Годж
Годж Чарльз, – американский богослов, известный под названием «американского Толюка», потому что он, тесно вращаясь со студентами, имел на них такое же огромное влияние, как и Толюк (см.) в Европе. Сын врача, он родился в Филадельфии, в 1797 г.; изучал богословие в богослов. семинарии в Принстоне, в штате Нью-Джерси, и там же, в 1820 г., сделался преподавателем библейских языков, позже профессором экзегетико-библейского и дидактического богословия, а с 1840 г. – систематического и полемического богословия. Большое влияние на него имели: в Америке – Арчибальд Александр; в Германии, которую он посетил во время своего путешествия по Европе (1826–28 гг.), прежде всего, Толюк, с которым у него завязалась тесная дружба, поддерживавшаяся и после перепиской. Во время того же путешествия, он сошелся, между прочим, в Париже и с ориенталистом Де-Саси, в Берлине с Людвигом и Отто Герлахами, причем, кроме Швейцарии, побывал в Лондоне, Оксфорде, Кембридже и Эдинбурге. Во время борьбы, приведшей к расколу в пресвитерианской церкви С.– Америки (1834–69 гг.), он принадлежал к «старой школе» (кальвинистически-ортодоксальной), за которую и боролся со свойственной ему энергией и настойчивостью. Пользуясь общим доверием, он занимал несколько высоких церковных должностей, между прочим, в 1868 г. был председателем иностранной пресвитерианской миссии и умер в 1878 г. С 1825–1871 гг. он редактировал один богословский литературный и церковный журнал: «Библейский Реперторий» и «Принстонское Обозрение», которое позже слилось с другими богословскими журналами; в 1836 г. издал «Комментарий на послание к Римлянам (в 1841 г. перевед. Монодом на франц. яз.); в 1839 г. издал «Учредительную историю пресвитерианской церкви в Соед. Штатах», а в 1841 г. свое знаменитое сочинение: «Путь жизни», изданное в Англии, переведенное на другие языки и разошедшееся в Америке более чем в 35,000 экземпляров; комментарии на Послание к Ефесянам (1856 г.), на первое Послание к Коринфянам (1857 г.), на Второе к Коринфянам (1859 г.). Самое капитальное его сочинение есть «Систематическое Богослове», в 1871–1873 гг. вышедшее в трех томах и заключающее в себе до 2,260 страниц. Последнее его сочинение: «Что такое дарвинизм?» вышло в 1874 г. Кроме всего этого, он написал более 130 статей в «Принстонском Обозрении», из которых многие оказывали в свое время большое влияние на богословское развитие страны, и впоследствии, собранные вместе, заняли почетное место в американской богословской литературе. Его «Систематическое Богословие» считается доселе одной из лучших догматик, какие только появлялись на английском языке.