Коллективизм
Коллективизм. Слово это в соответствующей литературе не имеет общепринятого, строго определенная и точно фиксированного значения. Это понятие как в историческом, так и в современном словоупотреблении получает различный – то более широкий, то более узкий – смысл. В узком смысле коллективизм обозначает особое направление в социалистическом учении – с целью именно выделить «коллективистов» из общей группы социалистов; в широком – это слово или почти совпадает с понятием социализма, или даже покрывает его с избытком (обнимая в своем понятии также и «анархистов», – впрочем, в весьма редких, даже исключительных, случаях) или, наконец, получает только несколько своеобразный оттенок по сравнению с понятием «социализм», будучи более поздним его по происхождению. Впервые этот термин употреблен в 40-х гг. прошлого столетия французским экономистом Пекером (Pecqeur), который считается и первым представителем коллективизма, понимаемого, притом, именно в узком значении. Основные, наиболее характерные черты коллективизма, понимаемого в этом – узком – смысле, – поскольку их можно вывести из сравнительного изучения воззрений, заявивших себя в истории представителей названного направления, – следующие. Коллективисты признают необходимым «обобществление» тех факторов производства, которые имеют своим источником природу, а также «обобществление» всех результатов кооперации людей, или труда, с капиталом. Что же касается продуктов индивидуального труда, то коллективисты считают возможным оставить их в индивидуальной собственности, – впрочем, с некоторыми ограничениями, касающимися преимущественно их наследственной передачи. В этом же отношении в программе, напр., последователей Колэна наследование в боковых линиях без завещания – уничтожается; при существовании завещания, оно допускается за вычетом – minimum – 25 % в пользу общественного капитала. Государство ограничивается, по возможности, ролью главного собственника.
Особенную силу приобретает развитие рабочих коопераций, которые должны получить привилегированное (если не исключительное) значение во всех промышленных предприятиях. Мотивы необходимого и неизбежного, – по убеждению всех коллективистов, – социального переустройства у различных представителей этого направления носят различный характер: или исключительно экономический (у Франсуа Видаля, состоявшего с 1848 г. главным секретарем в Commission de Gouvemement pour les travaillenrs), или экономически-религиозный (у Пекера), или, наконец, нравственно-метафизический (у Жана Колэна, бельгийского экономиста (1783–1859 гг.) и его последователей – Поттера, Гугентоблера, Делапорта и др.). Так как «основным стремлением» коллективизма является уничтожение того капиталистического режима, который дает возможность одному человеку или одной корпорации произвольно эксплуатировать труд и нужду многих людей, то он, – по крайней мере, в теории, – не предполагает обязательно ни совершенно одинакового вознаграждения для всякого, ни уничтожения индивидуальной инициативы, ни бюрократического деспотизма, – и в этом заключается его выгодное отличие от социализма марксистского. Отсюда – теоретическая возможность (по воззрениям «коллективистов») в одной и той же стране различных расценок труда и податей, многих и различных промышленных обществ, значительного числа мелких промышленных предприятий, а также и частной собственности в отношении тех благ, кои служат непосредственному употреблению. Как в отношении права собственности и употребления средств производства, так и во взгляде на последнюю направляющую силу, административную функцию – «коллективизм» не настаивает на безусловной необходимости деспотического главенства в высшей степени централизованного государства. В этом отношении его идеалом является государство, организованное в пределах промышленности, в коем всякая промышленность, как местная, так и национальная, а равно и ее работники – были бы по существу автономны, и в коем управление личностями было бы заменено администрациею, заведующей вещами.
Понимаемое в более широком смысле, слово «коллективизм» употребляется также в различных значениях и с различными оттенками. Некоторые писатели употребляют «коллективизм» и «социализм», как термины совершенно равнозначащие (Шеффле, Д’Эйхталь). Другие чрезмерно расширяют его значение. Так, Лавелэ и анархистов иногда называет «коллективистами». Но в таком широком значении, – более широком даже, чем «социализм» – коллективизм употребляется лишь в виде исключения. Обычно наблюдается обратное. Поль Леруа-Болье, напр., коллективизмом называет новейшую, научную форму социализма. Вульсей и Киркеп под коллективизмом понимают внутреннюю организацию идеального – с точки зрения социализма – общественная строя. Де-Пап называет коллективизм «относительным коммунизмом», – который требует обращения в общую собственность одних природных факторов производства. Бакунин, подчеркивая свое несогласие с коммунистами, принял на Бернском конгрессе, в 1868 г., кличку коллективиста. «Коллективистами» называют себя иногда и социал-демократы, т. н. «марксисты».
Напр., в предисловии сборника «Очерки философии коллективизма» (Спб. 1909; изд. товарищества «Знание») мы читаем: «классовое пролетарское мировоззрение – зародыш всечеловеческой идеологии будущего общества – по своей сущности представляет коллективизм, – полный, решительный коллективизм практики и познания. По мере того, как пролетарий поднимается выше в своем классовом развитии, он все больше живет в коллективе и вместе с коллективом, сливая свои стремления с его интересами, свою деятельность с его творчеством, свои переживания с его опытом. Таким путем пролетарий освобождается от бесчисленных индивидуалистических иллюзий, порождаемых в современном человеке экономической анархией общества, – становится существом вполне социальным и сознательно-социальным» (стр. 5).
Вообще же под «коллективизмом» чаще всего разумеется (ожидаемая в будущем) система промышленности, в которой материальные орудия производства должны сделаться общественною собственностью, – чтобы ими управляли общества, коллективные силы. Так. обр., термин «коллективизм» означает только экономическую и отчасти правовую стороны социализма, не оттеняя совершенно ее философской, психологической, этической или исторической предпосылок, тогда как «социализм» выражает собою всю совокупность идей, составляющих особенность представителей этого направления. Следует прибавить, что термин «коллективизм» не получил широкого распространения, за исключением Франции и Бельгии, а равно и в будущем не имеет шансов вытеснить более старый термин.
С. Зарин.