Апологеты
Апологеты. Апологетами называются в истории церкви те доблестные мужи, которые в пору тяжких гонений на христиан в II и III вв. по Р. Х. выступали перед лицом римского правительства и общества в качестве литературных защитников христианской веры и жизни, и обличителей лжи язычества. Изучение их творений, известных под общим названием апологий вводит как в эпоху великой культурной борьбы «двух миров» – старого языческого и нового христианского, когда на защиту христианства, этой религии «рабов и женщин», выступают писатели, вышедшие из среды языческих философов и риторов, обладавшие превосходным знанием всех основ политеизма и блиставшие красноречием и диалектикой. Таковы почти все апологеты, о которых история сохранила какие-либо биографические сведения. Все языческое мировоззрение впервые в их писаниях подвергнуто было суду беспощадной критики, и тот удар, который они нанесли ему, был смертельным ударом. В этом отношении заслуга христианских апологетов велика и независимо от того, насколько своими апологиями они достигали непосредственной своей цели – смягчить участь гонимых христиан.
На том основании, что одни христианские апологии написаны на греческом языке, другие – на латинском, принято и апологетов разделять на восточных и западных. Некоторые исследователи апологетической литературы пытаются указать внутреннее, лежащее в характере и в содержании самих апологий, основание этого разделения, утверждая, что апологии восточные носят характер философский, тогда как западные отличаются практическим направлением. Но такая характеристика греческих и латинских апологий выводится, по-видимому, теоретически – из сравнения культур греческой и римской и не может быть оправдана сравнением апологий западных и восточных по их содержанию и приемам. Гораздо основательнее деление апологий на защитительные или апологии в собственном смысле и полемические. Апологии первого типа имеют вид официальных прошений на имя высочайшей власти о том, чтобы прекращены были незаконные преследования христиан, не повинных в тех преступлениях, которые приписывает им народная молва, и чтобы отменено было действие закона о христианах, изданного Траяном. Образцами таких апологий-прошений являются апологетические сочинения св. Иустина Философа и Афиногора. Эти апологеты более всего заняты защитой и оправданием христиан, разъясняют императорам лживость возводимых на христиан обвинений, умоляют о беспристрастии и справедливости в производстве суда над христианами и, если и вдаются в критическое обсуждение основ языческой религии, то лишь для того, чтобы объяснить, почему христиане отвергают ее с такой непреклонностью. В апологиях второго типа сказывается уже предчувствие скорой победы веры Христовой над мраком язычества и слышится тон полемический, обличительный. В противоположность апологиям-прошениям, адресованным на имя императоров, апологии полемические предназначались авторами для общества, для обширного круга читателей, и по своей форме суть не что иное, как критические трактаты, в которых на виду поставлены вместо жалоб – возражения и вместо осторожных разъяснений – смелые разоблачения.
Однако, указанное различие в апологиях, легко усматриваемое при сравнительном их чтении, не вполне совпадает с разделением апологетов на восточных и западных. Правда, греческие апологии, как более ранние, по преимуществу суть защитительные прошения, но среди них встречаются чисто-полемические сочинения Татиана, св. Феофила Антиохийского и остроумное «Осмеяние языческих философов» Ермия.
В ниже следующем перечне христианских апологетов кроме хронологического порядка принято деление их на восточных и западных.
I. Апологеты восточные: 1) Аристид, греческий ритор и софист. В Церков. Истории Евсевия говорится о нем следующее: «Аристид, верный исповедник нашего благочестия, поднес и Адриану защитительное слово веры и оставил его нам. Это сочинение сохранилось также доныне и имеется у многих». Предполагают, что Аристид подал свое прошение Адриану около 124 г., когда, путешествуя по империи, император посетил и Афины, где жил Аристид. Апология Аристида не сохранилась до нашего времени. 2) Кодрат, как и Аристид, по свидетельству Евсевия, подал свою апологию и Адриану. Эта апология не сохранилась, но у Евсевия приводится небольшой отрывок из нее, где апологет свидетельствует, что некоторые из исцеленных и воскрешенных Спасителем дожили до его времени. 3) Св. мученик Иустин философ написал две апологии, в которых говорит «от имени несправедливо ненавидимых и гонимых христиан». Первая апология (Ἀπολογία πρώτη ύπὲρ χριστιανῶν), состоящая из 66 глав, написана около 150 г. по Р. X. и адресована «имп. Антонину с сыном (М. Аврелием), священному сенату и всему народу римскому». Вторая апология, более краткая, подана имп. Марку Аврелию и соправителю его Л. Веру, незадолго до мученической кончины апологета, последовавшей в Риме в 166 году. Св. Иустином Философом, кроме апологии, написан еще замечательный диалог против иудеев, под заглавием «Разговор с Трифоном иудеем». 4) Мелитон, епископ малоазийского города Сард (в Ликии), по свидетельству Евсевия, подал свою апологию имп. М. Аврелию, в 237-ю олимпиаду, т.