Источник

Слово на литургии в неделю 10-ю по Пятидесятнице

4 сентября 1983 г.

Вскоре после Преображения Господня произошло событие, о котором кратко повествуется в сегодняшнем евангельском чтении. Дополняя друг друга, в подробностях рассказывают нам об этом событии три евангелиста – Матфей, Марк и Лука.

Это было чудесное исцеление Господом Иисусом Христом отрока, одержимого духом нечистым и с раннего детства подверженного чрез это тяжким физическим страданиям. Он был глух и нем, и временами его мучили сильные припадки эпилепсии.

Есть известная картина великого итальянского художника Рафаэля «Преображение». Верхняя половина ее изображает славное событие Преображения Господня, а нижняя показывает тяжелую сцену, которая предшествовала чудесному исцелению больного. Здесь мы видим измученного болезнью отрока, его несчастного исстрадавшегося отца, учеников Христа, смущенных своей неудачей в попытке помочь больному, злорадствующих по поводу их бессилия книжников.

Автор хорошо известной многим книги «Жизнь Иисуса Христа» так говорит об этой картине: «Воображение всех, кто читает Евангелия, поражается контрастом, схваченным и выраженным на бессмертной картине Рафаэля, – контрастом между миром, славой, небесным общением на горних высотах и смятением, беснованием, неверием, с которыми встретились Иисус Христос и апостолы, когда спустились к низинам человеческой жизни».

Мир небесный и отсутствие мира на земле. Разве не видим мы тот же контраст уже не на картине, а в самой реальной действительности?! Вот мы выходим из храма, где только что наслаждались лицезрением славы Божией, слышали херувимскую песнь и радостные восклицания серафимов, где удостоились стать причастниками Святых тайн Тела и Крови Христовых, где пребывали в молитвенном общении со святыми... и вскоре снова оказываемся там, где беспечно живет неверие, где дерзко заявляет о себе грех, где царствуют «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1Ин. 2:16).

Не нужно, конечно, впадать в крайность, замечая одни лишь темные стороны земной действительности. Хотя, согласно апостольскому свидетельству, »мир во зле лежит« (1Ин. 5:19), хотя грех внес в человеческую жизнь глубокое повреждение и расстройство, все же и здесь, на земле при спокойном внимательном отношении мы можем увидеть много прекрасного, достойного уважения и искренней любви.

Но как прискорбно бывает встречать, и встречать нередко, уродливые явления духовного обнищания и безнравственного поведения, которые ясно указывают на то, что пагубное влияние духов зла отнюдь не прекращается само собой с развитием цивилизации, культуры и просвещения.

Мы не видим теперь, как правило, тех форм беснования, о которых часто сообщают нам Евангелисты. Но разве не является своеобразной формой беснования страшный порок пьянства, безобразные проявления которого, увы, так часто можно наблюдать, несмотря на все попытки лучшей части нашего общества бороться с этим злом? Разве не делается жутко и тягостно на сердце, когда видим пьяного человека, утратившего человеческий облик, совершающего бессмысленные проступки, бесчинствующего, а иногда способного и на преступление?

Разве не является особой и утонченной формой одержимости развратный образ жизни, при котором человек, нередко занимающийся полезным трудом, имеющий заслуги и пользующийся уважением в кругу своих сослуживцев и друзей, в то же время поставляет главной целью своей личной жизни чувственные наслаждения и потому позорит себя изменами в супружестве, бесстыдно разрушает семью, калечит жизнь своих ни в чем не повинных детей?

Есть и менее заметные формы одержимости, к которым многие уже привыкли как к чему-то совершенно безобидному и потому встречают их совершенно равнодушно. Таково, например, увы, столь распространенное грязное сквернословие, растлевающее ум, оскверняющее душу, вносящее в жизнь дым и смрад, среди которых зарождаются и развиваются самые низменные пороки – эгоизм, бессердечие, цинизм, ненависть и презрение к людям.

Глубина человеческого падения не остановила Творца в Его намерении сделать все возможное для спасения созданного Им мира. »Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

И Воплотившийся Сын Божий не презирал грешного мира, не бежал от него. Отдыхая иногда в уединенной молитве к Отцу, он снова и снова возвращался к людям, чтобы научить их истине, убедить в необходимости нравственного очищения и исправления, облегчить страдания, уврачевать духовные, а нередко и телесные недуги.

Из Священной истории Нового Завета мы знаем, что Господь творил много чудес. В большинстве случаев это были чудесные исцеления, причем главной целью этой Божественной медицины было всегда врачевание человеческой души, изгнание овладевших человеком сил зла. И чудо исцеления было превосходящим все ожидания человека благотворным воздействием на его душу – воздействием, которое давало человеку возможность радостно ощутить близость Бога, почувствовать полное любви и отеческой заботы прикосновение Его благодеющей десницы.

Какие же уроки для себя можем мы извлечь из слышанного сегодня евангельского повествования? Прежде всего оно показывает нам, каким должно быть наше отношение к миру. Господь «пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12:47). И мы, если хотим быть последователями Христа и «светом миру», не должны становиться непризваными судьями, но должны служить делу спасения людей.

В Своей Первосвященнической молитве накануне страданий Господь молился Своему Небесному Отцу о тех, кто последовал за Ним: «Не молю, – говорил Он, – чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17:15). Значит, и мы не должны бежать от мира, чуждаться людей, создавать для себя искусственное одиночество, при котором человеку нет никакого дела до погибающего вокруг него мира. Но вместе с тем мы должны всячески оберегать себя от тлетворных влияний греховной жизни, ибо «призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1Сол. 4:7), и христианину должно «хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1:27).

Господь хотел, чтобы и ученики Его могли, пользуясь Его силой, совершать духовное врачевание. »Призвав двенадцать, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь« (Мф. 10:1). И они действительно »пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду» (Лк. 9:6).

Но вот после этих несомненных успехов их проповеди, сопровождавшейся проявлениями чудодейственной силы, настало время для испытания и их веры. В то время, когда Господь с тремя ближайшими к нему апостолами находился на горе Преображения, к остальным ученикам подошел отец бесноватого отрока и просил их изгнать из его сына злого духа. Но «они, – говорит евангелист, – не могли» (Лк. 9:40). И когда потом ученики спросили Иисуса наедине: «почему мы не могли изгнать его?», Господь ответил им: «по неверию вашему» (Мф. 17:19–20).

Мы не должны удивляться этому «неверию» учеников. По-видимому, это не было то, что мы обычно понимаем теперь под словом «неверие». Это был лишь некоторый недостаток веры, ибо в то время они не были еще непоколебимыми Апостолами, которыми стали лишь впоследствии: они могли еще колебаться, обуреваемые сомнениями и даже падать. Господь тогда еще воспитывал их, постепенно укрепляя и испытывая их веру.

И каждый христианин, особенно же тот, кто решился принять на себя подвиг пастырского служения, может встретиться с таким упорным сопротивлением сил зла, при котором он почувствует себя беспомощным и неспособным помочь человеку, впавшему в рабство греху. И скорбью наполнится сердце того, кто взял на себя этот подвиг не ради собственного благополучия, а по искренней любви к Богу и к ближним.

И тогда понятным станет для него глубинный смысл слов Христа, сказанных Его ученикам во время прощальной беседы: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). И если мы будем отчетливо сознавать, что только Сам Господь есть истинный Врач душ и телес; если будем помнить, что святые апостолы, действительно творившие чудеса, отклоняли мысль о том, что они делали это «своею силою или благочестием» (Деян. 3:12), – то служение наше станет поистине угодным Богу.

Апостол Павел дает нам такой важный и необходимый совет: «не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12:3).

Разъяснение, данное Господом по поводу того, почему апостолы не смогли исцелить отрока, не могло конечно не опечалить учеников. И Он, как бы желая смягчить их печаль, сказал им утешительные слова, которые можно рассматривать как великое пророческое обетование несомненной помощи и им, и их последователям – в будущем, после того как Он совершит Свои искупительный подвиг и создаст Свою Церковь – неодолимую силами зла и изобилующую благодатными дарованиями.

Господь сказал им: »истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно... ничего не будет невозможного для вас« (Мф. 17:20). Эти святые слова должны уверить и нас в том, что Господь Сам восполнит нашу слабую и немощную веру, если только мы не заглушим в себе хотя бы малый ее начаток, приведший нас к Нему, соделавший нас членами Его Церкви, и если будем просить Его о помощи в нашей жизни и нашем служении.

Эту истину наглядно подтверждает то, о чем поведал нам евангелист Марк, дополняя рассказ евангелиста Матфея. Отец отрока не обладал могучей верой в чудотворную силу Иисуса Христа. Это ясно показывает его обращение к Нему: »если что можешь, сжалься над нами и помоги нам«. И Господь не упрекнул его за слабость его веры, но лишь обратил его внимание на исключительную важность веры, хотя бы она и была еще далека от совершенства. Он сказал отцу отрока: »если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас, – говорит евангелист, – отец отрока воскликнул со слезами: верую Господи! помоги моему неверию« (Мк. 9:22–24). И этого было достаточно, чтобы Господь совершил чудо исцеления ради этой Им же Самим чудесно умноженной и укрепленной веры.

Господь имел власть над нечистыми духами и мог одним Своим словом врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Мы же не можем, конечно, рассчитывать на безотказное обладание силой чудотворения и должны молитвенно обращаться за помощью к Нему, вверяя Ему и самих себя и тех, кому хотим помочь, ибо Он все видит, все знает и потому, спасительно дарует каждому то, что для него полезнее: здоровье или недуг, благополучие или невзгоды, успехи или кажущиеся неудачи.

Но мы призваны бороться со злом, »не давать места диаволу« (Еф. 4:27), вносить в жизнь мира добро, показывать пример чистой скромной и неукоризненной жизни, делать все, чтобы повсюду святилось и прославлялось благословенное Имя Божие.

Если мы будем верно исполнять этот свой долг, тогда по благодати Божией и в каждом из нас, и во всех людях доброй воли будет возникать и умножаться спасительная вера, для которой нет ничего невозможного и которая, будучи »любовию споспешествуема« (Гал. 5:6), каждому, кто старается быть верным Призвавшему его, откроет »свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа« (2Пет. 1:11). Аминь.


Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди // Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. № 11. С. 5-190.

Комментарии для сайта Cackle