Источник

V. Здания обители

Святые храмы

Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах… (Чис. 24:5,6)

1. Введенский Собор

После, так называемого, Литовского разорения, коснувшегося и Оптиной Пустыни, в ней была воздвигнута только одна церковь и, притом, деревянная. Это видно из Козельских писцовых книг 1629, 1630 и 1631 годов, в которых читаем: «Государево, Царево и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руссии богомолье, монастырь Оптин Макарьевы Пустыни на реке на Жиздре, а в нем церковь Введения Пречистыя Богородицы древяна клецка, а в Церкве образы книги и ризы, сосуды церковные и колокола, строенье мирское и монастырское черного священника Феодорита с братиею и т. д.».

Церковь эта выстояла почти целое столетие. В 1689 году, (как видно из старинной вкладной книги), она была сломана, и начато на месте ее, строение первого каменного соборного храма, во имя Введения Пресвятой Богородицы, с приделом преподобного Пафнутия Боровского чудотворца в теплой трапезе. Храм создан разными вкладчиками и мирским подаянием; более же всех способствовали сему благочестивому делу окольничий Иван Афанасьевич Желябужский, да стольники Андрей и Иван Петровичи Шепелевы. Первый пожертвовал на церковное строение «сто рублей денег и всякого припасу каменьщикам довольно»; а последние доставили, по обещанию, святые местные иконы: «Спасителев образ, Введения Пресвятыя Богородицы, Пафнутия Боровского Чудотворца, образ Пресвятыя Богородицы «Что тя наречем», царские врата, северные и южные двери, образ Георгия страстотерпца, в древних летех, перенесена (сия икона) из села Мормыжева».

Во время упразднения Оптиной Пустыни, в 1724 году, по указу Святейшего Правительствующего Синода, Введенский храм был обращен в приходскую церковь. Святые иконы, ризница, сосуды, книги и колокола, словом, вся церковная утварь, вместе с иконами упраздненной Пустыни, поступили в степенный Белевский Спасо-Преображенский монастырь. В церкви остался лишь один иконостас с неокладными иконами, оловянные сосуды, необходимые богослужебные книги, да одна или две ветхие ризы; а для исправления божественной службы оставлен белый священник Федор Григорьев, да дьячок, которым повелено было иметь пропитание от церковного подаяния. Строитель Авраамий, управлявший восстановленной обителью в 1731 году, упоминая во вкладной книге о ее упразднении, говорит, что в это время и самый храм был разорен. Этими словами он хотел выразить то обстоятельство, что храм этот, будучи обращен в приходскую церковь, в течение двух лет оставался без всякой поддержки и пришел, наконец, в такое состояние, что, когда повелено по-прежнему быть обители (1726 года), то его надобно было перестраивать почти заново.

Хотя ризница и церковная утварь, по Высочайшему указу 1726 года, и были возвращены восстановленной обители, но бедность средств не давала настоятелям ее возможности исправить в один раз все ветхости соборного храма, и он постепенно клонился к разрушению. Наконец, Бог вложил в сердце именитому русскому вельможе, обер-гофмаршалу двора императрицы Елисаветы Петровны, Дмитрию Андреевичу Шепелеву, благочестивую мысль, украсить бедную Оптину Пустынь благолепным соборным храмом, который существует и поныне.

В 1750 году, ветхий храм был разобран, а на месте его заложен новый, так же во имя Введения Пресвятой Богородицы с приделами: от южной стороны – Пафнутия Боровского чудотворца, а с северной – св. великомученика Феодора Стратилата. Прежде, был окончен и освящен придел преподобного Пафнутия, в 1759 году, при преосвященном Илларионе, епископе Сарском и Подонском, и, предположительно, при игумене Пафнутии (упоминается под 1760 годом). Кончина благочестивого Дмитрия Андреевича Шепелева, последовавшая 10 мая 1759 года, остановила на время окончательную отделку собора. Труд этот приняла на себя племянница его, девица Елисавета Никитишна Шепелева, дочь покойного полковника Никиты Андреевича Шепелева. Иждивением ее, построена сперва в 1769 году небольшая и тонкая каменная колокольня и снабжена 5-ю колоколами, а в 1770 году, окончена и внутренняя отделка собора, чему немало способствовала ревность и усердие игумена Аристарха. Он освятил главный храм 21 июня, и придел св. великомученика Феодора Стратилата 29 июня 1771 года, при преосвященном Самуиле, епископе Крутицком и Можайском. Вкладчица снабдила новосозданный храм всей необходимой утварью со щедростью истинно-царской. Но все-таки до возрождения Оптиной Пустыни в 1800 годах, по крайней бедности обители, обширный храм этот не мог быть поддерживаем в том виде, в каком он вышел из рук заботливого игумена Аристарха.

Иеромонах Песношского монастыря Авраамий, будучи назначен, по воле преосвященного Платона, митрополита Московского и Калужского, строителем Оптиной Пустыни в 1796 году (в видах ее обновления, после крайнего упадка), нашел все монастырское строение в плачевном небрежении и разорении. Так, в соборном храме стекла были выбиты, и от крика, поселившихся вне и внутри, галок с их детенышами невозможно было совершать Божественную службу. По свидетельству очевидцев, при очистке собора, из его глав и из-за иконостаса было вытаскано несколько возов галочьих гнезд. Заботливый Авраамий усердно занялся восстановлением Введенского собора в его первобытном благолепии и успел совершить это довольно скоро, с помощью разных благочестивых вкладчиков. Из них особого упоминания заслуживает поручик Рахманинов, который в 1797 году изъявил усердие в приделе Феодора Стратилата «на свой кошт иконостас вновь вырезать и вызолотить, и написать св. образа иконным греческим писанием». По представлению о. Авраамия, митрополит Платон утвердил благочестивое прошение г. Рахманинова собственноручной резолюцией: «Бог да благословит!».

С процветанием обители, Введенский собор оказался тесным, для помещения приходящих богомольцев и умножившейся братии; почему в 1887 году, старанием тогдашнего настоятеля, о. Моисея, он распространен пристройкой, в ряд с главным храмом, двух приделов. С южной стороны – придел во имя святителя Христова Николая чудотворца – устроен иждивением, жившего в обители болховского помещика Алексея Ивановича Желябужского и освящен, сентября 5 дня, 1887 года, преосвященным Николаем, епископом Калужским и Боровским; а на северную сторону перенесен из трапезы прежний, во имя преподобного Пафнутия Боровского чудотворца, и освящен 12 сентября того же года настоятелем обители игуменом Моисеем соборне; другой же трапезный придел – св. великомученика Феодора Стратилата – помещен совместно в придел св. Георгия Победоносца в теплой Казанской церкви.

Впоследствии времени, древний иконостас настоящей церкви поновлен; на местные и храмовую иконы в 1889 году сделаны среброкованые, вызолоченные ризы, и иконы сии вставлены в позлащенные рамы за стеклом. В новоустроенных же приделах, иконостасы нового письма украшены позлащенной резьбой; местные иконы в приделе преподобного Пафнутия с среброковаными, позлащенными ризами с камнями устроены иждивением Елецкого купца Русанова 1860 года; а в приделе св. великомученика Феодора Стратилата, местные иконы с медными посеребренными ризами и с серебренными вызолоченными венцами. Внутренность соборного храма, от купола до низа, и алтарь в настоящей церкви 1836 года, а трапеза и новоустроенные приделы – в 1837 году, расписаны изображениями евангельской и библейской истории усердием монастырских и наемных иконописцев. В 1870 г. иконостас в главном храме вновь вызолочен; иконы верхних ярусов переписаны в Москве художником Димитрием Струковым; придельные иконостасы сделаны вновь и вызолочены; и весь храм вновь расписан под наблюдением помянутого художника. Настоящая церковь освящена Григорием, архиепископом Калужским, в том же году 7 сентября; придел во имя св. Христова Николая чудотворца освящен им же 8 сентября, а придел во имя пр. Пафнутия Боровского освящен о. игуменом Исаакием 13 сентября того же года.

Наружность соборного храма величественна и изящна, несмотря на то, что первоначальный стиль его несколько изменен от пристройки к настоящей двух пределов с боковыми папертями на столбах, поддерживающих двускатную кровлю с фронтонами. Квадрат собора, возвышаясь над кровлей трапезы и боковых приделов, освящается с северной и южной стороны окнами с дугообразными перемычками, разрывными сандриками и наличниками; с восточной и западной стороны такие же окна фальшивые. Сверх того, все четыре стороны украшены полуколоннами с канителями. Под карнизом выступ или пояс, составляющий общий архитрав. Пояс покрыт навесом из железа, равно как и, находящиеся выше его, с северной и южной стороны посередине стен, полудуги. Крыша шатровая с крутыми, на четыре стороны, скатами крыта листовым железом и выкрашена зеленой краской. Из крыши выходят высокие столпообразные шейки, поддерживающие пять грушевидных глав. Средняя шея, или барабан, освещена четырьмя узкими окнами, а боковые – глухие. Все главы крыты железом и выкрашены голубой краской, средняя – с накладными, по ней, золочеными звездами. Главы увенчаны четвероконечными прорезными крестами, с полумесяцами у подножия, и малыми крестами на концах, и прикреплены к главам железными цепями. Алтарь в настоящей церкви имеет форму трехгранную, а боковые приделы – полукруглые. В каждой из сих частей на внешней стене, против горнего места, в нишах, святые изображения, под железными дугообразными навесцами. Трапеза так же имеет форму полукруглую. Окна, как в трапезе, так и в приделах, с прямыми перемычками и сандриками, сведенными вверху мысом, и наличниками. Крыльцо, с западной стороны от св. ворот, накрыто навесом на столбах с фронтоном. Полы, бывшие из лещади, в 1860 г. заменены деревянными. Входные двери железные, створчатые. Вообще, по своим размерам и архитектуре, трехпрестольный собор сей громко напоминает о средствах и щедрости благочестивого здателя и служит лучшим украшением Оптиной Пустыни.

Возрождение обители, быстро совершившееся в начале текущего столетия, началось созданием в ней двух каменных храмов.

2. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери

По правую сторону собора стоит одноглавая теплая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с двумя приделами в ряд: с южной стороны – в честь Воздвижения Креста Господня, а с северной – во имя св. великомученика Георгия Победоносца и Феодора Стратилата, совместно.

Построению этого храма предшествовало следующее чудное событие. Во время обновления Оптиной Пустыни приснопамятным настоятелем ее о. Авраамием, когда разбирали старую деревянную ограду, в числе прочей братии находился на этой работе и иеромонах Макарий, бывший впоследствии архимандритом Малоярославецкого Черноострожского монастыря. Он имел несчастье упасть с верха ограды, на том самом месте, где ныне утвержден фундамент Казанской церкви, и ушибся смертельно. Во время своей жестокой болезни, благочестивый инок молил Пречистую Богородицу, да продлит ему лета живота; и вот, в сонном видении, увидел он себя в доме помещицы Козельского уезда, села Фроловского, Елены Семеновны Сабуровой, слезно молящегося пред Казанскою иконою Божией Матери, ей принадлежащей. Проснувшись после сего благодатного видения, о. Макарий почувствовал облегчение от болезни и, в то же время дал, от полноты благодарного сердца, обет, по совершенном выздоровлении, ехать в дом г-жи Сабуровой и отслужить там молебен, виденному им во сне, образу Богоматери. При исполнении этого обета о. Макарием, г-жа Сабурова в разговоре объявила ему, что она имеет намерение построить в одном из своих сел храм во имя сего образа, прибавив притом: «а, если согласитесь устроить его в Оптиной Пустыни, то я с радостью отдам эту икону вам в обитель, и сверх того, пожертвую деньгами на постройку». Иеромонах Макарий, возвратясь в обитель, передал желание г-жи Сабуровой о. игумену Авраамию, который, приняв это известие за знак особой милости Божией к его обители, немедленно решился устроить на месте происшествия, послужившего поводом к предложению г-жи Сабуровой, теплую церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Исполняя обещание, г-жа Сабурова, вместе с упомянутой иконой, прислала о. Авраамию значительную сумму денег на церковное строение; а иеромонах Макарий, по усердию своему, ездил за сбором подаяния на окончательную отделку храма.

Сооружение Казанской церкви начато в 1805, а окончено в 1811 году; освящена настоящая, того же 1811 года, Евлампием, епископом Калужским и Воровским, октября 28; а приделы – в 1815: Воздвиженский, преосвященным епископом Калужским Евгением; а Георгиевский – Новоспасского монастыря архимандритом Амвросием. В 1888 году, тщанием игумена Моисея, к Казанской церкви пристроены две каменные палатки с обеих сторон паперти.

При самой простой архитектуре, церковь эта отличается отменным простором и расположена так удобно, что монашествующие, во время Богослужения, стоят в арках по обеим сторонам главного входа, против приделов, и отнюдь не мешаются с приходящими богомольцами. Иконостасы московского письма. Иконы первых двух ярусов и местные, и двунадесятых праздников, как в настоящей, так и в приделах, украшены были медными высеребренными ризами с сребропозлащенными венцами и вставлены в киотах за стеклами. Все эти работы произведены при о. архимандрите Моисее. Все стены, так же, как и в соборе, украшены иконною живописью монастырскими и наемными мастерами в 1839 году. В 1859 году стенная живопись и позолота иконостаса, и местных киот, обновлена иждивением нескольких благотворительных особ, под непосредственным наблюдением старца, иеромонаха Макария. Работа окончена к храмовому празднику Казанской Божией Матери. В сей день совершено настоятелем обители о. архимандритом Моисеем малое освящение обновленного храма, к общей радости братии и посетителей обители. В 1863 г., в этом храме вместо каменного пола устроен деревянный; а в 1866 г., бывшие в нем три печи, по ветхости, разобраны и устроены новые духовые. В 1872 г. иконостасы сделаны вновь и вызолочены; иконы в верхних ярусах иконостасов написаны вновь, и стенное писание обновлено. Все эти работы окончены к 18-му февраля 1873 года.

За правым клиросом Воздвиженского придела, на могиле приснопамятных старцев, о. архимандрита Моисея и брата его о. игумена Антония, поставлено в 1873 г. надгробие в виде саркофага из белого итальянского мрамора, весьма ценное и очень искусной работы, усердием их почитателей при участии, пребывающего в Оптиной Пустыни, о. архимандрита Ювеналия.

На верхней плите надгробия – выпуклый крест восьмиконечный, а по сторонам – выпуклые же надписи: 1) с передней западной стороны – «Праведницы во веки живут, и в Господе мзда их». 2) На южной стороне – «Добре подвиг совершившии и веру соблюдшии, молите, молимся, спастися душам нашим». 3) На северной стороне – «Схимник архимандрит Моисей скончался 16 июня 1862 года, на 81 году от роду». «Схимник игумен Антоний скончался 7 августа 1865 года, на 71 году от роду». 4) С задней восточной стороны – «1873 года».

Памятник огражден медной позолоченной решеткой из круглых прутьев.

3. Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери

На восточной стороне монастыря, впереди соборного храма, церковь старая больничная, в честь Владимирской Божией матери, искусной архитектуры, крестообразная, с полукружными концами: в полукружиях устроено 6 келий, для помещения больничной братии. Сооружение сей церкви начато в 1809, окончено в 1811 году, при игумене Авраамии, иждивением гг. Богдановых и надворного советника Петра Петровича Камынина, который пожертвовал на постройку свой материал. Освящена 1811 года, августа 26 дня, преосвященным Евлампием, епископом Калужским и Боровским.

В 1854 году к этому зданию, с западной стороны, сделана пристройка (из деревянных, обложенных кирпичом, стояков) в виде флигеля с мезонином, во всю длину его лицевого фасада. Средина ее, отапливаемая двумя духовыми изразцовыми печами, составляет притвор больничной церкви, в котором читается денно-нощно псалтырь по усопшей братии и благодетелям сей обители. В боковых отделениях сей пристройки прибавилось к прежним на каждой стороне по три келии. В мезонине же, вход в который из внутреннего коридора, нет жилых покоев, а устроены хоры с пролетами внутрь храма, как для его нагревания, так и для слушания Божественной службы. Кровля пристройки – железная двускатная; над нею сделана особая глава с крестом, обитым жестью. Входное крыльцо – каменное, с перилами; над ним – железный зонтик с подзорами.

Кроме главного входа в сию церковь, извне, с западной стороны, в, так называемые, красные двери, есть еще две боковые двери, северные и южные, которые выходят из коридоров больничных келий. Здесь престарелые и слабые старцы находят себе отраду, помощь и удобство к духовной жизни. В церкви нет особых украшений: она проста и убога, как убоги, живущие при ней, старцы. Из икон, особенное внимание посетителя обратит на себя, редко встречаемая, икона, так называемой, Целительницы Богоматери, восставляющей с одра болезни клирика. В одной из келий сего больничного здания, лежал 24 года (с 1838 г.) замечательный страдалец, иеродиакон Мефодий, скончавшийся в 1802 году39.

4. Церковь во имя пр. Марии Египетской и св. Праведной Анны

На северной стороне монастыря, по левую сторону собора, в симметрии с Казанской церковью, возвышается каменное, двухэтажное здание квадратной формы. По четыре колонны с каждой стороны поддерживают выступы с фронтонами, а над крышею возвышается круглая башня, увенчанная куполом и крестом, через что, в целом, здание имеет вид стройный и величественный. Постройка его начата в 1822 году, на сумму, завещанную г-жой Анной Сергеевной Ртищевой, урожденной Богдановой, а окончена, вчерне, с помощью сбора от доброхотных деятелей, в 1824 году, при игумене Данииле. В нижнем этаже этого здания, прежде помещалась братская трапеза, которая была отделана и покрыта внутри иконной живописью, в 1827 году, при настоятеле о. Моисее. В 1858 же году, согласно завещанию благочестивой здательницы, устроена в нем церковь во имя Пр. Марии Египетской и св. Праведной Анны (матери Пресвятой Девы Богородицы), совместно. Церковь сия освящена 8-го июня 1858 г. преосвященным Григорием, епископом Калужским и Боровским.

В склепе под сей церковью положено тело ее здательницы Анны Сергеевны Ртищевой; против гробницы, на наружной стене здания, прибита чугунная доска с надписью: «Упокой, Господи, душу рабы Своея! Под сим храмом покоится тело супруги, гвардии прапорщика и кавалера, Михаила Львовича Ртищева, Анны Сергеевны Ртищевой, урожденной Богдановой, которая родилась 2 сентября 1783 года, а скончалась 1 генваря 1823 года. Усердием ее сооружен храм сей с братскою трапезою и, принадлежащими к оной, выходами».

5. Церковь кладбищенская, во имя всех Святых

За оградой монастырской, на южной стороне, на новом кладбище, построена небольшая церковь во имя всех Святых, каменная, со сводами, одноглавая, покрыта листовым железом; пол из лещади. Иконостас одноярусный; иконы живописные, без окладов. Церковь эта построена иждивением девицы из дворян, дочери полковника, Екатерины Александровны Поливановой, скончавшейся 20 августа 1859 г., и других благодетелей. Начала строиться при настоятеле о. архимандрите Моисее в 1861 г., а окончена при настоятеле о. игумене Исаакие; освящена 1864 г., сентября 9, преосвященным Григорием, епископом Калужским.

Колокольня

На западной стороне обители, против собора, четырехъярусная колокольня готической архитектуры, вышиной около 30 сажен, построена в 1803 году тщанием игумена Авраамия на мирское подаяние. В нижнем ярусе – святые врата. Над ними, с наружной стороны, образ Господа Саваофа, с внутренней – Знамения Пресвятой Богородицы. Ворота деревянные, столярной работы, филенчатые. Второй ярус не занят ничем, кроме деревянной лестницы, да в пролетах со всех четырех сторон укреплены в брусьях деревянные балясы. Отсюда открывается прекрасный вид на Козельск и другие монастырские окрестности с западной стороны.

В третьем ярусе 9 колоколов:

1) Бденный, или праздничный, с надписью: «колокол сей устроен в Козельскую Введенскую Оптину Пустынь 1815 года, февраля 23 дня. Лит в Туле, на заводе Черниковых; весу в нем 213 пуд. 34 ф., при игумене Авраамии. Мастер Аким Воробьев».

На нем образа: Казанской Богоматери и св. Николая Чудотворца.

2) Полиелейный, с надписью: «во славу Божию и святых угодников Его от усердия христолюбцев, вылит сей полиелейный колокол, для Козельской Введенской Оптиной Пустыни, при строителе иеромонахе Моисее, 1828 года, генваря 15 дня, в Москве, на заводе Николая Самгина. Весу 100 пуд. 85 ф.».

Образа на нем: Георгия Победоносца, Феодора Стратилата, Пафнутия Боровского чудотворца, Иоанна Предтечи и Владимирской Богоматери.

3) Повседневный, с надписью: «1832 года, августа, при строителе иеромонахе Моисее с братией, иждивением неизвестного вкладчика, в Москве, на заводе Николая Самгина. Весу в нем 56 пуд. 15 ф».

Образа на нем: Казанской Богоматери, святителей Московских: Ионы и Алексея, и Иоанна Крестителя.

4) Трапезный. Весу 24 пуд. 2 ф. Лит в Туле, на заводе Черниковых. Образа на нем: Казанской Богоматери и св. Николая Чудотворца.

Пять зазвонных колоколов; все вылиты в 1828 году, на заводе Самгина, в Москве.

В четвертом ярусе колокольни, под куполом, палатка для часов с 9-ю круглыми окнами; в ней поставлены в 1826 году боевые часы, устроенные монастырской братией. В 1845 году к ним пристроен, в особо отлитые чашки, бой четвертей; работа эта произведена иеромонахом Виталием. В 1864 году, верх колокольни и шпиль покрыты вновь белой жестью; крест и, под оным, яблоко, утвержденное на шпиле, также сделаны новые и позолочены.

Крыши всех церквей и трапезы покрыты листовым железом, окрашенным зеленой краской.

Замечательно, что все вышеупомянутые церковные здания внутри обители, по своему расположению относительно одно другого, составляют правильное подобие креста, таким образом: в средоточии – собор, восточная ветвь – больничная церковь, западная – колокольня, северная – бывшее здание братской трапезы, южная – Казанская церковь.

Ограда

При о. игумене Авраамие, монастырь занимал небольшое пространство. Западная сторона ограды проходила по гребню берегового возвышения, на площади которого расположена обитель, так что соборная колокольня приходилась в середине западной стены; а южная сторона проведена была возле самой Казанской церкви. Впоследствии же, при о. Моисее, монастырь распространен на юг и запад новою оградою, так что западная стена проходит теперь у самой подошвы ската не в дальнем расстоянии от реки, а южная отнесена от Казанского храма на 20 сажен. Ограда эта начала строиться в 1832, а окончена в 1839 году; имеет вид правильного четырехугольника. Занимает к окружности до 370 сажен (в длину 95, а в ширину 921/2 сажени). Украшена семью башнями и двумя въездными воротами с фронтонами. Северные называются Никольскими, а южные Казанскими. Ограда крыта черепицею. Все башни имеют внутри жилые келии, крыты железом и выкрашены по куполу зеленой краской. Из них, 4 наугольные и одна в северной стене возле Никольских ворот, (угловая северо-западная прежней ограды) трехъярусные; а в восточной и западной стенах, посреди их, напротив соборного храма, башни с подъемными воротами, и вверху – с жилыми покоями. На этих двух башнях, (из которых восточная ведет к скиту) утверждены, на вызолоченных шарах, двуличневые изображения парящего ангела, с трубою, а на прочих – флюгера.

Другие монастырские здания

В западной стене ограды, по обе стороны подъездной башни, устроены в 1839 году игуменом Моисеем каменные двухэтажные гостиные корпуса, крытые железом. В нижнем этаже кухни и келии для простого народа, а в верхнем – 16 номеров гостиных келий для богомольцев высшего сословия. Под башней, разделяющей корпуса на две половины, внизу, ворота для входа в монастырь, а вверху – книжный склад.

От западной подъездной башни к святым вратам, устроенным под колокольней, вверх по скату горы, ведет широкая коленчатая лестница из плитняка с деревянными и, частью, каменными, по обеим сторонам, перилами.

На средней площадке лестницы, на южной стороне, в 1874 г. выстроена монастырская книжная лавка, снабженная в достаточном количестве изданиями Оптиной Пустыни и другими книгами духовного содержания.

