Слово на день Преображения Господня
«На горе преобразился еси, и якоже вмещаху, ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповодят, яко Ты еси воистину Отчее Сияние» (Кондак праздника).
Просто и в то же время возвышенно говорит нам о событии Преображения Господня Слово Божие устами трех апостолов и евангелистов: Матфея, Марка и Луки.
На последнем году Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос начал постепенно приоткрывать перед Своими учениками завесу будущего и посвящать их в страшную тайну Своих искупительных Страдании.
Впервые это произошло во время пребывания Спасителя близ города Кесарии Филипповой.
Идя дорогой, Господь обратился к ученикам Своим с вопросом: «За кого люди почитают Меня?» "Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, иные за Иеремию или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр отвечая сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:13–16).
Приняв это вдохновенное исповедание веры и дав ап. Петру и другим апостолам обетование об их высокой роли и правах в устрояемой Им Церкви, Господь «начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21).
Это откровение опечалило учеников, и ап. Петр сделал даже попытку отговорить Своего Учителя от предстоящего Ему подвига, за что и должен был выслушать строгое обличение.
Но желая облегчить скорбь апостолов, Господь открыл им, что некоторые из них удостоятся вскоре, еще здесь на земле, прежде кончины своей, увидеть Царствие Божие, пришедшее в силе.
Через шесть дней после этих слов Господь возвратился в пределы Галилеи и приблизился к горе, носившей название Фавор. День уже склонялся к вечеру, и Христос-Спаситель, имевший обыкновение ночи посвящать уединенной молитве, оставил народ под горою и, взяв лишь трех апостолов: Петра, Иакова и Иоанна, взошел вместе с ними на гору.
Я не буду рассказывать о самом событии Преображения: оно хорошо известно каждому христианину и о нем напомнит евангельское чтение.
Обращу ваше внимание лишь на то, что избранниками, призванными видеть, а потом и засвидетельствовать перед миром великое чудо и откровение Славы Божией, явленное на Фаворе, оказались три Апостола, обладавших особыми духовными качествами и дарованиями.
По изъяснению богомудрых отцев и учителей Церкви эти три Апостола воплощали в себе три важнейших христианских добродетели, без которых никому невозможно увидеть Царствие Божие.
Ап. Петр был проникнут живой и горячей верой. Он первый среди апостолов исповедал Христа Сыном Бога Живаго. Сам Господь открыл ему, что вера эта подвергнется тяжкому испытанию, но что она все же устоит и в конце концов восторжествует, ибо Он, Господь, молился о нем, »да не оскудеет вера его».
Ап. Иаков, как показало его будущее, носил в глубине души своей драгоценное сокровище твердой надежды на Бога, на Его Промысел, на Его всесильную Помощь. Он, как известно, был первым из лика апостольского мучеником и подклонил свою выю под меч Надежды ради Израилевы, т. е. за своего возлюбленного Учителя и Господа Иисуса Христа.
Наконец, ап. Иоанн Богослов пламенел той божественной любовью ко Господу, чрез которую соделался наперсником Христовым на Таиной Вечери, а затем был удостоен чести усыновления Пречистой Деве Богородице.
Им, этим трем ближайшим ученикам Христовым, исповеднику, мученику и девственнику, была поверена великая небесная тайна о том, что Христос есть не только Сын Человеческий, но и Единородный Сын Божий, Богом Отцом Возлюбленный, несущий в Себе Отчее благоволение и потому в каждом Его слове и деле достойный чести и славы, благоговения и беспрекословного послушания.
Эта тайна была доверена им для того, чтобы в страшные часы Голгофских страданий они, представляющие собой будущую Церковь Христову, не упали духом, не потерялись, не отчаялись, но уразумели бы вольное страдание, поняли бы, что их Божественный Учитель принес Себя в Жертву не напрасно и не по ошибке, а исполняя извечное премудрое Отчее и Свое собственное Божественное предначертание.
... Прошло несколько месяцев, и Господь Иисус Христос волею, нас ради, испил до дна горькую чашу безмерных страданий и приобщился смерти, вися на Древе Крестном.
Мы знаем, что еще в Гефсиманском саду перед лицом иудейской стражи ученики Иисуса, оставивши Его, бежали.
У подножия Креста мы не видим апостола Петра, еще так недавно выражавшего свою готовность сопровождать своего Учителя и в темницу и на самую смерть, а теперь троекратно и с клятвой отвергшагося от Него. Мы не видим и ап. Иакова Зеведеева. Подобно всем другим ученикам, они были подавлены скорбью, измучены страхом и сознанием неотвратимой гибели всех своих чаяний и упований.
Перед лицом Крестной смерти Сына Божия содрогнулась не только бездушная тварь, поколебалась не только земля, померкло не только солнце. Нет, этого мало. Поколебалась вера и померкла надежда на небесную помощь у самых верных, у самых близких учеников Христовых.
Но не поколебалась и не померкла, а все превозмогла и победила святая, могучая, никогда не престающая любовь. Как бы от лица всего апостольского сонма, более того – от лица всего возлюбившего Христа человечества, у подножия Креста Господня как верный страж и свидетель присутствовал вместе с Пречистой Девой Марией один из трех очевидцев Фаворской славы – апостол любви, св. евангелист Иоанн Богослов.
Какой дивный урок на все времена человеческой истории! На пути к небесной славе Церковь Христова может переживать моменты тягчайших испытаний. Может поколебаться вера многих, может ослабеть надежда на помощь свыше. Но Божественная Любовь все победит, все превозможет и всегда отстоит дело Правды Христовой.
По воскресении Христовом свв. апостолы, укрепляемые Благодатью Духа Святого, возвестили всему миру о том, что Крестные Страдания Господа были точным и совершенным исполнением того, что еще за восемьсот лет предсказал великий пророк Божий Исаия. Они всюду проповедали, что Христос Сын Божий в Своем Божественном истощании действительно «был презрен и умален пред людьми. Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни».
Его современники думали, что «Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши: наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно».
И в этой бессмертной проповеди Апостольской огромное значение имело живое воспоминание о виденной ими Фаворской славе, как об очевиднейшем доказательстве добровольности Искупительной Христовой Жертвы.
Возносясь мысленно на Фаворскую гору, где Свет Божества облистал некогда учеников Христовых, не забудем, возлюбленные, что и мы с вами призваны быть свидетелями и хранителями Правды Божией в мире.
Кто бы ты ни был: старец или юноша, сильный или немощный, простец или ученый, но если ты христианин – помни, что и ты должен быть участником великого дела Божия. А дело Божие, дело Церкви Христовой состоит в том, чтобы через века и тысячелетия пронести немеркнущий светоч Правды Божией, чтобы всем людям, жаждущим Истины, возвестить о безмерной спасающей Любви Божией, о добровольном Страдании за всех нас Господа нашего Иисуса Христа. Мы должны помнить, что все мы, христиане, по слову ап. Петра, суть род избранный, призванный возвещать совершенства Господа, Призвавшего нас из тьмы язычества в чудный Свой свет.
И если мы уклонимся от содействия этому великому делу, если не будем служить ему «словом, житием, любовью, верою, чистотою», то имена наши могут оказаться вычеркнутыми из Книги Жизни.
Да просветит же Господь наши маловерные и малодушные сердца светом Славы Своей, возсиявшей некогда на горе Фаворской. Да наполнятся они чистой любовью к Источнику Света и Правды – к Триединому Богу, Живущему во Свете неприступном. И да свершится с нами по милости Божией то, о чем мы так часто молимся и просим Господа в молитве 1-го часа:
«Христе, Свете Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека грядущего в мир! Да знаменается на нас Свет лица Твоего, да в нем узрим Свет неприступный...». Аминь.