Настоятели
А) Игумены
Настоятельство в Троицком Лютиковом монастыре со времени его основания и в половине XVI столетия и до конца оного было Игуменское. Имена трёх первых Настоятелей Игуменского сана открываются из надписи на полях Церковного Устава рукописи XVI столетия; а из другой надписи на той же рукописи узнаем и время Настоятельства одного из сих Игуменов.
А) Игумены
1) Пафнутий I.
2) Венедикт, упоминается под 1559 годом.
3) Вениамин.
Имена последующих Настоятелей Игуменского сана видны из Синодиков, но ни их преемства в Настоятельстве один другому, ни самое время Настоятельства каждого неизвестны, и потому мы помещаем их в том самом порядке, в каком они внесены в Синодики.
4) Онуфрий.
5) Никодим.
6) Пафнутий II.
7) Дионисий.
8) Нифонт.
9) Пафнутий III.
В) Архимандриты
Далее следуют Настоятели Архимандритского сана; о времени учреждения в сем монастыре Архимандрии положительных сведений нет, но из надписей на Церковном Уставе видно лишь, что это произошло в Царствование Иоанна IV Васильевича Грозного, следовательно не позже 1584 года.
В Синодиках обители значутся без лет следующие 7-мь Настоятелей Архимандритского сана.
1) Авраамий.
2) Иринарх.
3) Сергий.
4) Антоний.
5) Савватий, упоминается под 1613 годом, как выборный от г. Перемышля в избрании на Царство Михаила Федоровича Романова, что видно из подписи на грамоте о сем избрании.
6) Иродион – схимник, бывший прежде Игуменом Тихоновой Малоярославецкой (ныне Калужской пустыни.).
7) Феодосий, род коего записан в монастырском Синодике, рядом с Архимандритом Иродионом: «Род Троицкого монастыря Архимандрита Феодосия», но как имени его нет в общем помяннике Настоятелей обители, то и место, которое он должен занимать в ряду исчисленных Настоятелей, остается положительно неизвестным.
8) Макарий – схимник.
Следующие за тем Настоятели значутся как по Синодикам, так и по вкладной книге, из которой видно время их Настоятельства.
9) Моисей I упоминается в надписи на одной из книг в 1639 году и во вкладной книге с 1648–1663 включительно. Он был главным деятелем в деле обновления Троицкой обители, совершенного по усердно Окольничего, Дворецкого и Оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово на его собственное иждивение. По ходатайству того же Боярина о. Моисей из Архимандритов сей обители, по Указу Царя Алексея Михайловича в 1663 году, получил право служить в шапке на ковре и носить на жезле сулок.
10) Вениамин I упоминается во вкладной книге с 1664 по 1675 год.
11) Никон упоминается во вкладной книге с 1678–1680 год.
12) Константин упоминается во вкладной книге с 1680 по 1682 год.
13) Моисей II упоминается во вкладной книге с 1683 по 1688 год, а по надписи на одной из книг управлял обителью до 1705 года; его старанием монастырь обведен каменной оградою.
14) Андрей упоминается во вкладной книге под 1711 годом.
15) Климент значится в Синодике83 без лет.
16) Филарет упоминается во вкладной книге от 1727 по 1729 г.84 В 1727 году он дал вкладу в разбитый колокол в прибавок за три пуда меди за переливку 32 рубля. Скончался на покои в сей обители 1740 года июня 4 дня на 82 году от рождения.
17) Михаил упоминается во вкладной книге под 1732 годом.
18) Иона I упоминается во вкладной книге под 1742 годом. При нем в 1742 году перелит большой колокол в 110 пудов и второй в 22 1/2 пуда весом.
19) Антоний II Горский упоминается во вкладной книге с 1755 по 1761 год. Один из самых замечательных Настоятелей обители по своему радению об её благоустройстве. Старанием его возобновлён придел Пр. Сергия Чудотворца и вновь устроен придел Святителя Николая в теплой трапезе.