Здания внутри монастыря

а) На западной стороне:

1) По обеим сторонам колокольни – два каменные двухэтажные флигеля. Каждый заключает в себе по восьми келий, четыре в верхнем и четыре в нижнем этаже. Построены вместе с колокольней в 1802 году, а верхние этажа надстроены в 1840 г.

2) Против Казанской церкви – большой, двухэтажный деревянный корпус с 10-ю кельями, построен в 1805 году.

3) Между сим корпусом и ближайшим каменным флигелем, находится небольшое одноэтажное каменное здание для маляров, в коем прежде помешалась, временно, библиотека.

4) Против бывшего здания братской трапезы воздвигнут, в течение 1858 года, каменный корпус с деревянным (обложенным кирпичом) мезонином, в который, в том же году, 21 ноября, перенесена братская трапеза. Середина сего здания, освещаемая с восточной и западной стороны 6-ю большими окнами, занята братской трапезой; в ней помещается семь деревянных длинных столов на 144 человека, из коих, средний, на восточной стороне, назначен для настоятеля и старшей братии. Простенки между окнами восточной стороны и углы заняты иконами, а прочие стены и потолок, весьма искусно расписаны живописцем Василием Петровичем Петровым. На потолке изображен Господь Саваоф с горними Силами и Величие Пресвятой Богородицы. На стенах два события из библейской истории: питание Израильтян манною и насыщение Господом в пустыне народа пятью хлебами и двумя рыбами, и два изображения из святоотеческих сказаний: видения Преподобного Евфросина и Еразма, храмоздателя Печерского. Над дверьми изображены: Мария Магдалина, Александр Невский, Антоний и Феодосий Печерский. В простенках же западной стены, между дверьми и окнами, изображены во весь рост: митрополиты Платон и Филарет Московские, Филарет Киевский и Григорий, архиепископ Калужский; настоятели: архимандрит Моисей и игумен Авраамий; и старцы, иеромонахи Лев и Макарий. А в середине, в нише, освещенной сверху, портрет во весь рост, в бозе почившего, Государя Императора Александра Николаевича, писан на полотне, весьма искусно, неизвестным художником, пожертвован графиней Натальей Дмитриевной Протасовой. В южном отделении здания, перед братской трапезой, помещены столы для мирских посетителей обители, а отделение за братской трапезой занято поварней; в юго-западном углу – комната для уборки трапезных вещей и в особой пристройке – келии трапезного и его помощника; в северо-восточном углу такая же комната для уборки поваренных принадлежностей, а в примыкающей к оной пристройке – келии повара и его помощника.

В преддверии трапезы повешено замечательное живописное изображение Страшного суда, картина большого размера, писанная, (как значится в надписи внизу) 1721 года, иностранной, отличной от наших, и весьма сложной композиции.

Середина подвального этажа занята выходом для хранения припасов: а в юго-западном и северо-западном углах подвала в камерах устроены две амосовские печи, которыми, посредством проведенных от них чугунных и железных труб, нагревается все здание братской трапезы.

5) С северной стороны трапезы построено деревянное двухэтажное здание. В одной части этого здания устроен бассейн, в который из колодезя, находящегося на северо-западной стороне от монастыря, набирается по чугунным трубам вода, посредством водоподъемной машины, устроенной 1801 – 1804 г. под наблюдением машиниста Димитрия Шульгина. Из бассейна же, посредством труб, снабжаются водою братская трапеза, хлебопекарня, просфорня, квасоварня и воскобелильный завод.

В другой части того же здания находится кладовой амбар с каменным ледником, для хранения разной монастырской провизии.

6) В северо-западном углу монастыря – конный двор деревянного строения. Кроме конюшен и сараев, на этом дворе построены келии для эконома и его помощника, и каменная хлебопекарня с мезонином, в коем помещаются братские келии. Тут же, и каменная квасоварня с каменной избой и каменным ледником. В угловой башне на сем дворе, внизу под сводом, помещена кузница, а в двух верхних ярусах – четыре братских келии. Двор устроен в 1889 году, квасоварня – в 1845 году, а хлебня – в 1871 году. В 1856 году между въездными воротами и угловой северо-западной башней устроена каменная изба для помещения рабочих; а в 1857 году поверх ограды, от угловой башни до квасоварни, надстроен второй этаж из деревянных столпов, обложенных кирпичом; занят братскими калиями.

