Источник

Альтруизм

Альтруизм – слово, вошедшее в обращение по почину Огюста Конта (1798–1857 гг.) для обозначения отношений человека к окружающей его среде. Альтруизм (лат. Аlter. – другой) противоположен эгоизму (еgо – я). Эгоизм (о нем см. подробнее под этим словом) – настроение и поведение человека, свидетельствующие об его любви только к самому себе. Это самолюбие он проявляет всюду, что бы ни делал. Даже в тех случаях, где он, по-видимому, делает что-либо в интересах своих ближних, в действительности преследует только свои личные интересы, свою личную выгоду. Сам он – единственный центр, около которого все у него сосредоточивается, только он истинная цель. Все остальное и все остальные – только средства, ведущие его к той цели. Альтруизм, наоборот, это – такое направление жизнедеятельности человека, такое его настроение, когда он, движимый теми или иными побуждениями, в своем поведении заботится и о благе окружающих его людей, об их интересах, иногда даже в ущерб (прямой или косвенный) своим личным выгодам. Когда называют кого-либо альтруистом, то этим хотят сказать, что данный человек известен своею любовью к ближним, способен к самопожертвованию в интересах последних и проч. Однако, не следует смешивать альтруизма с христианской любовью человека к ближним. Эта последняя (о ней см. подробнее – в соответствующем месте Энциклопедии), понимаемая в истинном смысле слова, возможна только в христианстве, так как ее мотивы и основания (отношение Бога к миру и человеку, отношение человека к Богу, творение человека, падение его, искупление и пр.) известны только в христианстве в их чистом и цельном виде (чит. об этом подробнее в статьях проф. А. Бронзова: «Христианская любовь, как единственно-истинный принцип человеческих взаимоотношений», Христ. Чт. 1899 г. март; «Сущность христианского учения об отношениях человека к ближним», Хр. Чт. 1897 г. ноябрь и друг.). Альтруизм же, как понятие более растяжимое, возможен и вне христианства, даже более: о нем можно говорить и в отношении к животному миру, в отношении к поведению представителей последнего в виду друг друга. Альтруизм не требует непременно, чтоб мы делали что-либо в интересах других, руководствуясь чистыми, лишенными корыстного момента, побуждениями, чтоб мы при этом совершенно забывали о себе, своем личном счастье и проч. Для альтруизма важно лишь самое содержание поступка, отношений одного субъекта к другому или другим. Основы же источники и пр. этого содержания, дающие ему в каждом отдельном случае своеобразную окраску и характер, для альтруизма не имеют существенного значения. Впрочем, следует отметить, что в современной литературе (не только популярной, но и научной) понятия христианской любви и альтруизма нередко смешиваются между собою, употребляются одно вместо другого без должного разграничения. Большой беды от этого, конечно, не происходит, следует только соблюдать здесь осторожность и не забывать истинного положения дела... Если о чем в настоящее время по данному вопросу приходится говорить, то это – о следующем: об истории альтруизма, о возникновении и развитии в человеке альтруистических чувств и стремлений. Самая модная ныне школа по части решения нравственных вопросов естественными лишь силами человека – это так называемая эволюционистическая, в известных отношениях продолжающая дело утилитаризма. Одно из основных ее положений – то, что первоначально человеку не были присущи альтруистические чувства, что, напротив, первобытные люди были грубыми эгоистами и только ими, – а что альтруизм возник постепенно на почве эгоизма же и в интересах последнего, развиваясь и укрепляясь все более и более, и что конечным чаянием, какое может человечество только питать в себе, является укрепление альтруизма до такой степени, чтобы он проявлялся людьми механически, автоматически. Таким образом, учение эволюционистической этики прямо расходится с христианским, отрицательно относящимся к подобной истории возникновения альтруизма и, напротив, утверждающим первичность последнего (до грехопадения прародителей можно было только о нем и говорить) и вторичность эгоизма (впервые заявившего о себе лишь в факте прародительского грехопадения и затем все более, и более развивавшегося и укреплявшегося). Подробнее см. под сл. Эгоизм. При уяснении предмета, очень полезна обстоятельная книга: «Естественный нравственный закон (психологические основы нравственности)» – Ив. Попова. (Серг. Пос. 1897 г.).

А.Бронзов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle