Источник

Консистория – правительственное учреждение по церковным делам

Консистория. Этим именем называется правительственное учреждение по церковным делам. Такие учреждения существуют в православной, армяно-грегорианской и римско-католической церквах и в евангелическо-лютеранском вероисповедании. Прототипом этих учреждений был пресвитерский совет, существовавший при епископских кафедрах в древней христианской церкви уже в III веке, а с VІII века бывший, – под тем или другим названием, – при всех епархиальных епископах восточной церкви и помогавший епископу в исполнении его обязанностей по управлению делами епархии. Совет этот, членами коего были преимущественно лица из клира главной кафедральной церкви в месте пребывания епископа, состоявшего настоятелем этой церкви, принимал участие в избрании клириков, в рассмотрении и решении дел, подлежащих церковной юрисдикции, в заведывании и распоряжении церковным имуществом, в заботе о сохранении чистоты веры и христианской нравственности и т. п. В православной русской церкви вспомогательными органами епархиального управления и суда сначала служили соборы или съезды духовных лиц, а затем в патриаршее время, почти во всех епархиях были учреждены приказы духовных дел, или разряды, ведавшие судные и распорядительные дела, и казенные приказы, заведовавшие хозяйственною частью епархии; кроме того, были дворцовые приказы, ведавшие хозяйство архиерейского дома с его вотчинами, а в Москве был и приказ церковных дел, имевший своим предметом наблюдение за церковным благочинием, особенно во время крестных ходов. Эти вспомогательные учреждения епархиального управления, общие для епархий Московского Государства, были иные в юго-западных епархиях России, входивших в состав Киевской митрополии, в коих под влиянием близкого соседства с пределами ведения римско-католической церкви и в сходство с ее епархиальным строем существовали при епархиальных архиереях «кафедры», состоявшие из членов кафедрального духовенства, вроде римско-католических капитулов, и «консистории», специально для судных дел.

С учреждением Синода и соединенным с ним изменением высшего церковного управления в России, епархиальные установления хотя и остались в прежнем своем виде, и вместе с тем в Духовном Регламенте на епископов уже была возложена обязанность, – в случае отсутствия из епархии или на время тяжкой болезни, – «определить к делам некоего умного и житием честного мужа, архимандрита или игумена, придав к нему в помощь и других несколько умных же человек от монашеского или священнического чину, и они бы ему епископу, в отлучке сущему, важные дела на письме извествовали, а немощствующему на словах бы доносили, если за немощь может слушати». Но образуемое в силу этого распоряжения учреждение было не обычное, а вызываемое особыми обстоятельствами – отлучкою или болезнью епископа. В качестве же постоянных вспомогательных установлений епархиальные архиереи уже вскоре за введением синодального церковного устройства стали вводить у себя учреждения под разными наименованиями: – «Канцелярий», «Канцелярий духовного правления, «Консисторий». В учредительных актах название «Консистория» впервые встречается в определении Св. Синода от 28 марта 1722 г., коим была образована в Москве «Московская Консистория» под ведением советника Св. Синода Леонида, архиепископа Сарского и Подонского, и при участии архимандритов – Петровского монастыря Серия и Донского монастыря Иоакима, с званием асессоров, причем этой консистории поручено было «синодальной области дела, до духовного правительства надлежащия, рассуждать и определять, и решить…, а о важных делах, который без синодального суждения решены быть не могут, присылать в Св. Синод обстоятельные доношения, на которыя и решение требовать и как от Синода определено будет, так в том и поступать». Однако это учреждение, как образованное для управления Синодальною областью, состоявшей в заведовании сначала патриарха, а затем Св. Синода, не было вспомогательным при архиерее.

9-го июля 1744 г. всем, состоявшим при архиереях правительственным учреждениям, велено было называться «Консисториями». Первоначально в составь существовавших при епархиальных архиереях вспомогательных учреждений входили лишь лица монашествующего духовенства, а с переименованием их в Консистории для присутствия в них стали назначать и лиц белого духовенства; так в Московской Консистории уже в 1745 г. в числе присутствующих впервые был протопоп Рождественского собора, что на сенях, Иоанн Семенов. Затем в 1768 г. сентября 10-го определено было во все Консистории сверх монашествующих лиц назначать «непременно» протоиереев и священников, «достойных к той должности», а 18-го декабря 1797 г. последовало Высочайшее повеление о том, чтобы в Консисториях «между присутствующими быть по крайней мере половине из белого священства». Так как в Киеве, Чернигове и Кишиневе еще в первой четверти минувшего века означенные учреждения носили наименование «дикастерий», то 18 мая 1832 г. последовало распоряжение на переименование и их в «Консистории». В течении ХVIII и до конца 80-х годов XIX столетий Консистории как в устройстве своем, так и в круге дел, им подведомых, а также в отношениях к церковной и государственной власти руководствовались общими правительственными распоряжениями, предписаниями местных епархиальных архиереев и обычаями, а в 1838 г. был введен в действие, в виде опыта, составленный в Св. Синоде, согласно повелению Императора Николая Павловича общий для всех Консисторий устав, который затем, по исправлении согласно указаниям опыта, был Высочайше утвержден 27 марта 1841 г. и действовал до 1888 г., конца, вследствие последовавших разновременно новых узаконений, был пересмотрен с целью согласования с действующими законопроектами и 9 апреля 1883 г. последовало Высочайшее повеление на применение его взамен прежнего.

По ныне действующему Уставу «Духовная Консистория есть присутственное место, чрез которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производятся управление и духовный суд в поместном пределе Православной Российской Церкви, именуемом епархией», и «вместе с епархиальным архиереем состоит в ведении Св. Синода, яко Правительствующего Российской Церкви Собора, от одного Синода принимает указы, и, кроме Синода и епархиального архиерея, никакое другое присутственное место, или начальство, не может непосредственно входить в ее дела, ни останавливать ее решений и распоряжений во всем том, что принадлежит к кругу действий духовного ведомства». Основаниями епархиального управления и суда служат: «а) Закон Божий, в Священном Писании предложенный; б) Каноны или правила Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец; в) Духовный Регламент и последовавшие за ним Высочайшие указы и определения Святейшего Правительствующего Синода и г) действующие в государстве узаконения».

Консистория состоит из Присутствия и Канцелярии. Присутствие Консистории составляют члены из лиц иерейского сана, как монашествующего, так и белого духовенства, в определенном штатами числе, а в случае надобности и сверх штата, заслуживающих преимущественное доверие по образованности, опытности, примерному поведению и правдолюбию и по представлении епархиального архиерея утверждаемые Св. Синодом; по требованию же особых обстоятельств Св. Синод, сверх постоянного, учреждает временное Присутствие, и в таком случае к непременным членам ее присоединяется еще 3 или 4 присутствующих. Епархиальный архиерей может: 1) личной властью устранить члена Консистории от участия в рассмотрении, к которому он прикосновенен, или от которого законно отводится, 2) с донесением Св. Синоду члена, подвергшегося ответственности по важному обвинению, удалить от присутствования до разрешения дела о нем, и 3) в случае же непредвиденного уменьшения числа членов назначить временно присутствующего. Увольнение членов Консистории от должности происходит по определению Св. Синода и по представлению архиерея, а разрешение им отпуска зависит внутри России от епархиального архиерея, с донесением Св. Синоду, если срок отпуска превышает 28 дней, и объяснением причин продолжительности, а заграницу – от Св. Синода. В обеих столицах Консистории имеют по два Присутствия, образуя две Экспедиции.

Для самого производства дел Консистория имеет определенную штатом Канцелярию из секретаря, в качестве ее начальника, нескольких столоначальников, казначея, регистратора, архивариуса, канцелярских чиновников и служителей, из коих секретарь определяется и увольняется Св. Синодом по предложению обер-прокурора, а прочие лица – Консисторией с утверждения епархиального архиерея. Секретарь Консистории, находясь под ближайшим начальством епархиального архиерея, состоит, вместе с тем в непосредственном ведении обер-прокурора Св. Синода и обязан исполнять все его предписания. Увольнение в отпуск зависит: секретаря от епархиального архиерея на срок до 28 дней, а на более продолжительный срок – от обер-прокурора, прочие же чиновники от Консистории – с разрешения архиерея. О награждении всех светских чинов Консистории за отличие по службе и назначение им и семействам пенсий епархиальный архиерей сносится с обер-прокурором, коему преосвященный сообщаете и о производстве секретаря в чины за выслугу лет, а о таковом производстве остальных членов епархиальный преосвященный входит непосредственно в сношение с Департаментом Герольдии Правительствующего Сената.

Внешнее устройство Консистории должно быть во всем согласно с другими губернскими присутственными местами, за исключением времени присутствия членов, которые, сообразно своим священнослужительским обязанностям, собираются в Присутствие только в первые пять дней недели, а в субботу лишь по особой надобности, и вовсе не присутствуют в первую и последнюю недели и в каждую пятницу Великого Поста, а также от 24 до 29 декабря и от 4 до 9 января включительно, а по средам в течение Великого Поста собрание бывает только после литургии, время же занятий как Присутствия, так и Канцелярии определяется общими требованиями самих дел. Канцелярия разделяется на «столы», которые, представляя собою особые отделы, заведующие определенными делами, состоят под начальством столоначальников и вверяются особому наблюдению одного из членов Консистории.

Ведению Консистории подлежат дела: 1) об охранении и распространении православной веры, 2) по надзору за благоустройством церквей и благолепием храмов т., 3) о представлении кандидатов на должности, наведение справок о кандидатах в священно-церковно-служители и о постригающихся в монахи, наблюдение за должностными лицами, рассылка по епархии указов и постановлений высшей власти, 4) по надзору за правильным ведением церковного хозяйства, 5) по проверке и хранению церковных документов, 6) по приведению в исполнение распоряжений Св. Синода и епархиального архиерея, а также заготовление отчетов и донесений Св. Синоду, 7) по принятию сумм на постройку храмов и других пожертвований, 8) о расторжении браков за нарушением святости брака прелюбодеянием, по неспособности к брачному сожительству, за лишением одного из супругов всех прав состояния и по безвестному отсутствию, 9) о признании браков незаконными и недействительными, 10) об удостоверении действительности события браков и рождения от законных браков, 11) о наложении церковной епитимии, 12) о проступках и преступлениях лиц духовного звания против должности, благочиния и благоповедения, 13) по взаимным спорам тех же лиц, возникающим из-за пользования церковной собственностью и 14) по жалобам духовных и светских лиц на духовные лица в обидах и нарушении бесспорных обязательств и по просьбам о побуждении к уплате бесспорных долгов.

Рассмотрение дел состоит в докладе их присутствию Консистории секретарем или, под его наблюдением, столоначальниками, причем давать объяснение по делу могут и члены подлежащего стола, а затем в постановлении решения, в котором участвуют все наличные члены, с правом одинакового голоса. Решение должно быть единогласное, для чего секретарь, при разногласии, объясняет существо дела и докладывает о законах, на коих может быть основано единогласное решение; так же поступает он и при единогласном решении не соответственно обстоятельствам дела или законам. Решения Консистории: 1) облекаются в особые протоколы, за общею подписью, по делам управления и хозяйственным, следственным и судным и по делам, по коим возникают различные мнения членов, или 2) вносятся в журнал, подписываемый всеми членами, по делам менее важным, но требующим обсуждения, или 3) наконец отмечаются собственноручно членами Консистории в настольных реестрах, в виде кратких резолюций по делам несложным, заключающимся в простом исполнении или кратком предписании. В случае разногласного решения протоколы составляются по большинству голосов, а член, оставшийся при особом мнении, обязан изложить его письменно с надлежащей мотивировкой и представить его не далее как через три дни, в противном же случае он должен подписать протокол, состоявшийся по большинству голосов.

Журналы и протоколы представляются на рассмотрение епархиального архиерея, причем секретарь Консистории, если усмотрит, что его объяснения не были уважены, отмечает о сем на представляемых актах и подает преосвященному рапорт, с изложением своих объяснений членам. Епархиальный архиерей или утверждает решения Консистории, ила направляет их к новому рассмотрению или дополнению; члены Консистории и теперь могут остаться при прежнем своем мнении, – и тогда архиерей, в случае несогласия с Консисторией, полагает собственное решение, каковое приводится в исполнение посредством посылки указов подведомственным лицам. В епархиях, где есть викарный архиерей, рассмотрение журналов и протоколов Консистории может быть епархиальным архиереем поручено ему: также поступается и при отсутствии епархиального архиерея из епархиального города. При неимении же викария и при отсутствии епархиального архиерея постановления Консистории обращаются к исполнению по подписании их членами; этот порядок допускается и в других случаях, для быстроты движения дел, с тем, чтобы не рассмотренные преосвященным постановления были представлены ему в течении месяца для засвидетельствования их исправности. Сношения Консисторий производятся: со Св. Синодом, в случае вакантности кафедры, – посредством представлений и рапортов; с епархиальными архиереями – докладами; со всеми епархиальными учреждениями – указами, за исключением правлений Духовных Академий, Семинарий и Училищ, Попечительств о бедных духовного звания, Училищных Советов и наблюдателей церковных школ, а также соборов, лавр и управлений военного и придворного духовенств, с коими сносятся сообщениями, как и с учреждениями светскими и иноепархиальными; секретари Консисторий могут сноситься с равными им лицами других учреждений также посредством отношений.

Современное состояние Консисторий вызывало много недовольства, причины которого лежат в самом их устройстве. Об этом имеется достаточно материалов и указаний в доставленных по предложению Св. Синода «Отзывах епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе» (4 тома, Спб. 1906), и потому Предсоборное Присутствие, собиравшееся в С.-Петербурге в 1906 г., решило существенно преобразовать Консистории, а самое название заменить другим – «Епархиальное Правление». И сам Св. Синод пришел к убеждению в необходимости принятия возможных мер к упрощению и ускорению консисторского производства, последствием чего было определение его от 6–9-го июля 1910 г., коим признано целесообразным: 1) исполнение по делам о вступлении в брак в некоторых степенях родства или свойства, о повенчании браков в предшествующие постам дни, о присоединении к православию и т. п. производить не в Консистории, а в канцелярии преосвященного; если же по означенным делам требуются предварительные распоряжения, то преосвященный направляет их в Консисторию, полагая условные разрешительные резолюции; 2) предоставить Консистории действовать самостоятельно: по бумагам, требующим исполнения согласно установленному порядку; по резолюциям преосвященных, имеющим исчерпывающее значение; по приему и рассылке переходящих сумм; по бумагам, относящимся к промежуточным стадиям процесса и не решающим существа дела; 3) в тех Консисториях, где делопроизводство особенно обильно, епархиальные преосвященные могут предоставлять секретарям Консисторий самим делать надлежащие распоряжения: по бумагам, подлежащим принятию к сведению или приложению к делу; по требованию гербового сбора; по передаче по принадлежности ошибочно поступивших в Консисторию бумаг и по наведению предварительных справок, а ведение докладных настольных реестров возложить вместо столоначальников на опытных канцелярских чиновников и служителей; 4) при изложении журналов и протоколов избегать излишнего многословия, опуская в докладной части ненужные подробности, а в резолютивной части помещая изложение дела и основания для его решения; 5) наблюдение членов Консисторий над столоначальниками ограничить исключительно попечением о том, чтобы изготовляемые ими постановления в точности соответствовали резолюциям Присутствия; 6) избрание штатных и канцелярских чиновников и служителей и вольнонаемных писцов, а также назначение нештатным чинам содержания, праздничных наград и пособий предоставить секретарю Консистории, как начальнику ее Канцелярии; 7) секретарь Консистории, во избежание задержки движения дел, должен избегать пререканий с Присутствием Консистории, а в случае непринятия последним его объяснений, безотлагательно представлять о том преосвященному. На преподание сих распоряжений к руководству, впредь до указаний опыта, 23 июля 1910 г. последовало Высочайшее Его Императорского Величества соизволение.

П. Исполатов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 12: Книги символические — Константинополь : с 10 иллюстрациями. — 1911. — XI с., 904 стб., 905-928 с., [10] л. ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle