Кирилл Туровский
Кирилл Туровский, епископ, святой, принадлежит к числу знаменитейших наших духовных писателей дотатарского времени. Сведения о его жизнедеятельности (несмотря на то, что его сочинения пользовались широкой известностью в древней Руси и житие его было составлено очень рано, быть может, одним из современников его), отличаются крайнею неопределенностью и сбивчивостью. О времени его жизнедеятельности, напр., можно с несомненностью утверждать только то, что Кирилл жил в XII в. Все же другие вопросы, касающиеся времени его жизни, могут быть решаемы только предположительно, на основании сложных заключений. Время рождения Кирилла полагают обыкновенно не позже 1139 г.; посвящение его во епископа могло совершиться не раньше 1146–1147 г. и не позже 1169 г. Еще более трудно – хоть сколько-нибудь приблизительно – установить время кончины Кирилла Туровского. Есть мнение, что он, оставив епископство, удалился на покой и умер после 1182 г. Впрочем, это последнее мнение далеко не общепринято. Более положительные сведения имеются о месте рождения и служения Кирилла. По сказанию проложного жития, он был сын богатых родителей и родился в Турове, в котором был потом епископом и от имени которого получил свое прозвание. В детстве и отрочестве Кирилл, при неизвестных нам обстоятельствах, получил настоящее и хорошее образование. В житии говорится, что он в молодых летах «прилежал исключительно учению Божиих книг». Это житийное свидетельство нельзя понимать в том смысле, что Кирилл был самоучкой и, следов., одним из тех образованных начетчиков, какими была так богата наша древняя Русь. Против этого предположения решительно говорят сохранившиеся подлинные сочинения Кирилла Туровского, обличающие в нем положительно образованного человека. Можно думать, что родителям Кирилла, как богатым людям, посчастливилось приискать для своего сына одного из тех греческих учителей, которые, – при отсутствии правительственных и общественных школ, – были единственными насадителями и распространителями просвещения у нас в древней России. Независимо от хорошего образования, Кирилл Туровский, несомненно, обладал выдающимся ораторским и писательским талантом, равно как и обширной начитанностью в древнехристианской письменности. Приняв монашество и будучи еще простым иноком, Кирилл заявил себя поучениями к братии, которую он побуждал к послушанию своему игумену. В это же время он занимался усердно литературным трудом. Позже Кирилл отдался высшему аскетическому подвигу столпничества. Слава, которая была следствием этих трудов и подвижнической жизни Кирилла, привлекла к нему внимание киевского митрополита, поставившего его епископом в Турове, по просьбе князя и жителей последнего. В сане епископа Кирилл Туровский, – по сказанию жития его, – обличал «ересь Феодора епископа», что, – по свидетельству летописи, – имело место около 1169 г.
Особенную известность среди современников и память в истории Кирилл Туровский приобрел своими сочинениями. Вопрос о подлинных сочинениях Кирилла Туровского весьма сложный и имеет свою обширную литературу. Подлинные произведения Кирилла Туровского разделяются, по своему содержанию и способу изложения, на три разряда: 1) церковные слова и поучения; 2) нравоучительные статьи, и 3) молитвы. Несомненно подлинных церковных слов Кирилла Туровского в настоящее время насчитывается около 8. Но даже по признанию такого осторожного исследователя, как проф. Б. Б. Голубинский, Кирилл Туровский мог написать гораздо больше слов. Сохранившиеся подлинные слова Кирилла Туровского характеризуют его, как представителя искусственно-витиеватого церковного красноречия. Усвояемое ему иногда имя «русского Златоуста ХІІ в.» в действительности может быть признано за ним только с большими ограничениями, – именно в том только смысле, что Кирилл Туровский был, действительно, замечательным и выдающимся славным проповедником у нас в XII в. Но произведения его во многом существенно отличаются от проповедей Иоанна Златоуста. Отличительную черту проповедей Кирилла Туровского составляет почти совершенное отсутствие в них учения и назидания. Проповеди его в громадном большинстве своем относятся к разряду торжественных праздничных слов, в которых не столько изъясняется, сколько образно и картинно излагается воспоминаемое в тот или другой праздник церковное событие. – Нравоучительные статьи Кирилла Туровского сохранились в виде поучений, обращенных им или ко всем вообще христианам, или к одним только мирянам, или же, наконец, к одним только инокам. Суждения ученых по вопросу о количестве несомненно подлинных нравоучительных сочинений Кирилла Туровского весьма разнообразны. Решение этого вопроса в значительной степени осложняется тем обстоятельством, что некоторые исследователи без надлежащей критической проверки приписывают Кириллу Туровскому многие поучения, встречающиеся в памятниках древней русской письменности с именем Кирилла, без точного при этом обозначения, какого именно Кирилла Туровского, или ростовского, или Белозерского и т. д. Наиболее осторожные ученые из всех нравоучительных сочинений, обыкновенно приписываемых Кириллу Туровскому, с полною несомненностью усвояют ему одно только «сказание о черноризьчестем чину». – Кроме церковных слов и нравоучительных сочинений, Кириллу Туровскому приписывается обыкновенно еще множество молитв, встречающихся в памятник древнерусской письменности с именем Кирилла. Однако же вопрос о подлинности молитв, приписываемых Кириллу Туровскому, еще более сложен и запутан, чем вопрос о других произведениях его.
Протоиерей Ф. Титов.