного оратора. По характеру своей проповеди он был «ученый проповедник» («Странник» 1877 г., кн. 1 и 3, статьи Н. В. Покровского). В 1795 г. получил сан архимандрита с настоятельством в Зеленецком монастыре, в 1796 г. переведен в Сергиеву пустынь, в 1799 г. хиротонисан в Гатчине, где тогда находился весь двор, во епископа Калужского. Уже в это время о нем отзывались (Московский митрополит Платон) так: «человек молодой и не по сану отважный». «Решительностью, твердою волей и редкою энергией» он обладал до конца своих дней. В 1806 г. он был вызван в Петербург для присутствования в Синоде. Здесь вошел в состав учрежденного 29 ноября 1807 г. комитета о усовершении духовных училищ и принял весьма деятельное участие в разработке первой духовно-училищной реформы. Когда, вместо комитета, учреждена была комиссия духовных училищ, он стал в ней одним из деятельнейших членов. В декабре 1808 г. назначен членом Синода и возведен в архиепископа, в 1809 г. переведен на кафедру в Рязань, но оставался все время в Петербурге, где приобрел исключительную популярность. Тогда было предположение назначать в государственный совет и духовных членов; Феофилакта считали первейшим кандидатом. Сулили ему и белый клобук в Петербурге. Но обстоятельства переменились. Феофилакт разошелся, быть может, вследствие своего своенравного характера, с теми лицами, которые делали его карьеру – Сперанским, Голицыным, ополчился на молодого, только что начинавшего свою карьеру Филарета (Дроздова), остался одинок и не удержался на высоте, которой было достиг. После 1812 года он был командирован Синодом для восстановления разоренного неприятелем церковного благоустройства в те епархии, через которые двигались неприятельские полчища, кроме Московской, блестяще исполнил свою задачу, но, тем не менее, к концу 1813 г. был отпущен из Петербурга в свою епархию и, казалось, умер для истории. Но 14 мая 1817 г. его вспомнили и призвали для устройства Грузии, куда он был назначен экзархом со специальною миссией ввести порядки церковного управления, принятые в России. Здесь он был в постоянной, исключительно кипучей, деятельности, в страстной борьбе с местными условиями и традициями. Он открыл семинарию в Тифлисе, уездные и приходские училища в Тифлисе, Телави, Гори и Сигнахе; установил по будням в кафедральном Сионском соборе очередное богослужение на русском языке и русскими, прибывшими с ним священниками, назначив 3 дня в неделю для русского богослужения и 3 дня оставив для грузинского; составил комиссию для приведения в известность церковных и монастырских имений; выработал проект о переустройстве духовного управления, получивший утверждение, ввел свою реформу в Имеретии, в других местах, принял меры к ее введению, возбудил против себя страшное недовольство, вынес целый бунт и среди своей напряженной деятельности скончался, при обозрении епархии, в Бодбийском Сигнахском монастыре 19 июля 1820 г., по слухам, отравленный своими врагами; погребен на месте кончины. За короткое время его управления экзархатом число новообращенных осетин простиралось до 47.000 душ; церквей построено и возобновлено до 30. «Его же мощной инициативе и заботам осетины обязаны тем, что на народном их языке появились в переводе и некоторые из богослужебных книг, хотя алфавит был изобретен, и несколько книг было переведено еще до прибытия Феофилакта в Грузию преосвященным Гаиозом или Гаием» (о нем см. очерк Астраханской епархии). С 1 июля 1819 г. Феофилакт был митрополитом. Он известен не только как администратор, но и как писатель. Ему принадлежит несколько переводов религиозно-философских сочинений с латинского, греческого и французского: Философское утешение, Боэция, Спб. 1794, прозою и стихами; Врачевство от уныния и отчаяния, Спб. 1801 (2-е изд. Калуга, 1805); О достоверности Евангелия – соч. Безобра, Созерцание христианства – соч. Женнингса, Пастырское наставление о превосходстве религии – соч. Люцерна, Начала против безбожия – соч. Камюзе («Собрание переводов, в разные времена изданных преосвященным Феофилактом, епископом Калужским», 4 части, Спб. 1809–1812), «Поучительные слова и речи, говоренные в Калуге и других уездных и сельских церквах», 2-е изд. М. 1809 и (1-е – 1806). Его портрет имеется в упомянутой уже книге Е. К.
3) Иона (Иван Васильевский), сын калужского дьячка, в 1792 г. был священником, в 1793 г. возведен в протоиерея, в 1802 г. овдовел, в 1807 г. принял монашество и возведен во архимандрита, в 1808 г. назначен ректором Калужской дух. семинарии, в 1810 г. инспектором Петербургской академии, 29 марта 1812 г. – епископ Тамбовский, в 1821 г., в апреле, назначен архиепископом Астраханским, а 1 октября того же года назначен экзархом Грузии. 22 августа 1828 г. – митрополит. Церковный историк Грузии отмечает заботливость этого экзарха о просвещении горцев. При нем открыто во Владикавказе духовное училище и в Алагире двухклассный пансион. 5 марта 1332 г. он уволен от управления экзархатом с назначением присутствующим в Синоде; скончался в Петербурге 22 июня 1849 г.; погребен в Николаевской церкви Александро-Невской лавры.
4) Моисей (Матвей Михайлович Богданов-Платонов, или Антипов) назначен экзархом 12 марта 1832 г. из епископов Саратовских (о нем см. очерк Вологодской епархии). О нем отзываются, как об опытном администраторе и хорошем начальнике. «Трудолюбие его простиралось до того», что без его просмотра не переписывалось в экзаршеской канцелярии ни одной бумаги. «За его время», по отзыву историка грузинского экзархата, «везде наблюдается аккуратное и законное отношение к делу». Скончался 13 июля 1834 г.; погребен в Сионском соборе. При нем открыто в 1833 г. попечительство о бедных духовного звания.
5) Евгений (Александр Филиппович Баженов, или Бажанов), сын причетника Тульской епархии, родился в 1784 г., высшее образование получил в Московской академии до ее преобразования, с 1811 г. состоял учителем в Тульской семинарии, а с 1816 г. и в Тульском Дворянском Александровском училище; в 1818 г. переведен в Казанскую семинарию; 16 февраля 1819 г. принял монашество, вскоре назначен игуменом Седмиезерной пустыни, затем, все в том же году, архимандритом Симбирского Покровского монастыря и, наконец, ректором Тобольской дух. семинарии и настоятелем Тобольского Знаменского монастыря; в 1824 г. переведен в Костромскую семинарию и Костромской Богоявленский монастырь; в 1828 г. вызван в Петербург на чреду и состоял законоучителем 1-го кадетского корпуса. 9 июня 1829 г. хиротонисан во епископа Тамбовского; в 1832 г. переведен в Минск, 1 сентября 1834 г. назначен экзархом, 12 ноября 1844 г. переведен в Астрахань, в 1856 г. переведен в Псков, где и скончался в 1862 г. В Грузии владыка оставил по себе память возобновлением Мцхетского патриаршего собора V в. и приобретением нового здания для Тифлисской дух. семинарии. По отзыву местного историка, отличался «твердым, самостоятельным, хотя и властным характером».
6) Исидор (Яков Никольский), сын диакона Тульской епархии, родился в 1799 г., высшее образование получил в Петербургской дух. академии, которую окончил со степенью магистра, и по окончании которой принял монашество, 22 августа 1825 г.; затем был назначен бакалавром академии, в 1829 г. назначен ректором Орловской семинарии и архимандритом Мценского Петропавловского монастыря, в 1833 г. переведен в Московскую семинарию и Заиконоспасский монастырь; 11 ноября 1834 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, в 1837 г. назначен епископом Полоцким, в 1840 г. – Могилевским, в 1841 г. получил архиепископство, 12 ноября 1844 г. назначен экзархом Грузии, 26 августа 1856 г. получил титул митрополита, 1 марта 1858 г. назначен на Киевскую митрополию, скончался митрополитом Петербургским в 1892 г. Отличавшийся «спокойным характером» и «редким трудолюбием», владыка «своим мудрым и благостным управлением много способствовал тому, что грузинская церковь как бы преобразилась и благоукрасилась». Он с первых же дней «горячо отдался делу возобновления, приведения в соответствующий вид и построения» церквей, причем «утруждал себя даже составлением чертежей». При нем докончено возобновление Мцхетского храма, возобновлены соборы – Сионский, Алавердский, Самтаврский, монастыри – Марткобский, Квабтахевский и др.; духовенство получило определенное содержание; благоустроены духовноучебные заведения; возродилось миссионерство и были случаи массового возвращения в православие горцев, когда-то совращенных в ислам; учреждено общество восстановления православного христианства на Кавказе; учреждена епископская кафедра в Абхазии.
7) Евсевий (Алексей Алексеевич Ильинский), сын диакона Курской епархии, высшее образование получил в киевской дух. академии; принял монашество 8 декабря 1834 г., в 1835 г. утвержден в степени магистра и назначен бакалавром Киевской академии, в марте 1839 г. назначен членом Петербургского духовно-цензурного комитета, а в сентябре ректором Киевской семинарии с возведением в архимандрита; в 1841 г. назначен настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря, в 1844 г. ректором литовской семинарии, в 1845 г. – и настоятелем Виленского Троицкого монастыря, в 1844 г. епископом Ковенским и настоятелем Пожайского монастыря, в 1851 г. – епископом Подольским. 1 марта 1858 г. – экзархом, 8 декабря 1877 г. перемещен в Тверь, где и скончался в 1879 г. «Будучи представительной и внушительной наружности, он своим высокохудожественным и благоговейнейшим служением производил сильное впечатление на паству». При нем благоустроено Озургетское дух. училище, при Самтаврском монастыре Мцхета открыто девичье училище для дочерей духовенства, при Тифлисской семинарии – воскресная школа. Он горячо поддерживал миссионерское дело, завел в Грузии свой свечной завод, отличался доступным, ласковым обращением и заслужил «глубокую признательность, искреннее уважение и любовь всей паствы».
8) Иоанникий (Иван Максимович Руднев), сын диакона Тульской губернии, высшее образование получил в Киевской дух. академии, которую окончил в 1849 г. со степенью магистра; в том же году, 11 октября, принял пострижение: был оставлен бакалавром в академии, в 1854 г. возведен в архимандрита, в 1856 г. назначен инспектором академии, в 1858 г. – ректором Киевской семинарии и настоятелем Богоявленского монастыря, в 1860 г. ректором Петербургской академии; 12 июня 1861 г. хиротонисан во епископа Выборгского, 1864 г. назначен епископом Саратовским, в 1873 г. – Нижегородским, в 1877 г., в феврале, получил архиепископство и 8 декабря этого же года назначен экзархом, 27 июня 1882 г. назначен митрополитом Московским, в 1891 г. переведен в Киев, где и скончался в 1900 г. Благодаря этому владыке, преобразован свечной завод, бывший ранее в распоряжении конторы, а теперь переданный в распоряжение епархиального духовенства, причем увеличилась доходность завода и стала покрывать многие епархиальные нужды; открыто и благоустроено Тифлисское епархиальное женское училище, названное впоследствии по его имени – Иоанникиевским; заведены воскресные внебогослужебные собеседования; при семинарии открыто 30 ноября 1880 г., для вспомоществования бедным ученикам, братство св. ап. Андрея Первозванного; в семинарии учреждена кафедра церковно-грузинского языка.
9) Павел (Петр Иванович Лебедев), сын причетника Тверской епархии, родился в 1827 г.. высшее образование получил в Петербургской дух. академии, по окончании курса которой со степенью магистра в 1853 г. принял пострижение (28 июня), в 1857 г. назначен инспектором Петербургской дух. семинарии, в 1858 г. возведен в архимандрита, в 1859 г. назначен инспектором Петербургской дух. академии, в 1861 г. – ректором Смоленской семинарии и настоятелем Смоленского Спасоавраамиева монастыря, в 1866 г. – ректором Петербургской семинарии, 8 сентября 1868 г. хиротонисан во епископа Выборгского, в 1869 г. назначен Ладожским, в 1871 г. – Кишиневским, в 1879 г. получил архиепископство, 16 июля 1882 г. назначен экзархом, 29 сентября 1887 г. переведен в Казань, где и скончался в 1892 г. При нем, и его заботами, приобретены новые здания для женского училища и для Озургетского дух. училища, отведен участок казенной земли под Горийское дух. училище, перестроены здания Тифлисского дух. училища, открыты Ардонское дух. училище, церковно-археологический музей при Сионском соборе, братство Пресвятой Богородицы. Владыка известен своими проповедями.
10) Палладий (Раев) назначен экзархом 29 сентября 1887 г. Он памятен в Грузии заботой об умножении миссионерских пунктов в экзархате и школ, о развитии духовных собеседований, основанием местного экзархатского печатного органа («Духовный Вестник Грузинского Экзархата»), но главным образом, своею умиротворяющею политикой. 18 октября 1892 г. он призван на Петербургскую митрополию.
11) Владимир (Богоявленский) – с 18 октября 1892 г. по 12 февраля 1898 г., когда владыка был призван на Московкую митрополию. О нем см. особую статью в III т.
12) Флавиан (Николай Городецкий), из дворян Орл. губернии, родился в 1840 г., до окончания курса вышел из Московского университета (юридического факультета) и в 1863 г., 10 декабря, определен послушником Московского Симонова монастыря, в 1866 г., 17 февраля, принял пострижение и в сане иеродиакона перемещен в Казанский Спасопреображенский монастырь, в 1867 г., 9 апреля, рукоположен во иеромонаха, в 1868 г. определен в братство Таврического архиерейского дома, в 1871 г. был назначен инспектором классов и законоучителем вновь открытого Таврического епархиального женского училища, в 1873 г. назначен настоятелем Бахчисарайского Успенского скита и в том же году назначен членом Пекинской миссии, в 1879 г. назначен начальником миссии с возведением в архимандрита, в 1883 г. оставил службу в Китае и с 1884 г. состоял в братстве Александро-Невской лавры; 2 февраля 1885 г. хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии, в июне назначен епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии, в 1891 г. – епископом Холмским и Варшавским, 15 мая 1892 г. возведен в архиепископа, 21 февраля 1898 г. назначен экзархом, 10 ноября 1901 г. перешел в Харьков, где и святительствует доныне. Владыкою, в бытность в Китае, переведены на китайский язык некоторые книги: «Объяснение православного богослужения», им самим составленное, «Указание пути в Царствие Небесное» преосвящ. Иннокентия, «Краткое изложение христианской веры» прот. Н. Волобуева и др. Как на всех местах своего служения, так и в Грузии, владыка «снискал всеобщее уважение и искреннюю любовь за свою отзывчивость на все доброе, доступность, утонченное вежливое обращение со всеми, к нему обращавшимися, правление его экзархатом было «мирным и кротким» («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1901 г., № 23–24).
13) Алексий (Алексей Алексеевич Опоцкий), сын. священника Псковской епархии, родился в 1837 г., высшее образование получил в Петербургской дух. академии (причем жил в лавре), окончил академический курс в 1863 г. и был около года корректором в редакции «Северной Почты». В следующем году назначен инспектором Виленского дух. училища, в 1865 г. – законоучителем Виленской женской гимназии, 2 февраля 1866 г. рукоположен во священника Николаевской Виленской церкви, в 1871 г. назначен настоятелем Гродненского Софийского собора и законоучителем Гродненской женской гимназии с возведением в протоиерея, в 1872 г. получил степень кандидата богословия, 15 октября 1891 г. (по другим сведениям 25 января 1892 г.) принял монашество, в том же году возведен в архимандрита и назначен ректором Литовской дух. семинарии и с 1892 г. настоятелем Виленского Троицкого монастыря; 10 апреля 1894 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, в 1896 г. назначен епископом Вятским, 10 ноября 1901 г. – экзархом Грузии, архиепископом Карталинским и Кахетинским и членом Св. Синода («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1902 г., № 2 с портретом; 1901 г., № 23–24). – Со званием экзарха Грузии соединено с самого учреждения экзархата и звание члена Св. Синода.
В Г. экзархат входит несколько епархий и викариатств, каковы – Грузинская, Имеретинская, Сухумская, Мингрельская и др., о которых см. в местных изданиях и «Дух. В. Груз. Экзархата». При экзархе два викария: 1) епископ Горийский Вениамин (с 21 апреля 1902 г.), 2) епископ Алавердский Димитрий (с 23 апреля 1902 г.). Епископом Имеретинским состоит преосв. Леонид (с 12 августа 1900 года), Гурийско-Мингрельским Александр (с 20 марта 1898 года) и епископом Сухумским Арсений (с 2 февраля 1895 года).
Груз. экзархат богат святынями и свящ. древностями. Среди святынь пользуется наибольшею известностью крест св. Нины IV в. (изображение в книге Е. К. и в «Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1902 г., № 10), сооруженный из ветвей виноградной лозы, связанных волосами св. просветительницы Грузии, размером 1 1/2 х 3/4 аршина. После долгой истории крест этот в 1801 г. императором Александром I возвращен в Грузию и ныне хранится в Сионском соборе («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1902 г., № 10, с изображением креста). Вообще же нужно сказать, что святыни Грузии, вследствие тяжких для нее политических обстоятельства, были в разное время вывезены из ее пределов, большею частью в Россию. Среди памятников древности имеют особенное значение: развалины, иконы, кресты, рукописи, облачения и др. Во время присоединения к России Грузия в общем представляла собою печальную картину разрушения после долговековой борьбы с врагами креста Христова. Естественно, что великая Россия, приняв под свое мощное крыло единоверную Грузию, озаботилась восстановлением древностей, замечательных по историческим и священным воспоминаниям. На первом месте стоит Мцхетский собор (изображение в книге Е. К.), «мать церквей грузинских и кафедра грузинских католикосов, построенный в V в. на месте сокрытия нешвенного хитона Господня», – «священная купель грузин, слава, краса и гордость Иверской земли, свидетель несокрушимого православия, усыпальница многих царей и католикосов»; он испытал на себе всю скорбную участь мученической Грузии. Собор был дважды капитально реставрирован, в 1832–1844 и 1860–1874 гг., на сумму свыше 57,000 р. Теперь предстоит еще одна, уже научно-художественная реставрация собора на 200,000 р. («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1900 г., № 11). Историко-археологическому описанию Мцхета посвящено роскошно изданное сочинение А. Натроева, «Мцхет и его собор Свэти-Цховели», Тифлис, 1900 г., со множеством фотографий и рисунков. См. также «Мцхетский собор и и жизнеописание св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии», Кутаис, 1887 г. – Сионский собор в Тифлисе во славу Успения Божией Матери (изображение в книге Е. К.) начат постройкой также в V в.; он был кафедрою тифлисских митрополитов, а по присоединении к России остался кафедрою экзархов. Этот собор сохранился довольно целым. – Алавердский собор VI в. (изображение в книге Е. К.) с мощами строителя, св. Иосифа Алавердского. – Метехский собор V в. с Бетлемскою иконою Божией Матери и Метехским евангелием («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1901 г., № 12, с изображениями храма и иконы).
II. Статистический обзор. – Грузинский экзархат занимает в настоящее время «все Закавказье, замыкающееся в границах: с севера на юг между западным склоном главного хребта Кавказских гор и турецко-персидскими земельно-раздельными линиями и с запада на восток – между побережьями Черного и Каспийского морей». Экзархат заключает в себе в гражданском отношении 6 губерний: Тифлисскую, Бакинскую, Эриванскую, Елизаветпольскую, Кутаисскую и Черноморскую, 1 область – Карскую и 1 округ – Закатальский, а в духовном – 4 епархии: Грузинскую (Карталинскую и Кахетинскую), Имеретинскую, Гурийско-Мингрельскую и Сухумскую. Наиболее обширная епархия – Грузинская; она обнимает собою всю восточную Грузию, – губернии Тифлисскую, Бакинскую, Эриванскую и Елисаветпольскую, область Карскую и Закатальский округ; Сухумская, самая малая, обнимает православные приходы Черноморского побережья. Православного населения в экзархате в 1900 г. (как и все последующие сведения) считалось 1,278,487 душ, родившихся было 53,499, браков 13,898, умерших 33.550, присоединившихся – из армянского исповедания 71, римско-католического 21, несторианского 7, лютеранского 15, старообрядцев 23, магометан 65, евреев 15, молокан 18, баптистов 3, всего 251. В Грузинской епархии было православных 374,405 душ, родившихся 22,627, браков 5,165, умерших 13,711, присоединившихся 162; в Имеретинской – всего населения 478,290 душ, родившихся 15,257, браков 4,235, умерших 10,204, присоединившихся 5; в Гурийско-Мингрельской – всего православного населения 321,952, родившихся 10,003, браков 3,141, умерших 7,158, присоединившихся 8; в Сухумской – всего православная населения 103,750 душ, родившихся 5,612, браков 1,357, умерших 3,477, присоединившихся 96. Приходов 1,527, в том числе в епархиях: Грузинской 576, Имеретинской 496, Гурийско-Мингрельской 352 и Сухумской 103. Церквей соборных 27, приходских 1,515, приписных 676, домовых и при учебных заведениях 65, кладбищенских 65, миссионерских 2, бригадных пограничной стражи 4, министерства путей сообщения 1, часовен и молитвенных домов 9; в том числе в Грузинской епархии всех церквей 965, соборных 19, приходских 572, приписных 303, домовых и при учебных заведениях 17, кладбищенских 51, миссионерских 2, пограничной стражи 4, путей сообщения 1, часовен и молитвенных домов 6; в Имеретинской епархии церквей всех 829, соборных 2, монастырских 9, приходских 495, приписных 283, при казенных заведениях 6, домовых 23, кладбищенских 11, молитвенный дом 1; в Гурийско-Мингрельской – всех церквей 458, соборных 4, приходских 352, приписных 90, кладбищенских 2, домовых 8, при учебных заведениях 2; в Сухумской всех церквей 102, соборных 2, приходских 96, домовых и при учебных заведениях 1, кладбищенских 1, часовен и молитвенных домов 2. В зависимости от исторических условий, оставивших множество священных развалин, и от неудобства путей сообщения в горах, причем каждая деревня желает иметь у себя церковь, в Грузинской и Имеретинской епархиях недостатка в храмах нет, в особенности их много на плоскостях Карталинской и Кахетинской, в ином приходе до 5. Но зато все сельские церкви малопоместительны, самой простой конструкции, представляют собою продолговатые здания самой упрощенной техники, без всяких рельефов и внешних украшений, с двухскатною крышей из желобистой и плоской черепицы, со стрельчатыми узкими окнами (которыми собственно и отличаются от обывательских домов), едва пропускающими свет, и небольшим железным крестом над алтарем, изредка со звонницей с 2–3 колоколами по полупуду или пуду; чаще колокола помещены на козлах, иногда на деревьях; внутри – полное убожество. Монастырей 31, в том числе мужских 26 и женских 5; архиерейских домов 3; женская община 1; в Грузинской епархии 12 мужских и 2 женских; в имеретинской 6 мужских и 1 женский; в Гурийско-Мингрельской 6 мужских и 1 женский и 1 женская община, в Сухумской 2 мужских и 1 женский. Духовенства в экзархате: протоиереев 62, священников 1,647, диаконов 231, псаломщиков 1,805; заштатных протоиереев 3, священников 68, диаконов 8, псаломщиков 17; в том числе в грузинской епархии: протоиереев 40, священников 577, диаконов 82, псаломщиков 702; в Имеретинской – протоиереев 13, священников 541, диаконов 42, псаломщиков 634; в Гурийско-Мингрельской – протоиереев 8, священников 425, диаконов 90, псаломщиков 375; в Сухумской – священников 110, диаконов 17, псаломщиков 94. Монашествующих 1,379, в том числе послушников 573, монахинь 118 и послушниц 163: в Грузинской епархии – монахов 81, послушников 89, монахинь 27, послушниц 113, всего 310; в Имеретинской – монахов 46, монахинь 18, послушников 13, послушниц 11; в Гурийско-Мингрельской – монахов 25, монахинь 55, послушников 8, послушниц 39; в Сухумской – монахов 374, послушников 463, церковно-приходских попечительств 343, в том числе: в Грузинской епархии 125, Имеретинской 62, Гурийско-Мингрельской 141 и Сухумской 15. Больниц при монастырях 3 – все в Сухумской епархии. Библиотек при церквах 179, в том 24 числе в Грузинской епархии 156, Гурийско-Мингрельской 7 и Сухумской 16.
Церковных школ в экзархате 660, учащихся в них 26,070, в том числе 7,201 девочка; по епархиям школы распределялись так: в Грузинской – 136 церковно-приходских и 56 грамоты, всего 192, учащихся 8,584: в Имеретинской – 123 церковно-приходских и 29 грамоты, всего 152, учащихся 5,973; в Гурийско-Мингрельской – 135 церковно-приходских и 16 грамоты, всего 151, учащихся 9,633; в Сухумской – 58 церковно-приходских и 37 грамоты, всего 95, учащихся 2,880. Кроме того, было 13 школ при монастырях, в том числе в Грузинской епархии 5, Имеретинской 2, Гурийско-Мингрельской 4 и Сухумской 2; учащихся в этих школах 546. В отношении племенного состава Грузинская епархия отличается наибольшим разнообразием; главный элемент составляют грузины, но, кроме них, еще: ингилойцы, пшаво-хевсуры, тушины, осетины, русские, греки, айсоры, эстонцы; Имеретинская епархия состоит из грузин и русских; Сухумская – из русских, абхазцев, самурзаканцев и греков. Сектантов в грузинской епархии в 1900 г. считалось до 56,000 душ, в том числе молокан до 32,000, духоборов до 7,000, прыгунов до 6,000, субботников до 4,000, баптистов свыше 2,000, жидовствующих до 2,000, иеговистов до 200; старообрядцев до 200. Для борьбы с сектантством в грузинской епархии есть 2 епархиальных миссионера. В сентябре 1901 г., в дни юбилейных празднеств столетия присоединения Грузии, состоялся в Тифлисе «первый миссионерский благочиннический съезд духовенства грузинской епархии. Съезд определил число сектантов, распределил сплошь сектантские селения по районам православных приходов и занимался выработкою мер духовного воздействия на православных прихожан и сектантов, как то: открытие благочиннических и приходских библиотек, церковная проповедь, внебогослужебные беседы, школьное влияние, частные беседы с сектантами, распространение печатных изданий религиозно-нравственного и противосектантского содержания и пр. Съезд постановил ежегодно устраивать подобные собрания («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1902 г., № 1). Жалованье получают 1,534 причта, в сумме 426,417 р., в том числе: по Грузинской епархии 567 причтов, Имеретинской 508, Гурийско-Мингрельской 358, Сухумской 101.
III. Управление экзархата. Во главе управления экзархатом стоит Грузино-Имеретинская Святейшего правительствующего Синода контора и экзарх Грузии. Контора, под председательством экзарха, состоит из членов, которых в 1900 г. было 5: один архиерей, три архимандрита и один протоиерей. В конторе состоит прокурор, 2 секретаря (по отделениям – грузинскому и имеретинскому), 4 столоначальника, бухгалтер-казначей-экзекутор, архитектор, архивариус-регистратор, 2 переводчика. Экзарх, кроме управления своею епархией, ведает дела особой важности по всему экзархату, касающиеся духовно-учебных заведений, и такие, которые дают повод к возникновению каких-либо недоразумений между епархиальным начальством – с одной стороны – и епархиальным духовенством или начальством духовно-учебных заведений – с другой. Такие дела или окончательно решаются экзархом, или представляются Св. Синоду, или обер-прокурору Синода. По всем же обычным делам, до епархиального управления относящимся, преосвященные епархиальные епархий экзархата распоряжаются вполне самостоятельно. Викарии экзарха по вверенной ему епархии участвуют в некоторых делах управления по руководству особо данных им от экзарха инструкций. Духовных консисторий в районе экзархата нет, а вместо них существуют канцелярии: экзаршеская канцелярия, состоящая (по штату 1865 г.) из правителя, двух его помощников, казначея, архивариуса-журналиста и четырех канцелярских служителей, и 3 епархиальных канцелярий – Имеретинская (штаты 1885 г.), Гурийско-Мингрельская (штаты 1885 г.) и Сухумская (штаты 1891 г.), состоящие, каждая из секретаря, помощника секретаря и канцелярских служителей.