-е. 169–172 гг. Отрывок из этой апологии сохранен Евсевием (Ц. И.4:26). Мелитону принадлежит еще недавно открытая «Речь к имп. Автонину», обличающая ложь язычества. Некоторые биографические указания о Мелитоне встречаются в Ц. И. Евсевия (4, 21; 5, 24) и у блажен. Иеронима (Еатал. г. 24). 5) Татиан, урожденец Ассирии, ученик св. Иустина Философа (см. у Иринея Лион., Против ересей 1, 28) написал около 170 г. апологию за христиан под заглавием «К эллинам» (Πρὸς Ἔλληνας), состоящую из 42 глав. Отличительные черты этого сочинения слишком резкий полемический тон и крайняя беспорядочность изложения. Татиан впоследствии впал в гностическую ересь и умер около 175 г. Другие его сочинения, о которых упоминают Климент Александрийский и Евсевий, не сохранились. 6) Афинагор философ, афинянин, написал свое «Прошение за христиан» имп. Марку Аврелию и сыну и соправителю его Коммоду, не ранее 177 г. Кроме «Прошения за христиан» Афиногору принадлежит еще замечательный трактат «О воскресении мертвых». (О нем см. особо). 7) Шильтиад жил в царствование императоров М. Аврелия (161–180 гг.) и его сына Коммода (180–192 гг.). По свидетельству Евсевия, он написал «апологию к мирским властителям в защиту той философии, которой сам держался» (т.-е. христианского учения). К сожалению, ни эта апология, ни другие сочинения М., о которых с похвалой отзываются Евсевий и Иероним, до нас не дошли. 8) Св. Феофил, епископ Антиохийский (168 г.) написал полемическое сочинение в трех книгах под заглавием «К Автолику» (Πρὸς Αὐτόλυκον). Указание на другия его сочинения имеются у Евсевия, Ц. И. 4, гл. 24, но эти сочинения не сохранились. Феофил скончался в начале 80-х годов второго столетия. 9) Ермий, христианский философ, известен своим остроумным сочинением под заглавием «Осмеяние языческих философов» (Διασυρμός τῶν ἔξω φιλοσόφων) в 10 главах. Сочинение это, судя по внутренним признакам, написано около 200 г. по Р. X.
II. Апологеты западные. 1) Минуций Феликс, адвокат по профессии, написал на латинcком языке блестящую апологию христианства под заглавием «Октавий» (Осtаvius), в форме диалога между двумя друзьями – язычником Цецилием и христианином Октавием. О времени написания этой апологии, равно и об обстоятельствах жизни апологета, сведений не имеется. Но на основании разных внутренних признаков ученые относят написание апологии к концу второго или к началу ІІІ-го века по Р. X. 2) Квинт Септимий Тертуллиан, уроженец Карфагена (родился около 160 г., умер ок. 220 г. по Р. X.), написал несколько апологетико-полемических сочинений на латинском языке, из которых главные: а) «Апологетик» (Ароlоgеticus) в 50 глав, написанный около 200 г. и адресованный наместникам римских провинций. б) «К народам» (Аd nariones) в двух книгах – сочинение по содержанию почти тождественное с Апологетиком. в) «К Скапуле» (Аd Scapulam), африканскому наместнику и 4) «Свидетельство души» (Dе tesrimonio animae). 3) Арнобий, родом из Африки, знаменитый учитель красноречия; сделавшись христианином, написал в конце III в. или в самом начале IV в. апологетическое сочинение, под заглавием «Состязания с язычниками» в 7-ми книгах (Disputationum adversus gentes libri VII). Первая часть этого сочинения (кн. 1–2) апологетическая, вторая – (кн. 3–7) полемическая. 4) Лактанций, писатель IV в. по Р.X., ученик Арнобия, около 320 г. написал большую апологию в 7-ми книгах под заглавием «Божественные наставления» (Institutiones divinae). 5) Св. Киприан, епископ Карфагенский, между многочисленными сочинениями оставил два апологетическия письма «К Деметриану» и «К Донату» и полемическое сочинение «О суетности идолов» (De idolorum vanitate). Св. Киприан скончался в 257 году. Подробнее о важнейших из них будет сказано под их собственными именами.
Migne. Сursus completus patrologиae. Греч. и лат. серии t. I. Freppell. Les ароlоgistes chretiens. Sеr. I-II. Наrnak, Техtе und Untersuchungen zur Geschichte d. аltchristlichen Literatur. В. I. 1882. Оttо, Соrpus ароlоgеtarum. Архим. Борис (п. епископ), История христ. просвещения. Прав. Собес. 1885. Остроумов, С., свящ. Разбор сведений Евсевия Кесарийсисого и блаж. Иеронима Стридонского о греческих апологетах христианства второго века. М., 1886 г., Фаррар, Ф. В. Жизнь и труды свв. отцов и учителей Церкви. Перевод с английского. А. П. Лопухина. С.-Пб., 1891 г. Мироносицкий, 11. Афиногор, христианский апологет II века. Казань, 1894 г., Штернов, Н. Тертуллиан, пресвитер Карфагенский. Очерк учено-литературной деятельности его. Курск, 1889 г., Щеглов, Н. Апологетика Тертуллиана. Библиографическое исследование. Киев, 1888 г., Реверсов, И. Очерк западной апологетической литературы II и III вв. (Исследование из области древней церковной письменности). Казань, 1892 г. Гусев, Д. проф. Чтения по Патрологии. Период христианской письменности с половины II и до начала IV века. Общий очерк. Казань, 1898 г. – Св. Иустин мученик и философ. Казань, 1898 г. Сочинения древних христианских апологетов, в русском перев. со введениями и примечаниями. Прот. П. Преображенского. С.-Пб., 1895 г., Помяловский, И. Избранные места из латинских христианск. писателей до VIII в. С.-Пб., 1878 году.
Н. Мироносицкий.