Источник

Геннадий – имя двух патриархов Константинопольских

Геннадий – имя двух патриархов Константинопольских. Из них

1) Геннадий I, занимал вселенскую кафедру от начала июля 458 года до конца августа 471 года. О его жизни и деятельности сохранились немногие сведения. В частности, ничего неизвестно о времени до занятия им патриаршего престола. Лишь сохранившийся отрывок из сочинения Г. против анафематизмов св. Кирилла Александрийского дает основание полагать, что он, еще задолго до вступления на патриарший престол, выдавался среди Константинопольских клириков и своим образованием, и своими богатыми дарованиями, благодаря коим и достиг высшего иерархического положения в византийской церкви. Занявши патриаршую кафедру, Г. прежде всего обратил внимание на умиротворение церкви, в коей и после Халкидонского собора не исчезли монофизитские споры. Одним из центров монофизитства был Египет, где во главе еретиков стоял монах Тимофей Элур, насильственно занявший Александрийскую патриаршую кафедру. По ходатайству патриарха Г., современный император Лев Фракиянин удалил Элура в ссылку в Херсонес, и церковный мир в Египте водворился. Трудами Г. церковный мир был водворен и в Антиохии, где православный патриарх Мартирий был низложен монофизитом Петром Гнафеем: по просьбе Константинопольского патриарха Г., и Гнафей указом императора Льва был осужден на заточение, а патриаршая кафедра предоставлена православному Юлиану. Заботясь о церковном мире, патриарх Г. принимал немалое участие в упорядочении и других сторон современной церковно-общественной жизни. По его влиянию, император Лев «приказал (467 г.) праздники проводить без работы и обнародовал закон, чтобы в праздничный день никто не играл ни на свирели, ни на гитаре, ни на другом музыкальном инструменте, но чтобы все воздерживались от занятий»; равным образом, были запрещены и сценические представления. Затем, при патриархе Г. арианам столицы было запрещено иметь церкви и составлять собрания, клирики столицы были подчинены, по гражданским делам, суду только преторианского префекта, а не высших чиновников, как было прежде, была вновь подтверждена неприкосновенность права церковного убежища и т. п. Далее, в 459 году патриарх Г. созвал в Константинополе собор по поводу обнаружившихся в Галатии фактов поставления на церковные должности за деньги, который и обнародовал горячее воззвание к «туне приявшим – туне и давать». Он заботился и об экономическом положении столичного клира, и о возвышении его просветительного уровня, запретив, между прочим, назначать на низшие церковные должности лиц, не знавших псалтири. Патриарх Г. известен и литературными своими трудами богословского характера, из коих видны его сильный ум, широкая начитанность и вообще, выдающееся образование. Кроме догматико-полемического трактата против анафематизмов св. Кирилла Александрийского, о коем упомянуто выше, патриарх Г. написал много замечательных экзегетических трудов, например, комментарий на книгу пророка Даниила и на другие книги Ветхого Завета, толкования на все послания св. апостола Павла. Экзегесис Г. имеет, в общем, грамматическое направление. Наконец, патриарх Г. был выдающеюся личностью в нравственном отношении. Хронограф Ефремий называет его образцом (τὐπος) благочестия и всего прекрасного. Он пользовался всеобщим уважением и любовью за свою высокую добродетельную жизнь, за кротость, снисходительность, пламенную ревность о чистоте православия и за энергические усилия водворить в византийско-восточной церкви мир и благоустройство. Патриарх Г. скончался (471 г.), вероятно, на острове Кипре, возвращаясь из Иерусалима, куда он ездил для поклонения святым местам. Православная церковь причислила его к лику святых и празднует память его 17 ноября и 31 авг.

2) Геннадий II, в мире Георгий Схоларий, был первым Константинопольским патриархом после завоевания Византии турками в 1453 году. Это была личность исключительная в различных отношениях. Г. родился около 1400 года в Константинополе, здесь и учился, главным образом, у Матвея Камариота, учителя патриаршей школы, и состоял на службе, сперва в патриаршей школе, а потом (при византийском императоре Иоанне VIII Палеологе) в звании судьи царского суда и государственного секретаря; между прочим, он сопровождал императора в его поездке на запад, по делу ферраро-флорентийской унии (1439 г.), и был горячим противником этой унии. При императоре Константине XI Г. постригся в монахи и жил в монастыре Пантократора, где ревностно занимался науками. Он славился своими обширными познаниями в области законоведения и красноречием, и превосходил многих своим богословским и философским образованием. Г. был свидетелем падения Византии и разорения ее столицы. После катастрофы он бежал из Константинополя в Адрианополь и, боясь плена, скрылся в одной небольшой деревне. В полной неизвестности и уединении Г. прожил здесь около года. Между тем, завоеватель Византии, султан Магомет II, устроив гражданские дела в новом своем царстве, обратил внимание и на религиозную жизнь греков. Рассказывают, что он заинтересовался вопросом о том, почему православные греки не делают религиозных собраний; узнавши, что они не имеют патриарха (последний патриарх Византии – Афанасий II добровольно отказался от кафедры в 1450 году), султан приказал духовенству избрать его. Выбор пал на ученого и добродетельного монаха Г. Схолария и был одобрен Магометом II. Г. был найден в глухой адрианопольской деревеньке, привезен в Константинополь и весною 1454 года возведен в сан патриарха. Когда новый патриарх представлялся султану, то властитель греков принял его с большою честью, разделил с ним трапезу и много беседовал, подарил ему драгоценный жезл и проводил до входных дверей; здесь для патриарха была приготовлена богато разукрашенная лошадь, на которой он, в сопровождены блестящей султанской свиты, и отправился к храму св. Апостолов, назначенному для патриаршей резиденции. Патриаршество Г. было важно, прежде всего, в том отношении, что при нем определились новые формы церковно-религиозной и общественно-бытовой жизни православных греков под властью турок, причем патриарх, по букве турецкого законодательства, был полным господином над высшим и низшим духовенством патриархата и народом, и не только был духовным начальником, но и вождем греческой нации, ее верховным главой в политическом отношении (милет-баши). Патриарх Г. с честью нес свое высокое служение и был достойным представителем дарованной ему церковной и гражданской власти, так что пользовался уважением и самого султана Магомета II. Последний иногда беседовал с ним о религиозных предметах, памятником чего служит и сохранившейся до настоящего времени богословский трактат, представленный Г. султану. Затем, патриарх Г. известен заботами о народном образовании, он, между прочим, основал патриаршую школу, из которой впоследствии создалась нынешняя «Великая народная школа» в Константинополе, боролся с некоторыми недостатками в среде духовенства (например, симонией), перенес патриаршую резиденцию из храма Апостолов в более центральный пункт – в монастырь Всеблаженной, энергично стремился ввести порядок и благоустройство в жизни церкви, ревностно охранял православную веру от козней латинства, продолжавшего делать на нее нападки, под влиянием некоторых успехов недавней флорентийской унии, и т. п. Вообще, по церковно-административной своей деятельности, направленной к упорядочению различных нестроений переходной эпохи в жизни греков и к защите церкви и православия от двух могущественных врагов – мусульманства и латинства, патриарх Г. ставится наряду со знаменитым Фотием; к сожалению, эта деятельность Г. продолжалась лишь два года, к тому же она освещена в науке гораздо меньше, чем труды его выдающегося предшественника по кафедре.

Недостаточно обследована и учено-литературная деятельность Г., весьма выдающаяся и разнообразная, вполне оценить которую возможно будет только тогда, когда будут извлечены из рукописей и опубликованы многочисленные его произведения. Большая их часть носит полемический характер и направлена, главным образом, против латинян. Произведений последнего рода так много, что некогда они приписывались двум одноименным писателям. В них ученый Константинопольский патриарх рассматривает разности в учении латинян сравнительно с православным и опровергает их. Так, в сочинении «Новый мыслитель» (Νεόφρων ᾒ Ἀερομυϑία) опровергается латинское учение об исхождении Духа, а также и в «Разговоре» (Διἀλογος); в другом полемическом трактате, имеющем форму беседы о различных особенностях латинского вероучения, содержатся упоминания о богословско-философских воззрениях Фомы Аквината и Дунс Скота. Учение Фомы Аквината в подробностях было известно Геннадию, как это видно из специально-критического о нем труда, составленного Г., но еще не изданного. Кроме латинян, Г. писал против варлаамитов, а также полемизировал с иудеями в одном диалоге. Против иудеев направлено и «Собрание пророчеств о Христе». Затем Г. написал сочинение в пяти книгах «О промысле и предопределении», о чем он ведет речь и в письме к фессалоникийскому монаху Иосифу. Г. был одушевлен ревностью и к полемике с мусульманами, о чем свидетельствует его сочинение «О едином пути ко спасению», написанное по требованию султана Магомета после происходивших с ним бесед и представляющее раскрытие догматов и нравоучения православной веры в форме простой, ясной и точной; это сочинение было переведено и на турецко-арабский язык. Кроме того, Г. принадлежит еще не изданный разговор с двумя знатными турками. К тому времени, когда Г. состоял при византийском дворе, относятся церковные поучения, которые он произносил в великую Четыредесятницу пред императором и придворными; из них лишь немногие изданы и касаются евхаристии. И из посланий и писем Г. опубликованы только некоторые (например, известно в русском переводе епископа Порфирия Успенского послание Г. к инокам Синайского монастыря, в ответ на шесть их вопросов). Наконец, Г. принадлежат литургические сочинения и философские; последние касаются философских учений Аристотеля и Платона и написаны по поводу спора Г. с Плифоном. Вообще, патриарх Г. был достойным завершителем византийской богословской литературы, достигшей в свободной Византии, под покровительством императоров-меценатов, замечательного развития.

После двухлетнего управления церковью, патриарх Г. в мае 1456 года отказался от кафедры, вероятно, по болезни и любви к уединению, удалился сперва на св. гору Афон, а потом в монастырь св. Иоанна Предтечи. Год его смерти в точности неизвестен.

Литература: 1) О Геннадии I: Μανουήλ Γεδεών, Πατριαρχικοί πίνακες. Κωνσταντινούπολις. И. Андреев, Константинопольские патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия. Выпуск первый. Сергиев Посад, 1895 г. Филарет, архиепископ Черниговский, Историческое учение об отцах церкви. 2) О Геннадии II: Богословские сочинения Г. изданы у Миня, Патр. Гр. т. 160 и А. Jahn’a, в Anecdota graeca theologica. Leipzig, 1893. Епископ Арсений, Георгий Схоларий, впоследствии Геннадий, патриарх Константинопольский. Разговор. Греческий текст и русский перевод. Новгород, 1896 г., и ею же, –«Новый мыслитель», Греческий текст и русский перевод. Новгород, 1896 г. Μανουήλ Геδεών, Πατριαρχικοί πίνακες. А. П. Лебедев, История греко-восточной церкви под властью турок. Том I. Сергиев Посад, 1896 г. Karl Krumbacher, Geschichte der byzantinischen Litteratur. München. 1897. Xp. Παπαἶωάννοο, Μελέται περί Γενναδίου Σχολαρίου. Εκκλησιαστική ’Αλήθεια (Константинопольский патриарший журнал), за 1898 г., №№ 53 и 58 (начало исследования). В этом журнале (за 1899 и 1900 г.) г. Папаиоанну впервые напечатал и некоторые сочинения Геннадия. Более подробно литература о Геннадии указана у Крумбахера, указ. соч. § 45.

И. Соколов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle