Кирилл Терлецкий
Кирилл Терлецкий, епископ (сначала православный, а потом униатский) луцкий и острожский (1585–1607 г.), был сын небогатого русского православного шляхтича Семена Терлецкого. Систематического школьного образования он, по-видимому, не получил. Занимая в светском звании должность в одном из местных судебных учреждений, Кирилл Терлецкий хорошо изучил законодательство и судебные порядки, каковые знания он с блестящим успехом впоследствии прилагал к делу, ведя многочисленные судебные процессы. Приняв духовное звание, Кирилл Терлецкий в 1560-х годах занимал должность протопопа соборной церкви г. Пинска. Потерявши жену, он принял монашество и в 1572 г. был назначен епископом пинским и туровским. В течение 12-летнего управления пинской епархией Кирилл Терлецкий был главным образом занят судебными процессами, которые вел из-за недвижимых имений своей кафедры. Будучи чрезвычайно корыстолюбивым человеком, Кирилл Терлецкий в 1585 г. выхлопотал себе у короля перевод на самую богатую среди тогдашних западнорусских архиерейских кафедр – луцкую. В Луцке на первых порах Кирилл Терлецкий заявил себя, как деятельный архипастырь, чем заслужил даже расположение выдающихся ревнителей православия, напр. кн. Острожского. Впрочем, скоро определилось, что деятельность Кирилла Терлецкого была направлена преимущественно на приобретение имущества и денег. С другой стороны, обнаружился крайне безнравственный образ жизни Кирилла Терлецкого. Поэтому, несмотря даже на то, что константинопольский патриарх Иеремия II, посетивший тогда лично Западную Русь, в 1589 г. назначил Кирилла Терлецкого своим экзархом и облек его особенными полномочиями и правами, от него отшатнулись истинные ревнители православия.
Скоро в Западной Руси началось общее движение народа, которым руководили в данном случае западнорусские православные братства, против недостойных епископов, к числу коих принадлежит и Кирилл Терлецкий. Это было одним из ближайших поводов образования давно уже подготовлявшегося в Западной Руси (особенно среди высшей иерархии) течения в пользу соединения западнорусской православной церкви с римско-католическим костелом. Одним из первых убежденных и деятельных пионеров этого течения из числа западнорусских православных епископов был Кирилл Терлецкий. Он же успел склонить на сторону униатского движения и владимироволынского епископа Ипатия Поцея, который затем стал главным руководителем дела. Вместе с Ипатием Поцеем Кирилл Терлецкий в 1595 г. отправлялся в Рим для представлений папе условий, на которых Западная Русь желала принять унию с католической церковью. Вынужденно или, быть может, и добровольно Кирилл Терлецкий с Ипатием Поцеем в заседании священной коллегии в Риме 23 декабря 1595 г. приняли от лица всех остальных западнорусских архиереев унию совсем не на тех условиях, на каких они были уполномочены сделать это. Известно, что православная западнорусская церковь отвергла такую унию, привезенную ей из Рима Кириллом Терлецким и Ипатием Поцеем, и на соборе отлучила даже Кирилла Терлецкого, лишив его сана. Но Кирилл Терлецкий остался на своем месте в качестве униатского луцкого епископа. Достигнув того, чего он собственно и искал, упрочив свое положение на богатейшей архиерейской кафедре и пользуясь покровительством польского правительства и папы, Кирилл Терлецкий почти совсем перестал интересоваться унией, весь погрузившись в материальные заботы. До смерти Кирилл Терлецкий вел, – к соблазну и православных и униатов, – образ жизни, совершенно недостойный не только епископа, но даже и простого христианина. Умер Кирилл Терлецкий в 1607 г. Латино-униатские историки обыкновенно превозносят Кирилла Терлецкого, как величайшего «ревнителя (zelanta) святой унии»; но даже и из них наиболее правдивые не могут умолчать о недостойном поведении его.
Протоиерей Ф. Титов.