20) Вениамин II упоминается в актах обители с 1761 по 1763 год.
21) Иоанн упоминается под 1765 годом.
22) Геннадий упоминается с 1767 до конца 1781 года.85
С) Игумены86
23) Митрофан с 8 декабря 1781 года до 1785 года. Из Настоятелей Макарьевского, что на Унже монастыря. Скончался в сей обители.
24) Иннокентий, из Экономов Крутицкого Архиерейского дома, управлял обителью с 27 Марта 1785 года по 1794. Он, по прошению своему, в сем году за болезнью вовсе уволен от управления монастырем.
25) Филарет Баженов из Армейских Протопресвитеров, по пострижении в монашество был в течении 5 лет Наместником Боровского Пафнутьева монастыря и управлял им, по тому случаю, что Настоятель оного ученый Архимандрит Селиверст (1772 – 1779), по званию Первоприсутствующего в Крутицкой Консистории, проживал постоянно в Москве, а Наместник его Филарет с одной стороны ревнуя о пользах обители, здания которой без своевременной поддержки видимо клонились к упадку, а с другой находя в этом и пищу своей личной любви к постройкам, переходил иногда пределы предоставленной ему отсутствующим Настоятелем власти; относящаяся к этому времени переписка их между собою весьма любопытна, ибо характеризуя вполне лица, время и среду, в которой они действовали, вместе открывает и настоящую причину упадка столь знаменитой некогда обители. Приведем хотя отрывок из вышеупомянутой переписки, сохранившейся вполне в монастырских бумагах.
I
Честный Отец Наместник о Христе брат!
Рапорт твой пущенный Марта 8 я получил ево 27 дня, от человека господина Корякина; который при подаче оного изъяснялся, что у господина ево был удержан и был кажется распечатан. За великое усердие твое к обители весьма благодарю, что вы не яко первейший член нашей обители, но яко глава премудрая неусыпным и неутомимым попечением стараетесь. Сие доказывает все во уверение, что чрез пятилетнее ваше в монастыре пребывание, обитель наша получила весьма большее и великолепнейшее украшение, нежели все время моего бытия, но в том меня извините, ибо я в двадцать два года, ежели сочесть всего бытия моего в монастырь, не наберется более двух годов, а все время был при должности в Москве. Однако более пятнадцати тысяч, на всякое строение и на прибавку ризницы употреблено, по моему скудоумию: а чтож пишете о кровли, то никак ныне крыть не можно. Ибо многократно к вам писал, что Преосвященный Митрополит и своеручно и письменно приказал еще не мало на обоих флигелях снять кирпич, и тогда крыть, а оное без меня быть не может, почему и успокойтесь до моего приезду, довольно вашего прекраснейшего строения останется во обители на честь имени вашему вечно. Вашей пречестности доброжелательный Архимандрит Селиверст. 1794 года марта 27 дня.
2
Боровского Пафнутьева монастыря от Наместника Филарета
Почтеннейший рапорт
Имею честь донесть Вашему Высокопреподобию, что крайняя опасность подлежит над погребами от непокрытия сводов, почему в предосторожность, дабы не пропустить времени, и лес заготовлен, но не знаю, что действует в вашем сердце и чем оно занимается!
Я на сие ожидаю от Вашего Высокопреподобия без замедлительной резолюции, ибо теперь время к нанятию мастеров и стройке самое способнейшее и почти непременное.
Филарет по назначении в Настоятели Троицкого монастыря управлял им с 1794 по 1804 год. Он обновил приделы Пр. Сергия и Святителя Николая в теплой трапезе Соборного храма и умножил библиотеку сего монастыря назидательными книгами. Скончался в сей обители в 1804 году.
Д) Архимандриты
26) Феофан из Иеромонахов Префектов Калужской Семинарии, управлял сею обителью с 30 Августа 1804 по 1807 год сперва в сане Игумена. В 1805 году с учреждением в монастыре третьеклассной Архимандрии о. Феофан возведен в сан Архимандрита с правом носить на мантии зеленые бархатные скрижали. Скончался в том же году.
27) Иона II с 24 февраля 1808 по 1811 год. Это бесспорно самый замечательный из Настоятелей Троицкого Лютикова монастыря, кои назначались из числа Архимандритов, занимающих учёные должности. Он был уроженец г. Калуги, сын бедного дьячка при церкви Св. Василия блаженного и прозывался Васильевский. Оставшись по смерти родителей круглым сиротой без средств к пропитанию себя с слепой старухой бабушкой, он еще в юношеском возрасте испытал все скорби, сопряженные с сиротством и нищетой, но не упал духом, а укрепился в этих испытаниях, как укрепляются избранные натуры. Испытав по воле Божией на самом себе, что значит сердечное участие и милосердие Христа ради, Иона сделавшись Архиереем, никогда и ни кому не отказывал Христа ради, и можно сказать, что милосердие составляло его коренную добродетель. Начальное воспитание получил он в духовном училище, бывшем при Лаврентьевом Калужском монастыре, где пробыл 4 года. В 1782 году, как лучший ученик, отправлен в Перервинскую Семинарию, там замечен Митрополитом Платоном и перемещен в Лаврскую Семинарию, переименованную не долго спустя Московской Духовной Академией. По окончании курса в Лаврской Семинарии в 1790 году, Иван Васильевский с 20 копейками меди пошел в Калугу; здесь довольно долго пробыл без места. В 1792 году, согласно своей просьбе и желанию, рукоположен во Священника к Воскресенской Градской Калужской церкви. Сверх того проходил до 1799 года в родном городе разные должности. В 1799 году при открытии в Калуге Епархии, в которую был назначен Преосвященный Феофилакт, Васильевский скоро был замечен и отличен; в 1803 году он произведен в Протоиереи, а в 1805 году награжден бархатной скуфьей. В 1807 году Преосвященный Феофилакт, будучи вызван в С.-Петербург для присутствования в Святейшем Синоде, взял с собою тогда уже овдовевшего Васильевского и при первом служении постриг его в монашество с наречением Ионою. Вслед за тем Иона произведен в сан Архимандрита и определён законоучителем в С.-Петербургское Коммерческое училище, а в 1808 году Всемилостивейше награжден из Кабинета Государыни Императрицы Марии Фёдоровны, Высочайшей покровительницы училища, украшенным бриллиантами наперсным крестом. Через полгода Архимандрит Иона назначен Ректором Калужской Семинарии и профессором Богословских наук, Настоятелем Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря, присутствующим в Калужской Консистории и Экзаменатором ставленников. В 1810 году он был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения. В 1811 году назначен Настоятелем Волоколамского монастыря, Инспектором и Экономом С.-Петербургской Духовной Академии. В 1812 году возведен в сан Епископа и назначен в Тамбов, оттуда перемещён в Астрахань и наконец сделан Экзархом Грузии, членом Святейшего Синода; окончил жизнь в сане Митрополита на покое в Александро-Невской Лавре 22 июня 1849 года.
Троицкий Лютиков монастырь чтит в покойном Митрополите не только память одного из своих временных Настоятелей, но как одного из своих главных благодетелей. Взойдя на высшие ступени Иерархической лестницы, он с любовью вспоминал о всех иноческих обителях своей родины, и в особенности о Троицком монастыре и потому, свидетельствуя эту память пожертвованиями, показал особенное внимание к сей обители. Так: 1) В разное время он внес в Опекунский Совет 6000 руб. ассигнациями на вечные времена, с тем, чтобы проценты с этой суммы, заключающиеся в трёх билетах, ежегодно были выдаваемы в пользу Настоятеля с братией за поминовение его самого и родственников. 2) В 1846 году весь древний иконостас Троицкого Соборного храма вызолочен иждивением Митрополита, что стоило до 2000 р. сереб. 3) В 1848 году сделана им на местные образа Спасителя и Св. Троицы сребропозлащенные ризы с разными украшениями: первая в 25 фунтов 41 золотник весом, а вторая в 25 фунтов и 34 золотника. 4) Пожертвовал сребропозлащенные сосуды весом 5 фунтов 64 золотника. 5) Монастырь получил от Архипастыря Ионы ценную в весьма достаточном количестве ризницу и значительное число книг духовного содержания, в том числе Св. Евангелие, обложенное сребротравчатою Персидскою материей в лист, верхняя дска которого с финифтяным изображением Воскресения Христова и Евангелисты в серебре. 6) По его же ходатайству Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, сверх денежного вкладу, прислала в 1842 году в монастырь на две местные иконы Киево-Печерской Божией Матери и Благовещения Пресвятые Богородицы сребропозлащенные ризы, одна в 23 фунта 85 золотников, а другая в 23 фунта 8 золотников.
28) Мефодий Орлов Казанский уроженец из Иеромонахов и законоучителей С.-Петербургского Коммерческого Училища с 9 февраля 1811 по 1812 год. В сем году 13 февраля, не быв в монастыре, прямо из С.-Петербурга переведён Воронежской Епархии во второклассный Алексеевский Акатов монастырь. В 1826 году был рукоположен во Епископа Нижегородского; в том же году 8-го ноября уволен по слабости здоровья на покой и скончался 12 мая 1827 года на 54 году от рождения. Будучи на покое, проживал он большею частью в селе Лыскове у бывшего благодетеля всех духовных Князя Грузинского Георгия Александровича. Пользуясь его гостеприимством, Мефодий не редко совершал Богослужение в Лыскове.
29) Виталий Борисов Жегачев из Иеромонахов и префектов Калужской Семинарии с 5 мая 1812 по 1817 год. В 1814 году был Профессором философии и Инспектором Калужской Семинарии, а 1817 года, согласно прошению его, уволен в Грузию к Экзарху оной Феофилакту и много содействовал сему просвещенному мужу в образовании тамошнего края87. Был с 22 февраля по 12 марта Епископом Слободско-Украинским и Харьковским, отсюда переведён в Астрахань, где и скончался.
30) Арсений из ключарей и Протоиереев Калужского Кафедрального Троицкого Собора с 15-го октября 1817 года по 1827 год. В 1818 г. был Смотрителем Калужских духовных уездного и приходского училищ, а в 1827 году переведён в Лихвинский Покровский Добрый монастырь Настоятелем же.
31) Иннокентий из соборных Иеромонахов учителей философии и Инспекторов Калужской Семинарии с 24 октября 1827 по 1829 год. В начале сего года переведён Воронежской епархии во второклассный Алексеевский Акатов монастырь на открывшуюся в Воронежской Семинарии вакансию Ректора и учителя Богословских наук.
32) Филадельф, Архимандрит Воронежского второклассного Алексеевского Акатова монастыря. Воронежской Семинарии Ректор и Богословских наук Профессор, с 5 февраля 1829 года. А в 1830 года 13 апреля перемещен Настоятелем в Московский Златоустовский монастырь.
33) Аполлинарий из Настоятелей второклассного Рязанского Спасского монастыря, получил сию обитель с производством в Архимандриты и назначением Ректором Олонецкой Семинарии с 13 мая 1830 года, и, не быв в обители, 14 июня 1834 года перемещён Ректором же в Астраханскую Семинарию. Был в последствии, в сане Епископа Чигиринского, Викарием Киевской Митрополии; скончался 10 января 1858 года.
34) Авраамий. Города Калуги Спасской церкви, что у Московских ворот, из дьячков овдовев поступил начально в братство С.-Петербургской Невской Лавры в 1813 году; в 1822 году посвящен в Иеромонахи; проходил порядком должности Подъэконома, Эконома; был присутствующим в Лаврском Духовном Соборе и наконец в 1829 году Казначеем, а 8 сентября 1834 года, по указу Святейшего Синода, возведен в сан Архимандрита с назначением Настоятелем Троицкого Лютикова монастыря, коим управлял до своей кончины, последовавшей в 1848 году; погребен в сей обители,
35) Сергий окончил курс наук в Московской Духовной Академии в 1838 году; по пострижении в монашество и рукоположения в Иеромонаха, определен Наставником Богословских наук в Калужскую Семинарию; с 1842 года назначен Инспектором Семинарии; в 1848 г. возведен в сан Архимандрита и определен Настоятелем Троицкого Лютикова монастыря, а в 1849 году перемещен Ректором в Саратовскую Семинарию с оставлением в звании Настоятеля сего монастыря до 1833 года. Ныне состоит Членом Духовного С.-Петербургского Цензурного Комитета.
36) Игумен Гурий Старицын. По окончании курса наук в Московской Духовной Академии с степенью Кандидата, определён учителем в высшее отделение Пермского уездного училища в 1834 году; потом переведён в Пермскую Духовную Семинарию, где и пострижен в монашество в 1837 году; и в том же году посвящен во Иеромонаха. Был Инспектором и временно правил Ректорскую должность. В 1847 году перемещен Учителем в Калужскую Духовную Семинарию, а в 1853 назначен Настоятелем сего монастыря; в том же году произведен во Игумена, а в 1859 согласно его прошению уволен на покой с оставлением в той же обители, где проживает и по ныне, служа для братии благим примером скромной, благочестивой жизни и окормляя оную духовно по обязанности общего духовника.
37) Иеромонах Владимир из духовного звания сын дьячка; по окончании курса наук в Калужской Духовной Семинарии в 1838 году, рукоположен в дьякона к городской Калужской Успенской церкви, где и проходил должность законоучителя во 2-м приходском училище для девиц всех сословий с 1840 – 1852 год. В 1852 году определен Экономом Калужской Духовной Семинарии, в том же году пострижен в монашество и рукоположен во Иеромонаха; в 1856 году за тщательное прохождение должности награжден набедренником; 25 мая 1859 года за ревностное исполнение возложенной на него должности Всемилостивейше награжден Синодским крестом, и в том же году июня дня назначен Настоятелем Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря, коим управляет и поныне.
И так из 37 Настоятелей, управлявших сею обителью с учреждения в ней Архимандрии, один (Иона) скончался в сане Митрополита, трое: Мефодий, Виталий и Аполлинарий были Епископами. Замечательнейший был Высокопреосвященный Иона, как муж украшенный не одной высотой сана, но паче своими Христианскими добродетелями, любовью, смиренномудрием, кротостью, милосердием (См. сказание о жизни сего незабвенного Архипастыря искусно и с сердечной теплотой составленное М. Бельским, С.-Петербург 1852 г.), заботливостью о устройстве и украшении обители, в особенности памятны: Моисей I (1639–1663) и Антоний Горский (1755 – 1761)
* * *
По описанию Архимандрита Филадельфа время Настоятельства его показано от 1711 – 1717 год.
Архимандрит Филадельф определяет время Настоятельства его с 1717 – 1732.
Со времени учреждения духовных штатов Троицкий монастырь поставлен 54 в 3-м классе с Настоятельством Игуменским, которое продолжалось до 1807 года.
Отселе время определения и увольнения Настоятелей обители видно ясно из монастырских бумаг, которые сохранились вполне лишь с 1771 года.
До назначения нового Настоятеля Троицкий монастырь находился под управлением Архимандрита Лихвинского Доброго монастыря Гавриила, а как сей последний, за производившимися в его монастыре постройкой и за занятиями по должности Эконома, не мог иметь надлежащего за Лютиковым монастырём смотрения, то по резолюции Преосвященного Антония был командирован туда для наблюдения за порядком Строитель Калужской Тихоновой пустыни Иеромонах Митрофан, где и прожил с 4 по 28 сентября 1817 года, пока изволил проехать чрез Калужскую губернию блаженной памяти Государь Император Александр Павлович.