Источник

Кипарисов В. Ф.

Кипарисов Василий Феодорович, доктор богословия, ординарный профессор Московской Духовной Академии по кафедре гомилетики и истории проповедничества. Сын священника саратовской епархии, родился 29 марта 1849 г. Начальное и среднее образование получил в духовно-учебных заведениях родной епархии, а высшее в Московской Духовной Академии, куда поступил в 1870 г., зачисленный в состав студентов XXIX курса (1870–1874 г.). Для специального изучения избрал науки церковно-практического отделения. Кандидатское сочинение писал на тему: «Понятие о терпимости, индифферентизме и фанатизме на основами церковных правил и государственных законов». Сочинение было признано Советом Академии одним из лучших на курсе и удостоено Иосифовской премии в 250 рублей. По окончании курса, 11 июня 1874 года, назначен на должность преподавателя греческого языка в литовскую Духовную Семинарию. В начале 1875– 1876 учебного года Советом Академии приглашен к занятию кафедры гомилетики и истории проповедничества и пастырского богословия. Лекции по пастырскому богословию не читал до 1883 года. В лекциях по гомилетике до 1883 года ограничивался изложением истории проповедничества церквей восточной, римско-католической и протестантской. Степени магистра богословия удостоен в 1883 году за сочинение: «О свободе совести. Опыт исследования вопроса в области истории церкви и государства, с I по IX веков». Сочинение затрагивало один из жгучих и весьма важных в церковно-практическом отношении религиозных вопросов (в отношении, например, раскола, сектантства, иноверия). Во время почти всеобщих требований свободы совести в делах веры было особенно благопотребно дать точный, определенный, твердо обоснований, научный ответь на этот вопрос. Путем изучения обширной церковно-исторической литературы первых девяти веков автор пришел к решительному убеждению в необходимости свободы совести по отношении к религии, ради благоуспешности самой последней.

Недостаток материального обеспечения вынуждал Василия Феодоровича, кроме должности доцента, занимать разновременно должности помощника секретаря совета и правления (1882–1884 г.), помощника инспектора Академии (1884–1887 г.). В 1889 году избран Советом Академии в звание экстраординарного профессора. В 1897 году удостоен степени доктора богословия за сочинение: «О церковной дисциплине». Сочинение это находится в тесной связи с магистерскою диссертацией. Если первая главным образом трактовала о вере и решала вопрос в смысле свободы совести, то вторая естественно должна была решать его в смысле возможности её изменения, путем выделения из канонов церкви всех условных элементов, то есть местных и временных (стр. 214–215). Признание свободы совести естественно должно было влечь за собою и другое признание свободы в дисциплине и обряде. Автор работал над своею диссертацией более 12 лет, изучил за это время поразительную массу церковно-исторического материала, имел дело с весьма серьезными противниками, как Иоанн епископ Смоленский и другие. Поэтому он мог по праву сказать о своей теории: «и это – смеем утверждать – не будет противоцерковной теорией» (стр. 221). Оба рецензента справедливо дали весьма лестные отзывы о докторской диссертации Василия Феодоровича [смотреть еще специальный этюд профессора И. С. Бердникова, К вопросу о церковной дисциплине, Казань 1902, из «Православного Собеседника» за 1902 г.]. 1 января 1897 года Василий Феодорович Советом Академии был избран в ординарные профессоры. Усиленные занятия наукой подорвали здоровье Василия Феодоровича и 12 июня 1898 года он был уволен от духовно-учебной службы, согласно прошению, по расстроенному здоровью. Скончался 28 января 1899 года, на 50-м году от рождения.

Кроме перечисленных ученых трудов у Василия Феодоровича есть несколько еще других. Обстоятельства их происхождения определяются, с одной стороны, тяготением Василий Феодорович еще со студенческой скамьи к вопросам канонического права, с другой, преподаванием гомилетики. К первой категории относятся следующие статьи: Католицизм и протестантство в отношении к свободе совести («Православное Обозрение» 1881 г. № 10; 1882 г. №№ 1–2). О веротерпимости (ibid. 1883 г. №№ 5–6). Дисциплина древней церкви в отношении к свободе совести. («Приб. к твор. св. отц.» 1884 г., XXXIII; 1886 г., XXXVII) и, наконец, выходившие под различными заглавиями статьи, составившие вместе с предшествующими исследованиями докторскую диссертацию («Бог. Вестн.» 1896–1897 г.). Ко второй категории относятся статьи: Об условиях существования современная русского проповедничества («Приб. к твор. св. отц.» 1884 г., XXXIII; 1885 г., XXXV). Приносит ли пользу церковная проповедь? («Приб. к Церк. Ведомостям» 1888 г., № 41– 43, 46–47). Слово обличения в церковной проповеди (ibid. – 1889 г., №№ 28– 29). Чем должен руководиться пастырь в слове обличения? (ibid. – №№ 30, 32–33). Митрополит Московский Макарий (Булгаков), как проповедник («Бог. Вестн.» 1893 г., I-III). За последнее произведение автору Советом Академии была присуждена половинная Макарьевская премия в 250 рублей.

Василий Феодорович не оставил после себя какой-либо определенной гомилетической теории. Лекции его по гомилетике не напечатаны; они хранятся у его родных. Он писал по гомилетике немного и отрывочно. Лучшие силы свои отдал другой науке, которою занимался с самой школьной скамьи. Говорят даже, что он не раз пытался променять кафедру гомилетики на кафедру церковного права в Университете или в Академии. Но ему не суждено было добиться этого. Некоторые из его гомилетических взглядов заслуживают внимания и уважения. Василий Феодорович весьма сочувствовал отведению более видного места кафедре гомилетики в ряду других академических кафедр. Сделавшись самостоятельной, она получила характер специально церковной науки, перестала тонуть в отделах общей риторики, получила возможность расширить программу и увеличить количество учебных проповедей. Не смотря на это довольно видное положение науки в ряду других наук, Василий Феодорович желал, чтобы гомилетика была поставлена еще шире. «Если бы идеалом образования юношества действительно было приуготовление «проповедников слова Божия», то это будет самое большее, чего и можно пожелать духовному образованию». Проповедь он считал одною из важнейших обязанностей пастыря. Проповедь, как искусство ораторское, последней целью которого было уменье потрясать души, отрицал. Проповедь должна изъяснять прежде всего Священное Писание затем святых отцов, не размениваясь на внешний блеск различных западных и русских проповедников. Заслуживаем внимания его рассуждение о причинах упадка проповеди в настоящее время. Дело проповедничества существует среди таких неблагоприятных условий, что нельзя обвинять пастырей за их молчание, за отсутствие у нас живого, правдивого, свободного слова. Ценны рассуждения его о современности проповеди, о московском и киевском направлении у нас в проповеди. В течение всей своей жизни Василий Феодорович отличался необыкновенным трудолюбием. О нем говорили: «ему мало 24 часов в сутках». Все ученые исследования и небольшие статьи носят на себе следы кропотливого, усидчивого, напряженного труда, широкого знакомства с литературою предмета, о чем бы он ни вел свою речь. «В лице Василия Феодоровича сошел в могилу истинный ученый, достойный представитель богословской науки» (профессор И. Н. Корсунский). «Широта ученого кругозора, отвлеченность предмета изучения, тонкость умозрительного разъяснения, искусство умозрительного сочленения и связи, точность выражения, – выдающиеся коренные черты Василия Феодоровича» (профессор Н. А. Заозерский). К исполнению своих обязанностей он относился весьма строго. На лекции приходил даже во время своей болезни, напрягая свои последние силы и едва справляясь со своим разбитым параличом языком. «Не редко физическая слабость вынуждала его прерывать лекции – и студенты безмолвно вслед за ним оставляли аудитории, не делясь даже ни с кем тяжелым чувством и без того понятным каждому – студент Чистосердов».

Епископ Евдоким.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 10: Киннамон — Кион : с 13 рисунками и двумя картами. — 1909. — VII с., 694 стб., 695-707 с., [6] л. портр., карт. : ил.

Комментарии для сайта Cackle