Слово на литургии в Великую субботу
Храм Ленинградской Духовной Академии
25 апреля 1981 г.
Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет.
С такими словами обращается сегодня к нам Св. Церковь при пении особого тропаря, которым она заменяет в этот день обычное пение Херувимской песни.
«Что это? – говорит в своей беседе на Великую Субботу св. Епифаний, епископ Кипрский. – Сегодня господствует на земле глубокое молчание и покой. Глубокое молчание потому, что почивает Бог во плоти и пробуждает от века почивших, тех, которые во аде».
Призыв к молчанию не означает того, будто Церковь хочет, чтобы повсюду водворилось полное безмолвие. Нет! Мы только что слышали радостные и громкие песенные восклицания: «Господа пойте и превозносите Его во веки!» А вчера, в конце утрени, наши сердца радостно бились при звуках торжественно провозглашаемых псаломских стихов: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя», «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его»!
Словами «Да молчит всякая плоть человеча!» Церковь призывает нас к молитвенной сосредоточенности, к глубокому благоговению пред Тем, Кто есть «Царь царствующих и Господь господствующих», Кто, и почивая на смертном ложе, не перестает изливать на человечество потоки неизреченной Божественной любви.
И вчера и сегодня пред Св. Плащаницей мы испытывали и испытываем чувство глубокой и искренней ответной любви к нашему Искупителю. Но чувство это с течением времени как бы изменяет несколько свои оттенки, свою окраску, по мере того как меняются воспоминания и размышления, которые мудро и в известной последовательности предлагает нам Св. Церковь.
При выносе Плащаницы и во время трогательного чина погребения мы остро переживали ту сердечную боль, которую вызывало у нас воспоминание о Божественном Страдальце, Который претерпел все духовные и физические муки, безропотно перенес ничем не заслуженные жестокости и надругательства, смирив Себя «даже до смерти, и смерти крестныя» (Фил. 2:8).
Наше сердце было полно сострадания к замученному Праведнику, – сострадания, смешанного с ощущением и нашей собственной виновности перед Ним, ибо Христос, взявший на Себя грех мира (Ин. 1:29), умер и за наши грехи (1Кор. 15:3). Сегодня же к нашей любви и благодарности за нас Умершему присоединяется и другое чувство – чувство благоговейного преклонения пред величием Того, Кто, и пребывая во гробе, не перестает творить великие чудеса и благодетельствовать любимому Им, хотя и грешному и виновному пред Ним роду человеческому.
Слово Божие открывает нам тайну великого Божественного снисхождения. Пребывая телом во гробе, Христос Своей человеческой душой, нераздельно соединенной с Божеством, нисходит во ад, где до пришествия Спасителя пребывали души всех, без исключения, людей, умерших во дни Ветхого Завета, и здесь как Бог Живой и Животворящий, Своим явлением и благовестием, оживляет духовно этих узников, разрушает власть над ними диавола и тех из них, кто уверовал в Него, выводит из темницы, чтобы ввести в Свое вечное и блаженное Царство.
Сошествие Господа Иисуса Христа во ад, которое Церковь сегодня воспоминает, стало днем устроения Небесной Церкви. К тьмам Ангелов присоединились те, кто стали »первенцами, написанными на небесах« (Евр. 12:23). Отныне не только люди безупречной святой жизни, но и все, кто умирает в вере и искреннем покаянии, имеют надежду на то, что, по бесконечному милосердию Божию и по молитвам Св. Церкви, их души будут удостоены общения в Небесном Иерусалиме со всеми »духами праведников, достигших совершенства« (Евр. 12:22–23).
У многих из нас есть родные и близкие, которые не смогли услышать о Христе, познать радость святой веры в Него и освятиться таинством святого крещения. И естественно, болит наше сердце за них, за их участь, когда вспоминаем предупреждающие слова Господа: »Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).
Никто не может обещать спасения тем, кто, отвращаясь от Света, лишили себя радости богообщения в условиях этой земной жизни. Но Св. Церковь никогда не утверждала и того, будто все жившие и умершие вне истинной Церкви неизбежно якобы осуждены на вечную погибель.
И сегодня, пред Св. Плащаницей, уместно нам помолиться о тех наших неуверовавших близких, которые пребывали в неверии не по личному упорству и ожесточении, а в силу отсутствия у них даже элементарного религиозного воспитания. Пусть нас окрылит в этой молитве мысль о том, что Господь для спасения даже тех, кто были «непокорны ожидавшему их Божию долготерпению» (1Пет. 3:20), не возгнушался снизойти во мрак духовной темницы, – что Господь и поныне «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4) и имеет «ключи ада и смерти» (Откр. 1:18).
Великая Суббота есть предпразднство Св. Пасхи. Ее Литургия является предначатием величайшего христианского торжества – Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Победителя смерти, Первенца из мертвых.
Еще вчера в так называемых «похвалах», присоединяемых к стихам 118-го псалма, мы слышали скорбный материнский плач Пресвятой Богородицы, склонившейся над бездыханным телом Ее возлюбленного Сына. И к участию в этом плаче Церковь звала всех нас: «Плач священный, приидите, воспоим Христу умершему, якоже древле жены-мироносицы!«
Но уже в конце канона Великой Субботы, в его последней песни, мы слышали слова Самого Господа, слова утешения, обращенные к Его скорбящей Матери: »Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе егоже во чреве без Семене зачала еси Сына: восстану бо и прославлюся, и вознесу со славою ... верою и любовию Тя величающия!»
С каждым действием, с каждым песнопением сегоднешней службы мы все ближе и ближе к откровению той жизнеутверждающей тайны, возвещаемой только в христианстве, что, если «Бог воскресил Господа», то "воскресит и нас силою Своею» (1Кор. 6:14).
...Вот мы уже сменили темные великопостные одежды печали на светлые и сияющие ризы радости, напоминающие нам о чистоте небесных вестников Светлого Христова Воскресения. Мы слышали проникновенное пение стихов: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». Этими стихами Св. Церковь уже начинает праздновать грядущую «спасительную и светозарную» пасхальную ночь – провозвестницу «светоносного дня» Воскресения Христова.
Сердца наши начинают наполняться предчувствием великой радости встречи с нашим Господом и Спасителем – Начальником и Источником нашего будущего всеобщего телесного воскресения. Все ближе и ближе к нам трепетный и ни с чем на земле не сравнимый момент, когда храмы Божии огласятся ликующими и неумолкающими возгласами в честь Воскресшего, свидетельствуя нашу веру, нашу надежду и нашу любовь к Нему. А пока...
«Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет!» Аминь.