Источник

Киноник

Киноник (κοινωνικός οτ κοινωνία), или причастен – стих, исполняемый певцами во время приобщения священнослужителей. По своему содержанию он имеет отношение или к службе дня, или воспоминаемого святого, или праздника, а потому и называется «причастен дне», «причастен святого» (Типикон, гл. 2,4), «причастен праздника» (Типикон, последование 8-го сентября). В качестве составной литургической части, предназначенной занять внимание верующих во время приобщения священнослужителей, причастны известны с глубокой древности. Так, в литургии VIII книге Апостольских Постановлений причастным стихом является 33 Псалом: «Благословлю Господа»; в литургии, изложенной Кириллом Иерусалимским, – 23 Псалом: «Вкусите и видите, яко благ Господь» (5-ое огласительное слово); он же полагается и в греческой литургии Апостола Иакова. В последующие века с распределением по дням года памятей святых и праздников был выработан и установлен целый круг причастных стихов. С ним мы встречаемся, прежде всего, в Типиконе Константинопольской церкви IX-X веков. Наиболее обычным причастным стихом является в нем «Радуйтеся праведнии о Господе». Он полагается по преимуществу в дни памяти мучеников (проф. А. А. Дмитриевский, Описание литургических рукописей I, стр. 2–4; 6–7; 9–12; 14–15; 47, 56, 65, 66, 69, 78, 80 и др.), а также святых (idid., стр. 100), Апостолов (idid., стр. 84) и бесплотных сил (idid., стр. 22). В первые дни исполняется, кроме него, и другой причастный стих – «Хвалите Господа» (idid., стр. 71, 79, 107). Этот последний назначен равным образом для недели мясопустной, сыропустной и недели Ваий (idid., стр. 111, 113, 127). Причастным стихом богородичных праздников, их предпразднеств и попразднеств служит «Чашу спасения прииму» (idid., стр. 37, 48, 57, 60, 86, 98, 106, 124, 141), Рождества Христова – «Избавление посла Бог людям своим» (idid., стр. 37), Богоявления – «Явися благодать Божия» (стр. 42), Пасхи, – «Тело Христово приимите» (idid., стр. 136), Вознесения – «Взыде Бог в воскликновений» и «Чашу спасения приему» (idid., стр. 145), Пятидесятницы – «Дух твой благий» (idid., стр. 148), преждеосвященной литургии – «Вкусите и видите» (idid., стр. 113), и великого четверга – «Вечери Твоея» (idid., стр. 131), субботы – «Хвалите Господа» и «Возста яко спя Господь и воскресе, спасая нас» (idid., стр. 135). Наконец, в дни памяти некоторых святителей поется «В память вечную» (idid., стр. 108).

Перечисленные причастные стихи повторяются и в двух других памятниках, – синайском Канонаре X-XI веков и Типиконе Константинопольского Евергетидского монастыря по рукописи XII века № 788 библиотеки афинского Университета (А. А. Дмитриевский, idid., стр. 174–6; 180, 182, 191, 193, 195, 197, 205–207, 212, 210, 216, 260, 278, 281, 284, 286, 288, 291, 297, 305–306, 324; 263, 265, 268–269, 407; 320; 358; 559; 586; 595). Одновременно с этим прежние причастные стихи сменяются новыми, более соответствующими воспоминаемым событиям. Так, вместо причастного стиха на дни памяти Апостолов Типикона Константинопольской церкви «Радуйтеся праведнии» (idid., стр. 84) в Уставе Евергетидского монастыря полагается иной – «Во всю землю изыде вещание их» (idid., стр. 282, 285, 288, 291, 293, 299, 313, 317). Тот же причастный стих назначается в первом памятнике и в дни памяти бесплотных сил (idid., стр. 22), во втором же – другой – «Творяй ангелы своя духи» (idid., стр. 262, 308). В указанных случаях Евергетидский Типикон воспроизводит современный порядок. Тоже самое явление замечается и относительно великопостных причастных стихов. Именно, для литургии первой, второй, четвертой и пятой недель в нем назначается «Хвалите Господа» (idid., стр. 522, 525, 535, 539), третьей – «Хвалите» и «Знаменася» (idid., стр. 529) и шестой – «Хвалите» и «Благословен грядый во имя Господне» (idid., стр., 542). В субботу первой и второй недели – «Радуйтеся» и «мертвых» (idid., стр. 524, 527), пятой – «Чашу спасения» (idid., стр. 538) и шестой – «Из уст младенец» (idid., стр. 540; ср. Типикон Константинопольской церкви IX – X веков, idid., стр. 115–116, 118, 124, 127).

Как в греческой, так и в древнерусской церкви киноник составлял единственное песнопение, исполняемое во время приобщения священнослужителей. Сообразно с этим Высочайшим указом от 10-го мая 1799 года и 31-го мая 1850 года было постановлено не заменять причастные стихи концертами.

Свящ. А. Петровский.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 10: Киннамон — Кион : с 13 рисунками и двумя картами. — 1909. — VII с., 694 стб., 695-707 с., [6] л. портр., карт. : ил.

Комментарии для сайта Cackle