Источник

Глоссы библейские

Глоссы библейские. Слово глосса, производимое от греческого, означает не только язык, но употреблялось грамматиками для обозначения примечания, прилагаемого к известному слову или фразе, с целью их пояснения. Творения, содержащие такие примечания, назывались глоссариями и заключали в себе не только филологию, но и вообще, сведения по разным наукам, – медицине, географии, и проч., а также из св. книг Библии. Примечания на последнюю назывались свящ. глоссами. Прежде, однако, чем стали употребляться такие глоссы, текст Библии был предметом экзегетических исследований; и слово глоссы, которое у греков обозначало подлежащие истолкованию слова, употреблялось у латинян вместо «самого объяснения». В последнем смысле оно употреблялось у христианских писателей средних веков и употребляется еще до настоящего времени. Обычай помещать примечания на поле, в пояснение или исправление текста, так же стар, как и сама письменность. Это особенно нужно сказать о Библии, – частью потому, что ее читали больше, чем всякую другую книгу, а частью потому, что ее читали такие лица, которые нуждались в объяснении, или сами считали себя способными к таким объяснениям. Сначала очень краткие, ограничивающиеся единичными словами, эти глоссы, наконец, выросли в более обширные примечания. В еврейских кодексах эти глоссы были источником немалого числа так наз. чтений кери. А глоссы на полях кодексов LXX и Нового Завета дали повод к множеству разночтений, которые существуют в том и другом, и устранение которых требует здравого и осторожного суждения. Чем труднее считалось разумение свящ. Писаний, тем длиннее были примечания на полях (Glossae marginales), которые особенно делались к тексту Вульгаты, – из них некоторые грамматические, иные исторические, иные богословские, иные аллегорические и мистические. Знаменитейшее собрание этих маргинальных глоссов есть собрание Валафрида Страбона, которое, составленное в IX веке, сделалось громадной экзегетической сокровищницей средних веков и было известно под названием Glossa ordinaria. Кроме примечаний на полях, писались также замечания среди строк (Glossae interliniares). Собрание последних было сделано Ансельмом Лаонским. В начале XII века оба эти труда часто печатались вместе. Особенное внимание на эти глоссы обращалось в XVIII столетии: таков труд Эрнести под заглавием Glossae sacrae (Лейпциг, 1785 г.).


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle