Грундвиг
Грундвиг Николай Фред. Северин, известный датский богослов, род. на острове Зеландии, в 1783 г.; умер в Копенгагене, 1872; изучал богословие в Копенг. университете, и был учителем в частном семействе на острове Лангеланде 1805–1808, учителем истории в школе в Копенгагене 1808–10, помощником своего отца в Вудби 1810–13, и опять учителем в Копенгагене 1813–21. В течение этих лет своей юности и первых лет возмужалости, он жил со строгостью монаха. В течение двадцати лет он никогда не спал в постели, да и спал только по два часа в ночь. И, однако, он не был отшельником: напротив, одним из глубочайших стремлений его природы было именно желание оказывать практическое влияние на действительную жизнь. В нем уже рано развились способности поэта и историка. С 1809 до 1821 г. он издал ряд поэтических и исторических произведений, из которых большая часть относится к героическому веку скандинавской истории, причем все они проникнуты чрезвычайно живым духом. Между тем, другая сторона его природы, – его религиозный гений так же не оставался без проявления. Его случайные проповеди обращали на себя большое внимание, и его сочинение: «Взгляд на мировую летопись» (1812, в 1 томе; 1817 в 3-х) заключало в себе сильное обличение того легкомыслия, с которым в то время христианство было исключаемо из жизни. В 1821 г. Г. был назначен пастором в Престо (небольшой город в Зеландии), и в следующем году призван был на место капеллана в церкви Спасителя в Копенгагене. Там он скоро собрал около своей кафедры кружок друзей и учеников, и изо дня в день его положение в датской церкви становилось более и более заметным. В 1825 г. профессор университета. Клаузен, благородный и ученый представитель господствовавшего в то время рационализма, издал свое сочинение: «Католицизм и протестантизм», и Г. выступил против него с сильным протестом, составляющим, своего рода, порыв пламенного, чисто вулканического негодования. Не Священные Писания, писал он, и еще менее богословские толкования их, составляют основу христианства, а сама церковь, как она основана Христом и Его апостолами, и как она существовала с того времени в лице своих мучеников, исповедников и свидетелей. Свое учение о крещении, как истинном основании церкви, об апостольском символе, как истинном условии спасения, о «живом слове», как истинном орудии Духа Святого, он резко выдвигал против того, что мог сказать рационализм об аксиомах разума, философском критицизме и грамматико-исторической экзегетике. Возник горячий спор, который повел даже к гражданскому процессу, и Г. был присужден заплатить штраф, с запрещением ничего не издавать более без позволения королевского цензора. Наконец, он был отрешен от должности; но с этого времени в датской церкви образовалась партия так называемых грундвигиан с учением, получившим название грундвигианства. С 1826–1839 Г. жил в литературном отшельничестве в Копенгагене. Он посетил Англию, и своими речами и сочинениями пробудил живой интерес к изучению англосаксонских древностей; издавал ежемесячный богословский журнал, в котором его идеи находили себе надлежащее разъяснение и приложение; издал свое главное богословское сочинение: «Истинное христианство», составляющее украшение новейшей апологетики, а также «Воскресную книгу», – собрание проповедей, получивших в Скандинавии более широкое распространение, чем какая бы то ни было другая книга; «Книгу гимнов» – собрание гимнов, отчасти подлинных, отчасти переводных, которые придали пению в датских церквах новый и весьма своеобразный характер. Между тем, его влияние распространилось далеко за пределы столицы по всему королевству, и даже в соседние страны, особенно в Норвегию, где послужило поводом к духовному возрождению, в котором религия и патриотизм, христианство и национальность нашли себе счастливое сочетание. В 1839 г. он назначен был пастором в одной из церквей в Копенгагене и там оставался до своей смерти, будучи главой сильной и хорошо организованной партии, которая, особенно в 1848 г., дала себя чувствовать в церкви, в школе, в политике, повсюду внося жизнь, прогресс и преуспеяние (См. под сл. Дания). В 1853 г. он сделан был епископом. Он трижды был женат, и, уже имея более семидесяти лет от роду, крестил своего младшего сына.
См. о нем Pry, N.F.S. Grundtvig, Соpenhagen, 1871; Kaftan, Grundtvig, der Prophet des Nordens, Basel, 1876.