Источник

Глинка Михаил Иванович

Глинка Михаил Иванович, знаменитый композитор, творец русской музыки и реформатор гармонического церковного пения, положивший начало новой гармонической обработке древних церковных напевов. Родился в 1804 г. в селе Новоспасском, Смоленской губернии, родовом имении отца, происходившего из польской шляхты. Детство, до 13 лет, провел дома среди деревенской природы и жизни, где в особенности любил слушать колокольный звон и народные песни. Когда ему, семилетнему, случалось слышать в городе колокола самых разнообразных тембров, он безошибочно мог отличать звон каждой церкви. Много способствовал его музыкальному образованию домашний оркестр его дяди, жившего в соседнем имении. Этот оркестр нередко приезжал в Новоспасское, и Г. принимал в нем горячее участие, разучивал новые пьесы, сочинял для них увертюры и симфонии. Уже в детстве Г. признавался, что «музыка – душа его». По окончании курса в благородном пансионе при С.-Петербургском педагогическом институте, Г., вопреки намерениям отца, предназначавшего его к чиновничьей карьере, весь отдался музыке, совершенствуя себя в ней и теоретически, и практически, благодаря знакомству со многими музыкальными знаменитостями того времени и через частые путешествия за границу, особенно в Берлин, где он особенно любил заниматься у известного теоретика Зигфрида Дена – этого «первого (по выражению самого Г.) музыкальногоя знахаря в Европе». По возвращении в 1834 г. в Петербург, Г. занялся созданием своей знаменитой оперы «Жизнь за Царя», которую и окончил в 1836 г. Она имела блистательный успех; сам император посетил ее, принял посвящение этой первой русской национальной оперы и назначил Г. капельмейстером (главным руководителем) в придворную капеллу. Поручая своих певчих Г., император говорил ему: «Г., я имею к тебе просьбу и надеюсь, что ты не откажешь мне. Мои певчие известны всей Европе и, следовательно, стоят того, чтобы ты занялся ими. Только прошу, чтобы они не были итальянцами». В 1838 году Г. был послан в Малороссию для набора певчих в капеллу, а в следующем 1839 году он, из-за разных интриг, оставил службу при капелле, успев написать для нее лишь одну «Херувимскую песнь», которую, впрочем, сам находил неудачною. Около 1853 г. Г. заинтересовался произведениями западной церковной музыки и с удовольствием слушал их исполнение хором графа Шереметева. Строго диатоническая гармония, с успехом примененная к западной церковной музыке великим итальянским маэстро – Палестриною, подала мысль и Г. применить ту же систему гармонии и к нашим церковным напевам, и он решился заняться этим делом; до начала же занятий положил на три голоса «Эктению», «Литургию» и «Да исправится». Для осуществления своей мысли Г. собирал в Петербурге источники и руководства и потом, в 1856 г., отправился с этою целью в Берлин к своему прежнему учителю Дену, под руководством которого и начал изучать строгий контрапункт, церковные тоны и проч., и уже сам замечал свои успехи, как смерть 2 февраля 1857 г. – неожиданно прервала все его мечты и надежды. В мае того же года с высочайшего соизволения тело Г. было привезено в Петербург и с надлежащей торжественностью погребено в Александро-Невской лавре. Г. велик, конечно, не в области церковного пения, а в сфере национальной русской музыки, которой он считается основателем. Тем не менее, замечательно его отношение к нашему древнему пению, его любовь к нему и желание «проложить хотя тропинку, по собственному его выражению, к нашей церковной музыке». Не лишены значения и оставленные им переложения, как первый опыт переложения в том направлении, которое потом было усвоено Потуловым и друг.

См. пр. Д. Разумовский, Церковное пение в России. Свящ. В. Металлов, Очерк истории православного церк. пения в России. Н. Финдейзен, Русская музыка в XIX в., журн. «Музыки и пения», № 10. 1901 г. «Записки Μ. И. Г.»., Спб., 1887 г.

Свящ. Л. Митропольский.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle