Слово на литургии в неделю Ваий (30 марта 1980 г.)
Только что слышанное нами евангельское повествование говорит о священном событии Входа Господня в Иерусалим, воспоминание о котором как бы вводит нас в заключительный период евангельской истории, именуемый последними днями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.
После совершенного Им величайшего чуда воскрешения четверодневного Лазаря Господь благоволил всенародно явить Себя обетованным Мессией тем Царем правды и мира, о Котором возвещали древние пророки. Пророк Исаия называл Его Спасителем (Ис. 62:11), на имя Которого будут уповать народы (Мф. 12:21). А пророк Захария, обращаясь к будущему поколению современников Мессии, в порыве вдохновления восклицал: »Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).
Не в ореоле воинской славы, а в смиренном виде обычного на востоке путника вступил Господь во святой град. Но слух о недавно совершенном чуде сделал то, что навстречу Ему устремились многочисленные толпы жителей Иерусалима и окрестных селений. И потому Он был окружен множеством народа, который, держа в руках пальмовые ветви, выражал свой восторг возгласами: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних!» (Ин. 12:13; Мф. 21:9).
Что же, однако, побуждало этих людей восторженно восклицать: «осанна Сыну Давидову!» и постилать по пути Господа свои одежды и срезанные с деревьев ветви? Чего ожидали они от Того, Кого называли Сыном Давидовым, Пророком из Назарета Галилейского? – Конечно, здесь были люди разного настроения, и руководили их действиями не одинаковые мотивы. Но преобладающим среди этих мотивов было, по-видимому, не высокое духовное стремление к небесным благам, а довольно заурядное желание избавиться от разного рода житейских невзгод и обрести земное благополучие.
Такое желание не было беспричинным. На протяжении ряда веков народ Иудейский подвергался многочисленным бедствиям. Он испытал тяжкий вавилонский плен. Позже он подвергся страшному насилию со стороны иноплеменных завоевателей и особенно от жестокого и нечестивого сирийского царя Антиоха Эпифана, стремившегося суровыми мерами искоренить в народе веру в истинного Бога и заменить ее языческой религией, приучить этот народ к развращенным понятиям и нравам окружающих языческих народов. И наконец, после многих безуспешных попыток отстоять свою государственную независимость от покушений на нее бесчисленых внешних врагов, народ Израильский вынужден был смириться под унизительным игом римского господства.
Все эти бедствия не были случайными. Они попускались Промыслом Божиим с целью нравственного очищения и исправления иудеев. Но не многие в народе Иудейском откликнулись на вразумляющие воздействия Божии с должным смирением и покаянием, ибо – как говорил пророк Исаия – «огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6:10).
И потому пережитые иудеями испытания привели основную их массу не к духовному обновлению, к которому призывал их Господь Бог, а лишь к тому, что они остро ненавидели своих иноземных поработителей и страстно мечтали о полном сокрушении и низложении всех врагов под ноги их и о возвеличении их народа над всеми народами, его окружавшими.
С этой чисто земной точки зрения Мессия представлялся иудеям сильным царем-освободителем, способным железной рукой покорить окружающие народы и племена, а своему народу вернуть былую славу и богатство времен великих царей Давида и Соломона. Такое превратное мнение о Мессии делало иудеев неспособными или малоспособными понять истинную цель пришествия Христа Спасителя и то, что ради достижения этой цели Ему надлежало пострадать как »непорочному и чистому Агнцу, предназначенному на сие еще прежде создания мира« (1Пет. 1:19–20) »и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28).
Приблизительно за год до события Входа Господня в Иерусалим был случай, когда народ, изумленный чудом насыщения 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами, вознамерился «нечаянно взять Иисуса и сделать царем», но Господь, узнав об этом, «удалился на гору один» (Ин. 6:14–15). Не удивительно, что и теперь, после воскрешения Лазаря, многие среди встречавшего Господа народа были полны тех же самых пустых мечтаний о земной славе, которую якобы доставит им великий Пророк из Назарета.
Вот почему, хотя Господь и не препятствовал радостному излиянию народных чувств, в которых была и искренность, и любовь к Нему, совершившему для них столько благодеяний, и своеобразное проявление патриотизма – тем не менее, как замечает один из лучших наших отечественных толкователей Священного Писания, «Его чувствования были отличны от чувств, коими воодушевлен был народ» (Иннокентий, архиепископ Херсонский. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. М., 1887, стр. 82).
Он шел во святой град, чтобы в ближайшие дни закончить здесь подвиг Своей земной жизни на Кресте, ради спасения мира. А они думали, что Он идет восприять, с одобрения синедриона, земную власть с тем, чтобы низложить гордыню угнетавших их иноплеменников. Они славили Господа восклицаниями: «осанна!», а уже через несколько дней, разочаровавшись в своих ожиданиях и увидев в Его Лице не торжествующего земного Владыку, а страждущего и всеми оставленного Учителя, они оказались способными на полное от Него отречение, что и засвидетельствовали своими исступленными криками: «возьми, возьми, распни Его!» и "отпусти нам Варавву!» (Ин. 19:15; Лк. 23:18).
Какой великий урок для нас и какое высокой важности предупреждение в евангельском повествовании об этой страшной перемене. Конечно, нам трудно даже представить себе, чтобы мы, верующие во Христа, любящие Его, стремящиеся к общению с Ним, могли оказаться способными на подобное предательство и измену. Мы очень легко осуждаем в душе малодушных и легкомысленных современников Христа и бываем уверены, что, оказавшись на их месте, остались бы безусловно верными Ему. Но достаточно вспомнить, что случилось с великим Апостолом, который говорил овоему горячо любимому Учителю: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26:33), а в страшный час испытания стал «клясться и божиться, что не знает Сего Человека» (Мф. 26:74).
Как часто в своей самоуверенности нашим малодушием и непостоянством мы изменяем нашему Господу, отдаляемся от Него, как бы снова оставляем Его в одиночестве, а своими грехами и нераскаянностью причиняем Ему боль и страдания, вновь предаем Его на распятие и крестные муки!
Вот ныне, в этот великий день праздника, мы стоим с вами, возлюбленные, в этом святом храме и радостно, вместе с Церковью, со всей искренностью восклицаем: «Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» Но спросим себя: а всегда ли мы в нашей повседневной жизни заботимся о том, чтобы наше прославление было действительно достойным и угодным нашему Господу?
Ведь славить Его нужно не только в часы богослужения и молитвы, но и непрестанно, в каждую минуту нашей жизни, в любых условиях и обстоятельствах. «Благословлю Господа на всякое время»,– говорит св. Псалмопевец (Пс. 33:2), и призывает всех нас делать то же «на всяком месте владычествия Его» (Пс. 102:22).
Славить имя Божие нужно чистыми устами, не допуская того, чтобы одним и тем же языком мы в одно время »благословляли Бога и Отца«, а в другое – »проклинали человеков, сотворенных по подобию Божию« (Иак. 3: 9–10).
Наконец, прославлять Бога нужно не одним лишь словом, не одним лишь возношением молитв и славословий, но всей своей жизнью, всем своим добрым христианским поведением. »Прославляйте Бога,– говорит св. апостол Павел, – и в телах ваших, и в душах ваших которые суть Божии» (1Кор. 6:20).
Слово Божие увещевает нас быть всегда на страже своего сердца, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах, не допускать измены нашему Спасителю. «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, – говорит Господь, – того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38).
Слово Божие предостерегает нас от соблазна видеть во Христе только Избавителя от земных невзгод и скорбей, забывая о том, что мы призваны в Царство Небесное, путь в которое узок и тернист, сопряжен с трудами и подвигами по очищению нашего сердца от порочных наклонностей и постыдных греховных страстей, и что именно в этих трудах и подвигах мы более всего нуждаемся в чудодейственной Божественной помощи.
Позаботимся же о том, чтобы Господь и Спаситель наш был для нас не только великим Божественным Чудотворцем, Которого можно просить об избавлении от тех или иных скорбей и бедствий земной жизни и о даровании нам того, что нам самим кажется столь необходимым для нашего земного благополучия, но чтобы Он стал для нас прежде всего нашим Подвигоположником, Победителем живущего в нас греха, Исцелителем наших духовных язв и недугов. Избавителем от ищущей уязвить нас своим тлетворным дыханием духовной смерти.
Будем просить нашего Владыку и Господа, чтобы Он укрепил нашу любовь и преданность Ему, нашу волю к добру, к исполнению Его святых заповедей, и дал нам силы к непрестанному и достойному прославлению Его во всей жизни, чтобы наше «осанна» никогда не превращалось не только в страшное «распни, распни Его», но и в пустое, не подтверждаемое правдой нашей жизни, чисто словесное восхваление. Ведь Сам Господь сказал слушавшим Его «не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).
Ныне же смиримся благоговейно пред Грядущим не на земное торжество, но на вольную страсть, нашего ради спасения, и из глубины сердца моля Его о том, чтобы Он соделал нас Своими верными последователями, «приидите возвеличим Христа, с ваиями и ветвьми, песньми зовуще: «благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего!». «Осанна в вышних!». Аминь.