Источник

Антиох

Антиох – имя двенадцати царей Сирии, из которых наиболее замечательны, как имеющие интерес и для библ. истории, следующие: – Антиох ІІІ Великий (224–187 г. до Р. Х.), с 218 г. начал войну с Египтом, но был совершенно разбит при Рафии, близ Газы, и спасся от дальнейшего погрома только благодаря беспечности египетского царя Птоломея Филопатора (Дан.11:2). Затем он обратился к восточной границе своего царства, против Парфии и Бактрии; проник в северную Индию и образовал сильное войско, в котором находилось 150 индийских слонов. В 204 г. Филопатор умер и египетская корона теперь перешла к его сыну, Птоломею V Епифану, пятилетнему мальчику. Этим обстоятельством надумал воспользоваться Антиох. Он завоевал Кили-Сирию, Финикию и Палестину, и в 198 г. одержал решительную победу при Панее в Кили-Сирии. Затем был заключен мир, и он обещал дать своей дочери, Клеопатре, которая была помолвлена с Птоломеем Епифаном, три завоеванные провинции в качестве приданого; но обещание не было исполнено (Дан.11:13–17). Затем он сделал нашествие на Малую Азию, и в 195 г. переправился через Геллеспонт, и двинулся в Европу. Там он встретился с римлянами, в 190 г., был наголову разбит при Магнезии Сципионом Азиатиком и добился мира от Рима только на самых суровых условиях (Дан.11:18; 1Мак.8:6). Он удалился в свои восточные провинции, чтобы добыть денег для уплаты дани Риму, но был убит в 187 г., когда грабил храм Бела в Елимаиде. – Антиох IV Епифан (176–164 г. до Р. Х.), нечаянно захватил скипетр после смети своего брата. Самой выдающейся чертой в его характере была непомерная гордость (2Мак.5:21, 9:8). Он называл себя «Богом» и принял прозвание Олимпийского Зевса. Как чисто восточный деспот, он приказал, чтобы все его подданные, составляя один народ, имели одного Бога и одно богослужение. Этим богом должен был быть Олимпийский Зевс, культ которого неизвестен был большей части его подданных; но так как он всецело отождествлял себя с этим божеством, то в сущности он приказал ввести повсюду поклонение самому себе (2Мак.6:7). Среди иудеев была партия, которая была склонна к язычеству в его греческой форме, и эта партия находила себе поддержку у Антиоха (1Мак.1:11–15). В 175 г. благочестивый первосвященник Ония был низвергнут своим братом Иисусом, который переменил свое имя на греческое Иасон, купил у Антиоха сан первосвященника и получил позволение ввести в храмы греческие игры, что повлекло за собою значительный подрыв истинной религии (2Мак.4:7). Три года спустя, Иасон был низвергнут Менелаем, который больше предложил за первосвященническую должность и которому удалось удерживать ее самыми низкими средствами: так, он убил Онию (2Мак.4:23–50). Антиох предпринимал четыре похода в Египет, и надеялся вполне подчинить себе эту страну, как вдруг был остановлен в своем победоносном шествии римлянами (в 168 г.). В промежутке между первым и вторым египетскими походами он ограбил храм Иерусалимский (1Мак.1:21) и при своем окончательном возвращении из Египта он приказал совершенно отменить поклонение Иегове, обрезание, субботу, различие между чистым и нечистым; священные книги приказано было сжечь и воздвигнуть алтари, на которых всякий должен был приносить жертвы Олимпийскому Зевсу, под страхом смерти (1Мак.1:41; 2Мак.5:24). 15-го Кислева 168 г. в храме поставлен был жертвенник Олимпийскому Зевсу (2Мак.6:2; 1Мак.1:54, – «мерзость запустения»; ср. 1Мак.1:59, 4:38), и 25 Кислева совершено было первое жертвоприношение (намек на этот жертвенник находится в Матф.24:15). На горе Гаризим установлено было поклонение Зевсу Ксению (2Мак.6:2). Этот последний шаг давно был подготовлен греческой партией среди иудеев, и кровавые гонения были причиной многочисленных отступничеств. Многие, однако, оставались преданными своей вере, не смотря на самые страшные пытки (1Мак.1:52–64; 2Мак.6:7). Во главе верных стал священник Маттафия. В Модине, близ Иоппии, он умертвил сирийского начальника перед идолопоклонническим жертвенником, и по его почину началось вооруженное восстание иудеев. Антиох порешил подавить всякое противодействие; но, нуждаясь в деньгах (2Мак.8:10), он, разделив свое войско на две части, сам с одной половиной отправился в свои восточные провинции с целью собрать подать (1Мак.3:34); а другую отдал под начальство Лисия. Однако, Лисий был совершенно разбит Иудой Маккавеем, и иудеи еще раз овладели храмом. 25 Кислева, 165 г., ровно через три года после совершения первого языческого жертвоприношения, храм с большой торжественностью был вновь очищен и освящен, и постановлено было ежегодно совершать празднество в воспоминание этого славного дня (1Мак.4:59), получившего название «Праздника Обновления» (Иоан.10:22). Между тем Антиох имел мало успеха на востоке. Он пытался ограбить богатый храм Нанеи в Елимаиде, но был прогнан жителями, и вскоре затем умер (164 г.) в Табе, по получении неприятных известий из Иудеи (1Мак.6:4; Роlyb. 31, 11; Иероним на Дан.11). В Ветхом Завете он изображается противником Господа, Его народа и Его завета (1Мак.1:10); в Новом – как прообраз антихриста (Откр.13:5). – Антиох V Евпатор (164–162), сын Антиоха Епифана, был несовершеннолетним, когда умер его отец, и, в отсутствие его отца на востоке, отдан был на воспитание Лисию. Умирая, Епифан, однако, назначил учителем своего сына и правителем всей страны Филиппа, и когда Лисий услышал об этих распоряжениях, то немедленно заключил мир с иудеями. Мир в Иудее, однако, был непродолжительный. Греческая партия и первосвященник Менелай продолжали науськивать сиримское правительство против верных (1Мак.6:21–27; 2Мак.13:3); и в 163 г. в Иудею вторглось огромное войско, состоявшее из ста тысяч пехоты, двадцати тысяч конницы и многих слонов. Крепость Бефсура сдалась; Иерусалим был осажден и взят. Но Антиох, услышав, что из Персии с большим войском наступал Филипп, немедленно заключил мир с Иудой Маккавеем, и не гнулся против Филиппа, сначала впрочем коварным образом разрушив укрепления Иерусалима (1Мак.6:51,52; 2Мак.13:23). Филипп был разбит; но в 162 г. бежавший из Рима Димитрий, высадившись в Триполи, почти без сопротивления овладел престолом Сирии. Антиох и Лисий были обезглавлены (1Мак.7:1–4; 2Мак.14:1).


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle