Кипариссиот Иоанн
Кипариссиот Иоанн, известный с эпитетом «мудреца» (ὁ σοφός), был после Никифора Григоры самым выдающимся противником святого Григория Паламы в известных спорах паламитов и варлаамитов (смотреть «Энциклопедию» III, 149–157). Обстоятельства жизни Иоанна Кипариссиота совершенно неизвестны. Можно лишь полагать, что расцвет его деятельности падает на последнюю треть XIV века и что он скончался после Никифора Григоры, о котором он упоминает в одном из своих трудов. Большая часть догматико-полемических сочинений Кипариссиота хранится еще в рукописях. Парижский кодекс № 1246 (от XV века) содержит следующие сочинения Кипариссиота, написанные против Григория Паламы и его сторонников: 1) Четыре книги паламитских заблуждений, 2) Восемь книг против Григория Паламы и его исповедания веры, 3) Восемь книг о не созданном свете против Паламы, 4) Три книги об отступничестве паламитов. Из перечисленных сочинений Кипариссиота изданы только первая и четвертая книги «Паламитских заблуждений». Из них видно, что Кипариссиот имел обширные познания в богословии, обладал острым умом и был вообще сильным противником Паламы и его последователей. В четвертой книге «Паламитских заблуждений» писатель указывает и на свое сочинение «О ересях», которое находится в том же парижском кодексе № 1246. Затем, к его творениям надо также присоединить пять книг против Нила Кавасилы, а Фабриций сообщает, что Кипариссиот написал и еще одно сочинение против Паламы, по времени предшествующее всем другим полемическим его трактатам и по объёму равное всем им вместе. Наконец, в полном виде, хотя и в латинском переводе, издано его сочинение «Ἔκθεσις στοιχοιώδης ῥήσεων θελογικῶν», в котором содержится систематическое изложение того, что разными богословами высказывалось о Боге.
Сочинение состоит из десяти отделов, каждый из которых делится на десять глав. Первая декада говорит о богословии таинственном, вторая – о богословии доказательном, третья – о божественных действиях, четвертая – о происхождении божественного имени и т. д. Словом, сочинение представляет как бы систематическое руководство по догматике, со схоластическим подразделением материала. Это внешнее сходство труда византийского богослова с аналогичными памятниками западной схоластики дало повод переводчику его на латинский язык Турриану видеть здесь влияние латинского богословия на византийское. Но такое мнение вовсе не подтверждается содержанием сочинения Иоанна Кипариссиота, которое представляет свод воззрений исключительно византийских богословов, без всякого упоминания отцов и учителей западной церкви. Самый главный авторитет для Иоанна Кипарпссиота представляет Дионисий Псевдоареопагит, а затем он цитирует святых Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Великого, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и Иоанна Дамаскина. Самым ранним по времени писателем здесь называется Иустин Мученик, причем указываются подложные его сочинения, а более поздними Никифор, Патриарх Константинопольский, который ошибочно назван Феодором Начертанным, и Евфимий Зигавин. Что же касается формы рассматриваемого сочинения, то она не имеет решающего значения и не может быть признана безусловным заимствованием из западной схоластической литературы, так как выборка и систематизация отдельных мест из Священного Писания и творений отцов церкви, применительно к определенной задаче, были и в Византии довольно обычным литературным явлением. А то обстоятельство, что Кипариссиот ограничился одними восточными богословами и не привлек к освещению, яко бы, схоластических вопросов и западных богословов, ясно показывает, что между двумя половинами христианского мира и в отношении богословских воззрений существовали различие и разделение, которые, по крайней мере, для византийских богословов не представлялись легко устранимыми личным воззрением и желанием. Во всяком случае, на основании Ἔκθεσς’α Иоанна Кипариссиота нельзя ставить тезиса о влиянии западного схоластического богословия на византийское. Ἔκθεσς представляет византийскую богословскую энциклопедию.
И. И. Соколов.