Источник

Коллеж-де-Франс

Коллеж-де-Франс, т.е. Коллегия Франции, была основана в интересах высшего образования Франциском I [1515–11547 г.]. Учреждение этой коллегии было задумано не ранее 1517 года и не позже 1530 года, когда, под влиянием Будэ и Жана дю-Белэй, король привел к осуществлению эту идею. В то время, как в Парижском университете не изучали ни еврейского, ни греческого языков, во вновь открытой коллегии были учреждены кафедры этих двух языков, каковые и были замещены лучшими в то время знатоками этих предметов. Жалованье им платили из королевской казны, а они, в свою очередь, должны были обучать студентов бесплатно, что возбудило большую зависть в части профессоров Парижского университета, которые всецело зависели от платы за обучение. Профессора коллегии были обвинены пред парламентом Ноэлем Бэдой в том, что поколеблен авторитет Вульгаты с тех пор, как они стали публично обучать греческому и латинскому языкам. Г. Де-Марсийяк защищал «королевских лекторов» (как они были названы) и выиграл этот процесс. Позже профессора были обвиняемы в склонности к кальвинизму, и парламент запретил им читать или объяснять священные книги на греческом или еврейском языках. Однако заступничество короля предотвратило исполнение приговора.

В 1584 году к коллегии была присоединена кафедра латинского красноречия. В числе первых посетителей колледжа были Игнатий Лойола, Кальвин, Раблэ. Следующие за Франциском короли относились к коллегии также весьма благосклонно. Революция не отразилась на курсах какими-либо неблагоприятными последствиями. Конвент своим определением даже повысил жалованье профессоров от одной и двух тысяч франков до трех тысяч. Коллегия сначала управлялась «Великим Омонье» («милостынный пресвитер») Франции, который назначал профессоров до 1661 года: – теперь коллегия сделалась частью Парижского университета, но потом была на время опять отделена от него, а в 1766 году присоединена окончательно. В 1744 году король принял коллегию под свое прямое начальство. В 1795 году заведование коллегией было возложено на министра внутренних дел; в 1831 году – на министра общественных дел; в 1832 году – на министра народного просвещения, который удержал власть над коллегиею и до настоящего времени.

Коллегия независима от университета и управляется своим собственным факультетом. Главным органом самоуправления является общее собрание профессоров, имеющее свое исполнительное бюро, или правление (conseil d’administration). Внутренней организацией заведует общее собрание, которое при составлении порядка чтений должно наблюдать, чтобы лекции по известной группе наук читались в известной последовательности. При замещении вакантной кафедры кандидат избирается общим собранием профессоров и назначается президентом республики. Коллегия в различное время своего исторического существования носила и различные названия: в 1534 году она была названа «Коллегией трех языков»; при Людовике XIII [1610–1643 г.] – »Королевской коллегией»; во время революции – «Национальною коллегией»; Наполеон I [† 1821 г.] назвал ее: «Императорская коллегия»; во время Реставрации она носила имя «Королевской коллегии». Благодаря щедрости короля и правительства, коллегия непрерывно возрастала. В 1545 году Франциск I к трем ранее открытым кафедрам языков присоединил другие – математики с двумя преподавателями; медицины и философии с одним преподавателем для каждого из этих предметов. Карл IX [1560-†1574 г.] ввел хирургию; Генрих III [1575-†1589 г.] ввел в курс арабский язык; Генрих IV [1589-†1610 г.] – ботанику и астрономию; Людовик ХIII – каноническое право и сирийский язык; Людовик ХV [1723-†1774 г] – французскую литературу; Людовик ХVIIІ [1814-†1824 г.] дал средства на санскрит и китайскую литературу. В 1831 году была введена политическая экономия, и с тех пор прогресс науки побуждал к открытию все новых и новых кафедр, напр., органической химии, физиопсихологии и т. д.

Вообще, в течение XIX столетия колледж шел в уровень с его научным развитием. В прошлом веке открыто более 20 новых кафедр, создано несколько вспомогательных учреждений: лаборатории, кабинеты растительной химии и др. [Читались даже с 4 декабря 1904 г. «Лекции украинского языка и литературы» известным французским славистом профессором Луи Леже; см. «Киевская Старина» 1905 г., № 3, стр. 251–253].

Ренан ярко охарактеризовал тенденции и методы коллегии. Сравнивая их с тенденциями и методами Парижского университета, он писал: «Сорбонна – складочное место для приобретенных уже сведений; она не принимает знаний прежде, чем они не доказали своей жизненной силы; напротив, Коллеж-де-Франс благоприятствует знаниям в процессе их образования, протежирует научным изысканиям». В 1572 году эдиктом было предписано, что только католики могут преподавать в коллегии. Этот закон строго соблюдался, пока коллегия оставалась под католическим, начальством, но в новое время среди профессоров были такие враги католицизма, как Мишлэ, Ренан, Гавэ (Havet). Вообще же факультет колледжа считает в рядах своих профессоров таких блестящих мужей безусловной веры, как Обер, Лаланд, Кювье, Буассонад, Дону и др. В колледже в широкой степени осуществляются начала полной свободы преподавания, его публичности и безусловной общедоступности, наряду с принципом бесплатности обучения. Колледж преследует исключительно задачи научного преподавания, чуждого практических целей. Профессора, не связанные планами и программами, свободны в выборе предмета своих чтений, которые могут посещаться всеми желающими без соблюдения каких-либо формальностей. В 1907 году в коллегии Франции было пятьдесят девять профессоров и преподавателей. Философские и общественные науки представлены семью кафедрами.

С. Зарин.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 12: Книги символические — Константинополь : с 10 иллюстрациями. — 1911. — XI с., 904 стб., 905-928 с., [10] л. ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle