Источник

Киргизы и их религия

Киргизы и их религия. Под именем киргизов у нас известны 2 племени, из которых одно называется киргиз-кайсаками или, – правильнее, – казак-киргизами, а другое кара-киргизами или бурутами (а не бурятами, как сказано на стр. 893 «Энциклопедическая Словаря» Ф. Павленкова, Спб. 1899); второе племя называется еще и дикокаменными киргизами, так как занимает горные хребты Тянь-Шаня и смежные с ними хребты семиреченской и сырдарьинской областей. Оба киргизские племени в подданстве и у России и у Китая. Кара-киргизов насчитывается всего до 850000, а казак-киргизов до 2 миллионов. Последнее племя занимает степи в астраханской губернии и в областях: уральской, тургайской, акмолинской, сырдарьинской, семиреченской, семипалатинской, самаркандской и закаспийской. (Киргизы-казаки, или киргиз-кайсаки разделяются на несколько родов – «рыу» таковы по роду: адаевцы, табынцы и прочие – Г. К.). Оба племени по языку – чистые тюрки, по религии – мусульмане суннитского исповедания 3 и ханефитского законоположения, то есть, другими словами, у них дела религиозного характера и мелкие решаются по преимуществу по законоведению Абу-Ханифы Нума́на бен Са́бит, жившего с 699 по 767 год от рождества Христова и действовавшего в Месопотамии; дела же уголовного характера решаются двояко: или по обычному праву, если виновное и пострадавшее или убитое лица – киргизы, или по закону государственному, если одно из таких лиц – из другого племени. Ислам пустил более глубокие корни у киргизов, живущих смежно или вместе с сартами и татарами, которые издавна проповедуют и навязывают им ислам. Местами общественного моления служат в селениях и городах татарские и сартские мечети (в киргизских степях также встречаются теперь мечети с минаретами и молитвенные дома. – Г. К.). Несмотря на номинальное исповедание ислама, у киргизов, отдаленных от влияния сартов и татар, сохраняются до сих пор остатки прежней их религии, шаманства. Наиболее крупным остатком надобно считать: знахарей, называемых баксами 4 и играющих ту же роль, как и шаманы у восточносибирских племен; далее, зажигание светильников вокруг кибиточного огня; потом, гадание на жженной бараньей лопатке и, наконец, встречу первого грома постукиванием углов кибитки ковшом по течению солнца. Все это у киргизов держится еще потому, что слова и фразы, сопровождающая то или другое действие, приправляются именами Мухаммеда (Магомета), Хасана и Хусейна и других лиц мусульманской религии. Обряды при наречении имени, обрезании, женитьбе и погребении все справляются по мусульманскому положению, но дела, касающиеся владения, отчуждения, раздала имущества и развода – по адату, то есть по обычаю 5.

Таким образом, выходит, что и русские, и китайцы предоставляют киргизам судиться и рядиться, если только нет уголовщины по отношению к не киргизам, и справлять свои обряды, как им угодно. (В виду этого у них дела решаются иногда самосудом, проявляющимся в форме «баранты», то есть грабежа скота и родовой мести; причем бывает и так, что, например, за убийство одного человека целый род восстает на другой род и мстит до тех пор, пока не нанесет тяжких бедствий противнику – Г. К.). Вместе с исламом к киргизам проникли и те заговоры и молитвы, поверия и легенды, которые у строгих мусульман, в роде турок, считаются «отреченными» и противными древнему, наиболее чистому, исламу; так, например, киргизы верят в духов гор, вод, степей, жилищ и огня и спасаются от них разными нашептываниями 6. Таблиц с разными душеспасительными заговорами и молитвами особенно много печатается в казанских литографиях (смотреть «Деятель» за 1903 год, страницы 235–240 и 360–365). Здесь же, в Казани, киргизы получают и большую часть своих религиозных книг и книг литературных, писанных по-арабски и по-татарски 7; например, биографии ветхозаветных патриархов, пророков, судей и царей, начиная с Адама и кончая Иисусом Христом (Иса и Айса); биографии Мухаммеда, его родни и сподвижников и прочее. Киргизам известно также сказание о 7 ефесских отроках (асха́-буль-кахф). По влиянию Корана и его комментариев киргизы признают, подобно другим мусульманам, в числе святых и Александра Великого (Искандер Зу-лькарне́йн, Александр Двурогий), который, по ним, вместе с пророком Илией (Кыдыр) ходил искать источник «живой воды», то есть воды бессмертия. Имя «Кыдыра» спасает человека от опасности, Соломона (Сулейман) – от злых духов, семь ефесских отроков – от врагов, кредиторов, огня и воды (а хлеб – от саранчи), Ноя (Нух) – от потопления, Иисуса Христа – от злых людей, а Иосифа (Юсуф) – от результата дурных снов. Подобно сартам и татарам, киргизы прибегают к заступничеству скрытых от чужого взора амулетов, которые носят то в кушаках, то за пазухами, то в волосах (женщины), то подмышками, то держат в щелях и углах жилищ и прочее.

Первой по качеству поучительной книгой у киргизов, понятно, считается Коран (а затем шариат – мусульманский катехизис, в котором изложены главные обязанности мусульман в отношении религии. – Г. К.). Коран употребляется и для гадания как и у сартов. Из других способов гадания, оставшихся у киргизов от прежних времен, известны, – кроме гадания на бараньей лопатке, существующая ныне; также у монголов, урянхайцев и инородцев – тюрков томской, енисейской и иркутской губерниях, – также гадания: по цвету пламени, в которое бросается сало, по звездам, по экскрементам овец и по камешкам. При решении дел религиозных и мелких житейских киргизы пользуются, – кроме «Большого Законоведения» (фикх а́кбар) вышеупомянутого Абу-Ханифы, называемого обыкновенно «Имам Азам», то есть великий имам, – сочинениями: «Гида́я» (руководительство) Алия-бен-Абибекр из Ферганы, умершего 1197 году по рождеству Христову, «Джа́миур-руму́з» (собрание намеков) Мухаммеда Кахистани, умершего 1557 году, и некоторыми другими, писанными на арабском языке, почему обыкновенно выигрывает та сторона, где удачнее и яснее истолкуют соответствующее делу место. Молитвы, омовения и посты соблюдаются по правилам ислама, причем, как и другим мусульманам, даются льготы; например 5 положенных в сутки молитв можно читать и порознь и вместе, когда порознь не удается; если воды для омовения под руками нет, или если она дорога, например в пустыне, то вместо воды можно употребить песок; пост соблюдается лишь днем и так далее. От молитв, омовений и постов можно откупиться также пшеницей или другим хлебом: например, 1 молитва стоит 4¼ фунта пшеницы по толкованию в книге «Джа́миур-руму́з». В школах учат по Корану хефтье́ку, то есть 1/7 Корана, шариату и другим книгам, печатающимся в Казани и касающимся исключительно религии. Кроме собственно мусульманских школ – медресе и мектеде 8 – у киргизов имеются русские, например, в астраханской губернии, уральской и тургайской областях. (Школы эти открываются с разрешения русского правительства, и в них преподают те же предметы, что и в начальных школах русских – одноклассных и двухклассных; в некоторые школы допущены и муллы для преподавания мусульманского вероучения.

Татары и сарты, проникающие в самые отдаленные и глухие уголки киргизских степей в качестве весьма невыгодных для киргизов сначала мелочников-торгашей, а потом и скоро зажиточных торговцев, по своей привычке сбывать среди киргизов гнилую или ничтожную вещь втридорога, зорко следят за обрусением киргизов в русских школах, стараются всеми мерами враждебно настроить киргизов как против русских школ, так и вообще против русских, и убедительно внушают киргизам поступать в русские школы лишь при том условии, если допущен будет в школу мусульманский мулла; а этот последний старается поставить в школе дело так, что киргизские мальчики, обыкновенно, показно и механически изучают в школах русский язык и другие предметы, большую же часть времени и все внимание свое уделяют изучению мусульманского вероучения; так, за уроком русского языка или арифметики часто можно найти у ученика киргиза за партой мусульманскую книгу: хефтьек, шариат-имани и др. – Г. К.). Киргизы, живущие около русских городов и селений, охотнее отдают своих детей в русские школы, чем живущие внутри степей или около татар и сартов. (Но вообще киргизы – большие охотники учиться в русских школах даже в миссионерских – церковно-приходских школах; почему крайне жаль, что на открытие русских школ среди киргизов, отпускается мало казенных средств. – Г. К.). Еще медленнее того идет обращение киргизов в православие. (В настоящее время имеется несколько киргизских миссий, главным образом, в епархиях астраханской, омской и оренбургской. Все эти миссии подчинены местным епархиальным комитетам, а последние в свою очередь подчинены московскому православно-миссионерскому обществу.

Издание книг на инородческих языках для миссионерских учреждений главным образом ведают переводческая комиссия православного миссионерского общества и братство святого Гурия в Казани. – Г. К.). Ныне имеются евангелия, учебники, буквари, словари, священная история обоих заветов, жития некоторых святых и даже служебник. Все эти издания вышли в количестве от 300 до 3000 экземпляров.

Н. Катанов. 9

* * *

3

В совещании по делам веры в 1906 году член Государственного Совета В. П. Череванский в обстоятельной записке убедительно доказывал, что русских киргизов лишь татары хотят выставить истинными поклонниками Магомета, дабы этим примером закрепостить их в своей религии. В. П. Череванский раскрывает, что киргизы никогда не были мусульманами, и отнюдь не управляются на основании постановлений шариата, для этой цели они прибегают к «адату», то есть своду обычаев, что же касается исповедуемой киргизами религии, то они прежде шаманили, а затем понемногу переходят в мусульманство. Автор предостерегает правительство от вторжения в степь мусульманства, которое, по его мнению, мертвит все, с чем сталкивается, и если Коран захватит киргизов, то они погибнут для цивилизации и культуры; необходимо ввести в степи русские законы, изменив их применительно к местным обычаям населения (смотреть «Новое Время» № 10753 за 20 февраля 1906 год, страница 3, столбец 3–4 в «Хронике»; ср. ibid. № 10758 за 25 февраля). – Н. Н. Г.

4

«Баксы», главным образом, сохранились у племен кочующих, то есть в течение целого года переходящих с места на место; например, в уральской области у адаевцев и табынцев. – Г. К.

5

В делах, которые решаются по адату – обычаю, главную роль играют бии, то есть народные судьи в решении этих дел. В бии избираются, обыкновенно, родовые старшины. – Г. К.

6

Самая употребительная молитва при изгнании духов, – это изречение Корана: Аузю билляги мина шайтани раджим то есть «Прибегаю к Богу за помощью от диавола, побиваемого камнями». Изречение это – в виде печатного листка – приклеивается, обыкновенно, в домах над косяками дверей. – Г.К.

7

Письменность у киргизов только татарская, а самобытной киргизской нет; наречия разные. – Г. К.

8

Высшие мусульманские школы имеются в Стамбуле (Константинополе), Каире, Бухаре; в большой славе также медресе в Карагалинском (иначе – Сиидском) посаде оренбургского уезда. – Г. К.

9

Некоторые дополнения и вставки принадлежат свящ. Георгию Крашенинникову.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 10: Киннамон — Кион : с 13 рисунками и двумя картами. — 1909. — VII с., 694 стб., 695-707 с., [6] л. портр., карт. : ил.

Комментарии для сайта Cackle