Слово на литургии в день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова
«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16).
Сегодня святая Православная Церковь благоговейно совершает память одного из самых близких и самых верных учеников и последователей Господа нашего Иисуса Христа – память святого славного и всехвального апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Не многих нарочито нарекла Церковь своими Богословами. Кроме апостола Иоанна она соединила это наименование с именами лишь двух угодников Божиих: с именем великого вселенского учителя и святителя Григория, архиепископа Константинопольского, председателя Второго Вселенского Собора, и с именем дивного духоносного подвижника конца X – начала XI веков преподобного Симеона.
Что же такое, однако, богословие? Еще и еще раз задуматься над этим вопросом особенно уместно сегодня, в день, когда наша духовная школа, призвавшая быть училищем веры и благочестия, празднует здесь, в своем святом храме, священную память «богословия начальника», своего небесного покровителя.
Слово «богословие» не однозначно. Оно употребляется в нескольких различных смыслах. Богословием мы называем, например, некоторые изучаемые в нашей школе дисциплины, как то: богословие основное, богословие догматическое, нравственное и другие. При этом мы пользуемся трудами видных ученых богословов, достойных уважения тружеников, имена которых нередко золотыми буквами вписаны в летопись истории как нашей отечественной, так и мировой богословской науки.
Но это высококвалифицированное с чисто научной точки зрения, учёное, «дипломированное» богословие, несмотря на всю его важность и оснащенность научными средствами, не есть однако нечто самодовлеющее. Оно имеет свои истоки, свои корни в богословии святоотеческом, которое выражено в догматических определениях святых Вселенских Соборов, в единодушно исповедуемых Отцами истинах веры, в богослужебном творчестве Церкви. Это богословие, составляющее важнейшую часть живого потока священного церковного предания, имеет несравненно более высокую ценность. Оно заключает в себе подлинно церковное понимание Божественного Откровения и отклик на него со стороны богопросвещенного разума и благодатию Духа Святого очищенного сердца великих подвижников веры, богомудрых пастырей и учителей Церкви.
Поэтому каждый, кто хочет стать настоящим православным богословом, отнюдь не пренебрегая данными науки и богатым опытом ученых богословов, будет все же в первую очередь следовать мудрому совету великого святителя св. Кирилла, архиепископа Александрийского, который говорил: «Самым правильным делом нашим будет то, если мы, обратившись к словам святых Отцов, постараемся принять их за главное руководство и, испытывая самих себя: в вере ли мы, наши собственные рассуждения будем сколько возможно тщательнее сверять с их верными и непорочными мыслями».
Но и сами святые Отцы, эти вернейшие хранители Священного Предания, с величайшим вниманием и усердием приникали к источникам еще более высокого б о г о д у х н о в е н н о г о апостольского богословия, которое есть не творчество человека, хотя бы и богопросвещенного, но воистину живое и действенное слово Божие (Евр. 4:12), хотя и выраженное в наших человеческих словах и понятиях.
Одним из дивных образцов этого наивысшего, апостольского богословия являются те священные книги, которые написаны великим апостолом любви святым евангелистом Иоанном Богословом.
Невозможно в кратком слове не только раскрыть всю глубину его учения о Боге, о мире, о цели нашего существования, но и сделать сколько-нибудь достаточный по полноте обзор его священного богословия. И потому не дерзая на это, напомню лишь о немногом.
Святой апостол Иоанн возвещает нам, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8, 16) и что Он «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Святой апостол Иоанн учит нас, что мы, любя мир, как дело рук Божиих, любя людей, как носителей образа Божия, всегда должны помнить и о том, что некогда прекрасный первозданный чистый и осиянный славой Божией мир ныне, после грехопадения, лежит во зле (1Ин. 5:19).
У человека, преданного греху, нередко главное содержание его жизни составляют постыдные удовольствия, неудержимое стремление к стяжательству, к приобретению все новых и новых тленных сокровищ мира сего, а также эгоизм и тщеславие. Апостол напоминает нам, что все это, то есть, »похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца (т. е. от Бога), но от мира«, лежащего во зле (1Ин. 2:16).
Впрочем, как свидетельствует об этом апостол Иоанн, Господь сказал о Себе: »Я пришел не судить мир, но спасти мир« (Ин. 12:47). Если же так говорит о Себе чистый и безгрешный Господь, то может ли, смеет ли осуждать другого человека, даже пребывающего во грехе, христианин, который сам отнюдь не безгрешен. Ведь мы, – как научает нас апостол, – »если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин. 1:8).
Зная о греховном состоянии мира и памятуя о собственной нашей греховности, мы должны прежде всего сами стремиться к очищению своей души через покаяние. «Если исповедуем грехи наши, то Он (Господь наш), будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1:9).
Мы должны также уметь ясно отличать самый грех, как преступление против нравственного закона, как путь к смерти духовной в отчуждении от Бога, – от человека грешника. Ибо кроме »греха к смерти«, т. е. упорного и нераскаянного служения греху, есть, по апостолу, и »грех не к смерти« – когда человек к а к бы пленен грехом и при этом сам тяжко страдает от ощущения этой плененности. И апостол обращается к нам с таким увещанием: »Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь» (1Ин. 5:16).
Христианин призван к деятельной любви и к служению ближним. Кто говорит: «я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин. 4:20). Не вражда и ненависть, а только любовь может делать в мире Божие дело, служить созиданию мира между людьми, помогать людям уразуметь их назначение, избрать путь жизни с Богом, а не смерть в удалении от Него.
Любовь, о которой говорит святой апостол Иоанн, – это, конечно, не та любовь, которой часто называют обыкновенные естественные земные привязанности или случайную близость между людьми, а то и просто необузданную страсть. Нет, это – любовь Божия, чистая, светлая, жертвенная, делающая человека способным свободно и радостно полагать «душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).
Именно такая любовь создаст все лучшее в человеческой жизни. Именно она созидает счастливые и Богом благословенные семейства. Именно она может сделать участником подлинно христианского миротворчества. Именно ее имеет в своем основании христиански осознанный и Церковью освященный патриотизм с его самоотверженным служением Богом дарованой Родине.
Ныне мы собрались вокруг нашего общего богодухновенного Учителя – апостола, который непрестанно учил о любви, который и во дни старости, когда уже не мог произносить продолжительные поучения, часто повторял свои любимые слова: «Детки, любите друг друга!» И, объясняя, почему так часто говорит об этом, отвечал: «Это заповедь Господня, и если будете исполнять ее, то и довольно».
Будем же чаще вспоминать и полагать в сердце своем это священное апостольское назидание. Ныне же помолимся нашему небесному покровителю святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, чтобы он испросил нам у Господа ту милость, чтобы и мы, в меру данных каждому из нас сил и возможностей, смогли воплотить в своей жизни хотя бы частичку той святой любви, которой он сам научился у своего Божественного Учителя. И тогда жизнь наша станет содержательной и радостной, будет жертвой богоугодной и благоуханием приятным, возносимым во славу Триединого Бога любви, во славу Святой Единосущной Животворящей и Нераздельной Троицы: Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.