Благочинные в экзархате, как и во внутренних епархиях, являются ближайшими и постоянными исполнителями распоряжений епархиальных архиереев по делам епархиального управления и подведомых епархиальным архиереям учреждений; в большинстве случаев благочинным было поручаемо и производство следствий и дознаний, а также собирание разного рода сведений и справок; кроме того, благочинным принадлежал, конечно, положенный по общей инструкции надзор за церквами и духовенством. В 1900 г. благочиннических округов в экзархате было 101: в Грузинской епархии 40, Имеретинской 25, Гурийско-Мингрельской 28 и Сухумской 8. Число приходов в каждом округе далеко не одинаково: от 5 до 25, – в зависимости, главным образом, от географических условий. Благочинных над монастырями в Сухумской епархии в 1900 г. не было, в Гурийско-Мингрельской и Имеретинской было по одному. В экзархате 4 епархиальных попечительства о бедных духовного звания: Грузинское – с 6 членами, секретарем, переводчиком и письмоводителем, имеретинское – с 8 членами, секретарем и письмоводителем, Гурийско-Мингрельское – из 7 членов и секретаря, и Сухумское – с 6 членами.
IV. Духовно-учебные заведения. – Во главе их стоит Тифлисская духовная семинария; открыта 1 октября 1817 г. экзархом Феофилактом. В 1902 г. в семинарии было 177 воспитанников, в том числе 52 инососоловных. 1 сентября 1902 г. заложены новые здания для семинарий. В фундаментальной библиотеке имеется свыше (8,000 названий в количестве свыше 26,000 книг, в ученической – до 1,800 названий и до 3,000 книг. В общежитии живет около 140 учеников. С 30 ноября 1880 г. при семинарии существует Андреевское братство для пособия недостаточным семинаристам. В 1902 г. братство имело на приходе свыше 600 р., израсходовало – до 600 р., в остатке имело – свыше 2,300 р. – Кутаисская духовная семинария, обслуживающая западную Грузию, открыта 18 сентября 1894 г. заботами преосв. Гавриила, ходатайствовавшего об открытии семинарии еще с 1872 г. Причинами открытия семинарии были главным образом бедность имеретинского духовенства и разница климата восточной и западной Грузии, вследствие чего из западной Грузии дети духовенства затруднялись обучаться в Тифлисской семинарии, Учебный округ семинарии ограничен округами духовных училищ Кутаисскаго, Мингрельского и Озургетского. В 1902 г. в семинарии было 206 воспитанников в том числе 58 иносословных. В библиотеке было свыше 2,000 названий в количестве до 5,300 томов.
Кроме дух. семинарий, в экзархате имеется шесть мужских (Горийское, Кутаисское, Мингрельское, Озургетское, Телавское и Тифлисское) и два женских епарх. училища (Тифлисско-Иоанникиевское и Имеретинско-Гаврииловское).
V. Просветительные, благотворительные и взаимно-вспомогательные учреждения в экзархате. – Общество восстановления православного христианства на Кавказе.
В 1815 г. восстановлена в широких рамках деятельность, учрежденной еще в 1736 г., но затем (с 1792 г.) как бы замершей в бездействии Осетинской комиссии по обращению осетин и других горцев в православие. Под главенством архиепископа Досифея (Пицхелаурова) комиссия состояла иp архимандрита, игумена, 4-х иеромонахов, 2-х иеродиаконов, 2-х священников, диакона и 8-и причетников. На содержание комиссии назначено до 15,000 р. в год, на охрану дано 100 казаков и 30 крестьян-проводников. По отчету преосв. Досифея обращено было за 2 года свыше 6,000 душ. Но так как деятельность комиссии была признана в значительной мере фиктивною, то с отозванием преосв. Досифея комиссия была передана в ведение Грузино-Имеретинской конторы, после чего деятельность комиссии стала плодотворнее: за три года обратилось до 32.000 душ. К 1860 г. комиссия построила 87 церквей, открыла 6 начальных школ и одно 4-х – классное училище (во Владикавказе). Комиссия увлекалась в последнее время, главным образом, хозяйственной деятельностью; ввиду этого по инициативе наместника Кавказа, князя А. И. Барятинского, с согласия тогдашнего экзарха Исидора, был выработан проект, на смену комиссии, Общества восстановления православного христианства на Кавказе; устав общества высочайше утвержден 9 июня 1860 г. Общество целью своею ставило как, собственно, религиозные, так и вообще, культурные задачи: во-1-х – миссионерство, построение в горах Кавказа церквей, улучшение быта местного духовенства, перевод и издание богослужебных и религиозно-нравственных книг на местные наречия; во-2-х – образование горцев вообще, устройство школ в аулах, содержание стипендий для горцев и т. п. Общество принято было под августейшее покровительство императрицей Марией Александровной и богато одарено: государыня даровала свыше 120.000 р., из казны отведено 24.000 дес. земли и отпущено 200,000 р., и, кроме того, общество обеспечено было разными выдачами и сборами, ежегодно более 135.000 р. 29 января 1865 г. в устав общества внесены некоторые изменения и дополнения, а 10 февраля 1885 г. высочайше утверждено новое положение и устав общества.
При Сионском соборе в Тифлисе учрежден экзархом Павлом церковный музей при содействии местного археолога Д. И. Бакрадзе. Открыт музей в собственном здании при Сионском соборе 15 июля 1888 г. в день 900-летия крещения Руси, при экзархе Палладие; устав музея утвержден Св. Синодом несколько позднее – 21 января 1889 г. Музей учрежден с целью сохранения церковных древностей всего экзархата. В настоящее время имеется до 1,000 рукописей, из коих половина на пергаменте, и до 3,000 других предметов. Из манускриптов древнейшие относятся к VI в., из миниатюр в рукописях древнейшие принадлежат IX в.
