Источник

Кириллы святые восточные 1–5

1) Кирилл, святой епископ катанский, I столетия. Антиохиянин родом, ученики святого Апостола Петра, от котораго получили и сан епископский в сицилийском городе Катане. Кирилл занимался обращением язычников ко Христу и творил много чудес: между прочим, горькую воду источника молитвою сделал сладкою. Видя это чудо, обратился в христианство и катанский начальник, родом грек. Святой Кирилл почил в мире в почтенной старости. Тело его положено было в Сицилии. Память его 21 марта.

Хр. Л-в.

2) Кирилл, святой священномученик гортинский, III столетия. По доносу своих рабов Феофана и Феохириста он был схвачен и заключен в темницу. Здесь во сне он услышал голос: «Кирилл, требую, чтобы ты был в Риме». Это говорил преподобный Филоксен. Когда Кирилл увиделся с Филоксеном, последний сказал: «ты примешь два венца – епископский и мученический; иди в Рим и утверждай там веру». Когда наступило гонение, Кирилл хотел ехать в Иерусалим; но проезжая мимо Пелопоннеса, он услышал голос: «не миновать Крита, так как здесь есть нужда в тебе». В возрасте 60 лет Кирилл был поставлен в архиепископы Крита и митрополиты Гортины и правил кафедрой 25 лет. Затем схваченный игемоном Агриппином (или Лукием), он за исповедание Христа перенес много мучений и, наконец, по приказанию игемона Адриана был обезглавлен в местности «Ракс» на 90 или 95 году жизни, в царствование императора Декия (249–251 год), или Максимилиана (286–308 год). Память его 9 июля.

Хр. Л-в

3) Кирилл, святой мученик севастийский, IV столетия. Это один из 40 мучеников севастийских, пострадавших в 320 году. Смотреть «Иоанн» (в «Энциклопедии» VI, 869–870). Память его 9 марта.

Хр. Л-в.

4) Кирилл, святой мученик илиопольский, IV столетия. В царствование императора Юлиана, во время гонения на христиан, когда был мучен арефусийский епископ Марк, вместе с ним страдал и диакон Кирилл за разорение идольских кумирень. Ему рассекли утробу, и все внутренности его вышли наружу. Память его 29 марта.

Хр. Л-в.

5) Кирилл Филиот, святой подвижник византийский, XI – XII столетия. Кириак (мирское имя Кирилла) родился на фракийском берегу Черного моря в местечке Филеас, не далеко от Византии, в 1015 году. По достижении возраста он от руки местного архиепископа был поставлен в чтецы. В звании клирика он имел такой успех, что Деркский архиепископ пожелал иметь его у себя. В 1035 году Кириак женился и стал отцом семейства. Почувствовав в себе призвание к подвижнической жизни, он поступил на судно, на котором три года плавал по реке Дунай. С раннего возраста в нем проявилась наклонность к юродству, которой не понимали ни его жена, ни другие близкие к нему лица. «Однажды, – рассказывал святой своему ученику и биографу Николаю Катаскепину, – когда мы плыли по реке, я начал плакать, бить себя по лицу, и заявил, что эта река, как я узнал, вытекает из рая и обтекает всю землю; я заключил, что она есть хартия, содержащая написанные грехи мои». Путешественники только смеялись перед таким откровением. Затем Кириак хотел было бросить свою жену и детей и предаться отшельнической жизни, но уступил просьбам семейства и остался в своей кельи, наложив на себя железные вериги. Из своего уединения он однажды ходил в Константинополь для поклонения в храм Влахернской Богоматери, каковой путь считался в 36 или 40 миль. Во время голода и морового поветрия Кириак оставил семье последний хлеб, а сам отправился опять в Константинополь. Изнемогая от голода и трудностей дороги, святой помолился, – и Господь даровал ему пищу. Вознеся благодарственные молитвы в храме Богоматери, он прибыл в местечко Неаполь. Здешний куратор осведомился о личности пришельца, но не получив ответа, прибил его; впрочем, сообразив, что это юродивый, куратор просил у него прощения.

Во второе свое пребывание в столице Кириак познакомился с иноком Иларионом, а через последнего с Анною Комниной, матерью будущего императора Алексея I Комнина (1081–1118 года), которая после одной беседы убедила Кириака взять от нее несколько денег. Затем святой отправился в город Хоны с намерением лично поклониться на том месте, где совершилось чудо Архистратига Михаила. Отсюда он прибыл в предместье Византии Стен, в местечко Неаполь, где в монастыре святого Филиппа жил его духовный отец. Слава о блаженном Кириаке распространилась далеко, и многие миряне и даже наиболее благочестивые из игуменов стала посещать его. В это время два его родственника, в чаянии исцеления от своих болезней, ездили в старый Рим для поклонения мощам святых Апостолов; а брат Кириака Михаил постригся в церкви Спаса, приняв во иночестве имя Матфея, и создал свой монастырь, для устроения которого приходил туда сам святой. В 1086 году, во время печенежского нашествия на Фракию, инок Матфей укрылся в крепости Деркской, а Кириак ушел в более пустынное место залива и жил там до удаления неприятеля. С этого времени святой уже не возвращался в свою семью, но, уйдя в монастырь Спаса, принял там пострижение под именем Кирилла. Здесь он прожил молчальником три года. Видя одного христолюбца, шедшего в Анхиал, Кирилл дал ему 11 камилавок собственного изделия с тем, чтобы тот продал их себе на хлеб; но христолюбец, забыв о поручении, возвратил эти камилавки святому. Блюдение чистоты веры сказалось у Кирилла при встрече его с армянином: результатом их беседы было присоединение армянина в лоно православной кафолической и апостольской церкви.

Живя в уединенном месте залива, Кирилл был часто осаждаем пришельцами; для избежания этого он покинул свою обитель. Источник воды, устроенный святым, оказался целебным; агиограф Кириллов Николай Катаскепин свидетельствует, что он сам пил из него воду и выздоровел от боли в желудке. Молитвами святого получили исцеление жители Филеаса Клапа́ и Мелимавра́. В числе почитателей Кирилла был известный Константин Хиросфакт, сначала претор Еллады и Пелопониса, а потом проедр, один из близких чиновников при дворе императора Алексея Комнина, богатый землевладелец, имения которого были разбросаны в разных местах, и одно из них находилось вблизи Кирилловой обители; это последнее Константин Хиросфакт принес в дар святому. Другим видным человеком, имевшим связи с Кириллом, был Евмафий Филокалис, начальник «критского флота», то есть византийского флота, крейсировавшего в критских водах. Он был хром на обе ноги; отличался благочестием и поддерживал дружбу с филеотским аскетом. И многие из членов царствующего дома Комнинов считали за честь видеться с Кириллом и беседовать с ним по вопросам нравственным, по вопросу о спасении души.

В 1108 году, когда император Алексей Комнин вел войну с Боэмундом Тарентским и когда неизвестность исхода этой борьбы угнетала многих, Николай Катаскепин решился обратиться к своему учителю с вопросом: «авва, кто достоин знать воистину, с каким успехом совершит поход свой царь наш?» Кирилл ответил ему: «достойный и истину знает Бог, а вот я скажу тебе, что я видел несколько дней тому назад, – от Бога ли это, или от демонов. По исполнении мною ночного славословия, имея обычай поминать в нем царей, недостойный, я начал возносить моления Богу о царе Алексее со слезами и душевным напряжением; ибо кто не молится за такого человека? Потом, произнеся Трисвятое и исполнив псалом «Господи, силою Твоею возвеселится царь», я сел на свою постель и, думая о нем, предавался размышлению о степени вероятности победы. И заснув немного, я вижу, что я отправлялся в некое ровное и освещенное место и, вглядываясь пристально туда и сюда, вижу по правую сторону царскую палатку, имеющую вид церкви, и множество военного народа около нее а внутри ее – царя, сидящего на высоком и царском троне. Взглянув же в левую сторону, вижу страшное море со множеством небольших судов, разбивающее их и разбрасывающее по берегу. Лежал же превеликий черный пес с налитыми кровью глазами, смотревший как бы на императора; держал же его на цепи некий блестящий муж. Потом вскоре я вижу, что тот же блестящий воин влечет насильно пса и, подойдя, повергает его к стопам благочестивейшего царя нашего. Как я думаю, – закончил свою речь Кирилл, – царь Алексей подчинит Боэмунда». Действительно, пророчество святого оправдалось.

Знакомство императора Алексея с Кириллом началось следующим образом. Однажды Алексей беседовал с одним иноком, хорошим знакомым Кирилла. Монах упомянул имя Кирилла, и император спросил: «кто этот авва Кирилл? и если он таков, как ты о нем говоришь, то как я его не знаю?» И монах ответил: «кто я, несмысленный, чтобы мог говорить о нем и свидетельствовать об истине, ибо глаза достовернее ушей, – я так верю, что Бог свидетельствует о нем, как об истинном своем рабе». Услышав об этом, царь немедленно послал к святому своего родственника протостратора Михаила Дуку, которого Кирилл принял сначала не особенно гостеприимно. Святой, по-видимому, находил бессмыслицу в общеупотребительном в иноческом обиходе возгласе «благослови отче», особенно в устах мирянина; он возмущался собственно словом «отче» и до тех пор не впускал к себе Михаила, пока тот не назвал его «аввой». Пробеседовав с аскетом всю ночь, Михаил утром явился к императору и рассказал ему о Кирилле в восторженных выражениях. Тогда император Алексей решился лично посетить подвижника. «Итак, царь отправился к преподобному со всем семейством. Когда они наклонили главы, благословили друг друга и обнялись, царь не хотел сесть, пока старец, убежденный его величеством, не сел первым. Затем он сказал: «почто прибыл сюда, благочестивейший государь, к негодному старику, не имеющему ничего хорошего?» Слухи о словах и делах моих достигли и до твоей державы»… И царь сказал: «ты знаешь, авва, что меньшее украшается лучшим: ибо мне вверена Богом (хотя и недостойно) такая власть; заботами о ней я днем и ночью занят и обеспокоен настолько, что иногда некогда вспомнить и о Боге. Не следует ли мне почитать боящихся Бога, каковы бы они ни были по внешности? Мало того, но еще ходить к ним и так сказать запасаться их святыми молитвами для просветления помраченной души моей и для благоуспешности войска; ты знаешь, что многое может действенная молитва праведного, хотя моя беспечность не позволяет мне действовать по святым вашим молитвам; но я верю в то, что вашими святыми молитвами это делается возможным; таково мое настроение; и отовсюду ясно, что всех избравших мирскую и высокую жизнь, хотя бы они и отличались благоприличием, много почтеннее те, которые посвятили себя монашескому и отшельническому житию»… В знак своего особого благоволения Алексей при прощании с Кириллом снял свое платье и отдал его братии; за ним последовали и вся его семья и свита. Кроме того Алексей дал Кириллу для раздачи бедным пять литр и для монастыря одну литру золота, после чего вернулся в столицу. Эти пять литр Кирилл роздал впоследствии бедным, когда страну посетил голод; а братия продала царские одежды за большие деньги опять тому же императорскому семейству. Святой Кирилл скончался 2 декабря 1110 года в глубокой старости, в возрасте 95 лет. Память его 2 декабря.

Хр. Лопарев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 10: Киннамон — Кион : с 13 рисунками и двумя картами. — 1909. — VII с., 694 стб., 695-707 с., [6] л. портр., карт. : ил.

Комментарии для сайта Cackle