VI. Монастыри и общины. Монастыри грузинского экзархата почти все по своему происхождению и даже постройкам относятся к глубокой древности и некоторые в настоящее время являются образцами и свидетелями высокого в древнее время развития церковно-строительного дела, несмотря на отсутствие технических средств и приспособлений. В материальном отношении монастыри вообще бедны; некоторые не имеют никаких угодий и вкладов, и пробавляются исключительно скромным казенным жалованьем. Доходов монастыри почти не имеют, потому что монастыри в Грузии более напоминают отшельнические пустыни, и в них скопления богомольцев не бывает. Расположены обители большею частью в уединении, поэтому при них почти нет ни школ, ни богаделен, ни каких-либо других благотворительных заведений.
1) Ахтальский мужской монастырь, Грузинской епархии, расположен в 90 в. от Тифлиса.
2) Бодбийский св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, женский общежительный монастырь, грузинской епархии, открыт 7 мая 1889 г.; первоначально на его месте существовала только гробница св. Нины (с IV в.), в XI в. построен храм, до XII в. при нем был девичий монастырь, в последующее время монастырь был не раз разоряем и затем был упразднен и обращен в кафедру Бодбийских митрополитов (венчавших кахетинских царей на царство); в таком положении оставался до 1837 г., когда умер последний митрополит Бодбийский Иоанн (Бодбель); затем был обращен в приходский храм; реставрирован в 1888 г. и в следующем году восстановлен, первоначально в составе 6–7 сестер, прибывших из внутренней России с игуменией Ювеналией (о ней см. «Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1899 г., № 7–8). Ныне монастырь имеет: до 200 сестер; второклассную женскую школу с рукодельным и рисовальным отделениями, в которой воспитываются девочки русские, грузинки, осетинки, армянки и др.; странноприимницу; подворье в Тифлисе. Монастырю предоставлено 150 дес. земли и рыбная ловля на р. Алазани. В соборном храме почивают мощи св. Нины («Дух. Вестн. Груз Экз.» 1895 г., № 19–20).
3) Вардзийский Успенский мужской монастырь, Грузинской еп., общежительный, находится в 55 в. от г. Ахалциха.
4) Василиско-Златоустовский женский общежительный монастырь, близ селения Михайловского, Сухумского округа и епархии, на берегу р. Гумисты, учрежден в 1901 г.. при возобновленном древнем храме, на месте кончины, по некоторым преданиям, св. Иоанна Златоуста и священномученика Василиска, епископа Команского («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1901 г., № 19–20).
5) Гаенатский Богородичный мужской монастырь, Имеретинской еп., в 8 в. от Кутаиса, основан в самом начале XII в. Имеретино-Картэлинским царем Давидом Возобновителем. Монастырь известен и под местным названием Гелати или Гелатского. При монастыре имеется школа (Прот. Д. В. Гамбашидзе, «Гаенатский монастырь и жизнеописание благов. царя Давида III Возобновителя», Кутаис, 1888 г.).
6) Давидгареджийский мужской монастырь, Грузинской еп., общежительный, в 60 в. от Тифлиса, основан преп. Давидом в VI в. и некогда был центром окружавших его 11 других монастырей, высеченных в скалах. В XVII в. Шах-Аббасом, по преданно, умерщвлено здесь до 6000 иноков. Монастырь окружен высеченными в скале пещерами. В монастыре имеются гробницы препод. Давида, основателя монастыря, и его ученика, преп. Дидо.
7) Джручский Святогеоргиевский мужской монастырь, Имеретинской еп., находится в с. Мохва, Шорапанского у., в 114 в. от Кутаиса.
8) Джуматский Архангельский мужской монастырь, Гурийско-Мингрельской еп., находится в с. Джумати, Озургетского у., в 95 в. от Кутаиса.
9) Драндский Успенский мужской общежительный монастырь, Сухумской еп., в 24 в. от г. Сухума, основан в 1885 г. староафонским монахом при восстановленном из запустения древнем храме. Монастырь имеет школу, больницу, странноприимницу и 260 дес. отведенной земли; состоит под управлением преосвященного Сухумского.
10) Иоанно-Зедазнийский мужской монастырь, Грузинской еп., в 30 в. от Тифлиса, основан в VI в. Иоанном Зедазнийским, название получил от имени стоявшего на его месте идола Зедана. Когда-то был славен, но потом пришел в упадок. Реставрирован в 1849 и 1885 гг., – в последний раз преосв. Александром, который обеспечил монастырь и денежною суммой (11,000 р.).
11) Иоанно-Крестительская мужская пустынь, Грузинской еп., расположена в 30 в. от Тифлиса. При пустыни имеется мужская церковно-приходская школа в с. Хашми.
12) Иоанно-Крестительская мужская пустынь Гурийско-Мингрельской еп., находится в с. Амаглеба, Озургетского у., в 75 в. от Кутаиса.
13) Кацхский Спасовознесенский мужской монастырь, Имеретинской еп., находится в с. Кацхи, в 50 в. от Кутаиса.
14) Квабтахевский Успенский мужской монастырь, Грузинской еп., основан в X-XII вв., в Карталинии, в 32 в. от г. Гори, в замечательно живописной местности. Некогда был самым богатым во всей Карталинии и первым по степени во всей Грузии. Первоначально был женским, потом стал мужским, и с того времени женщины лишены были права входа в ограду обители.
15) Мартвильский Богородичный мужской монастырь, Гурийско-Мингрельской еп., находится в Сенакском у., при с. Мартвили, в 34 в. от Кутаиса.
16) Марткобский преп. Антония мужской монастырь, Грузинской еп., в 24 в. от г. Тифлиса, состоит под непосредственным управлением экзарха.
17) Мгвимский Спасский женский монастырь, Имеретинской еп., расположен в о. Мгвимени, в 85 в. от Кутаиса. При монастыре имеется школа.
18) Моцаметский свв. мучеников Давида и Константина мужской монастырь, Имеретинской еп., расположен в 6 в. от Кутаиса.
19) Мцхетский Самтаврский во имя св. Нины женский монастырь, в селении Мцхете. Его первый храм построен первым христианским царем в Грузии Мирианом (265–342 гг.). До 1811 г. служил кафедрою Самтаврских архиепископов, а когда Самтаврская епархия была упразднена в 1811 г., при храме учреждена женская обитель. При монастыре существует с 1856 г. женская школа с курсом прогимназий. В соборном храме почивают строитель храма св. Мириан и царица Нана, на могиле которых горит неугасаемая лампада.
20) Намарневский Иоаннокрестительский мужской монастырь, Имеретинской еп., расположен в 85 в. от губернского города, в Лечхумском уезде.
21) Нахаребовский Благовещенский мужской монастырь, Гурийско-Мингрельской еп., находится при с. Хахаребо, в Сенакском уезде, в 34 в. от Кутаиса.
22) Новоафонский Симоноканонитский мужской общежительный монастырь, Сухумской еп., на берегу Черного моря, в 25 в. от г. Сухума, на месте древней греческой колонии Анаконии (Никопсии), основан иноками русского афонского Пантелеймоновского монастыря иеросхимонахом Иеронимом, архимандритом Макарием и иеромонахом Арсением, при содействии б. наместника Кавказа, великого князя Михаила Николаевича, в 1875 г. Русско-турецкая война прервала работы по постройке монастыря, которые были возобновлены по окончании войны в 1878 г. Освящение главного престола первой церкви и открытие богослужения по афонскому уставу последовало 3 февраля 187г. Монастырь имеет особые права, дарованные положением, высочайше утвержденным 8 декабря 1879 г. В 1885 г. к нему присоединен Пицундский храм с 1,049 дес. земли. Управляется монастырь почти самостоятельно. Имеет школу и больницу. Обстоятельное описание монастыря имеется в книге И. Н., «Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоноканонитский монастырь», М., 1899 г., с картами абхазского побережья и части римской империи, с рисунками памятников христианства в Абхазии, видов Новоафонского монастыря и портретами почивших старцев Афонского св. Пантелеймона монастыря. Также в «Дух. Вестн. Груз. Экз.», 1900 г., № 20,
23) Сафарский Саввинский мужской монастырь, Грузинской еп., общежительный, расположен в 30 в. от Ахалциха.
24) Теклатский Рождествобогородичный женский общежительный монастырь, Гурийско-Мингрельской еп., находится при с. Теклати, Сенакского у., в 80 в. от Кутаиса.
25) Тифлисский Спасопреображенский мужской монастырь, Грузинской еп., первоклассный, находится в г. Тифлисе. При монастыре имеется мужская церковно-приходская школа.
26) Хирский Стефановский мужской монастырь, Грузинской еп., расположен в 8 в. от г. Сигнаха. При монастыре имеется церковно-приходская школа.
27) Хобский Успенско-Богородичный мужской монастырь, Гурийско-Мингрельской епархии, находится в Зугдидском уезде, в 100 в. от Кутаиса.
28) Челишский Успенский мужской монастырь, Имеретинской еп., находится в с. Никорцминда, Рачинского у., в 60 в. от Кутаиса.
29) Шемокмедский Спасский мужской монастырь, Гурийско-Мингрельской еп., в с. Шемокмеди, Озургетского у., расположен в 105 и. от Кутаиса.
30) Шиомгвгимский мужской монастырь, Грузинской еп., в 30 в. от Тифлиса и 10 в. от Мцхета, основан св. Шио в VI в., был в древности лаврой, имел до 500 иноков, но потом был разорен; был приписан к Тифлисскому Спасопреображенскому монастырю, восстановлен в своей самостоятельности преосв. Александром, которым монастырь обеспечен и денежными суммами (21,000 руб.). При монастыре есть странноприимница. Вокруг монастыря расположено до 1,000 древних пещер.
31) Шуамтинский Рождествобогородичный мужской монастырь, Грузинской еп., общежительный, в 6 в. от г. Телава, основан царицей Тинатиной в XVI в. на место старой обители, стоявшей в 3 в. от нынешней к юго-востоку. В монастыре имеется гробница основательницы. К монастырю приписан Алавердский собор.
32) Джихетская женская община в местности Джихети, Озургетского у., Гурийско-Мингрельской епархии, в 55 в. от Кутаиса, учреждена Св. Синодом в 1893 г. («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1893 г., № 10). Кроме того, некоторые обители в последнее время только еще восстановляются из развалин. Таковы:
33) Бетанийский Рождествобогородичный монастырь, в 14 в. от Тифлиса, в живописном ущелье р. Веры, основанный по преданию царицею Тамарою.
34) Зарзмский монастырь, основанный в XI в., находится в 30 в. от г. Ахалциха в дер. Зарзме. Ныне восстановляется из развалин на средства почившего Наследника Цесаревича Георгия. В храме сохранились фрески.
Литература: Е. Л., «Краткий очерк истории грузинской церкви и экзархата за XIX ст.», Тифлис. 1901 (с портретами и изображениями). «Духовный Вестник Грузинского Экзархата». – «Грузинский Духовный Вестник». – «Мцкемси» – «Пастырь». – И. А. Чистович, «Руководящие деятели дух. просвещения в России». Спб. 1890. Кое-что указано в тексте. Вообще же литература о Грузии очень обширна, здесь же указываются только издания, служившие пособием для очерка экзархата.
С. Рункевич.