б) На северной стороне:

1) Возле Никольских ворот, к северо-западной угловой башне, пристроен каменный двухэтажный корпус с братскими калиями и с, выходящей вне монастыря, лавочкой для продажи белого хлеба.

2) По другую сторону Никольских ворот другой каменный двухэтажный корпус, построенный в 1842 году. В нижнем этаже этого корпуса помещается булочная, а в верхнем – просфорная, и, кроме того, несколько братских келий.

3) Далее, на восток, деревянный, на каменном фундаменте, с мезонином корпус. Внизу четыре келии, каждая с прихожей, а наверху – две келии. Построен в 1882 году.

в) На восточной стороне:

1) По левую сторону старой больничной церкви деревянный, на каменном фундаменте, с мезонином, корпус. Построен в 1819 году, а обновлен 1872. Внизу – коридор с прихожими при восьми братских кельях, а наверху – две келии. В одной из них помещался в 1836 году приснопамятный старец, иеросхимонах о. Леонид, когда по воле епархиального начальства был переведен из скита в монастырь.

4) По левую сторону восточных монастырских ворот – деревянный, обложенный кирпичом, корпус, на каменном фундаменте, с мезонином. Внизу в одной половине помещается переплетная мастерская; а другая половина и мезонин заняты братскими кельями.

5) По правую сторону ворот, другой деревянный, также обложенный кирпичом, корпус, на каменном фундаменте, с мезонином. В нем братских келий внизу четыре с прихожими, и вверху четыре. Корпус этот построен в 1836 г. благодетелем обители, Болховским помещиком Алексеем Ивановичем Желябужским, для себя и для успокоения старца о. Леонида, который и жил с ним здесь с 1836 года по 1840 г. В этом же корпусе, 1853– 1865 г., жил другой приснопамятный старец, о. игумен Антоний. Здесь же, в 1864 и последующих годах, помещался во время посещений Оптиной Пустыни незабвенный благодетель оной, граф Александр Петрович Толстой, бывший 1856–1862 года Обер-Прокурором Св. Синода.

6) По правую сторону старой больничной церкви – корпус настоятельский, деревянный, на каменном фундаменте, разделен сенями на две половины: по правую сторону – четыре комнаты настоятельских, а по левую – четыре келии братских, для настоятельских келейников. В мезонине две келии. Корпус построен в 1812 году, для архиерейского приезда, по благословению и плану, данному от преосвященного Евлампия, в бытность его епископом Калужским и Боровским.

7) За настоятельским корпусом находится каменная одноэтажная кухня, где приготовляется пища для посетителей обители, помещающихся в гостиницах.

г) На южной стороне:

1) К юго-восточной угловой башне в 1859 году пристроено каменное одноэтажное здание, в котором помещается монастырская библиотека.

2) Между библиотекой и Казанскими воротами – деревянный флигель, на каменном фундаменте, с мезонином. Внизу – четыре братских келии с прихожими и вверху одна келья. Корпус этот построен в 1823 году иждивением бывшего наместника Александро-Невской лавры, архимандрита Мельхиседека, который и жил здесь на покое 1824–1841 г. В этом же корпусе в 1840 и 1841 годах жил старец о. Леонид, которого в последние шесть лет его жизни четыре раза переводили из кельи в келью. Здесь он и почил о Господе 11-го октября 1841 года. В этом же корпусе с 1859 г. жил ветеран, один из сподвижников 1812 года, генерал-майор Андрей Андреевич Петровский, скончавшийся здесь 23 января 1867 года, приняв перед кончиной монашеское пострижение.

3) У Казанских ворот – дровяной двор, а на нем двухэтажный корпус; низ каменный, а верх деревянный; обложен кирпичом. В нижнем этаже этого корпуса хозяйственные заведения, а в верхнем – братские келии. Нижний этаж устроен в 1842 году, а верхний в 1850 г.

4) По другую сторону Казанских ворот – другой такой же двухэтажный корпус, в котором внизу помещается столярная мастерская, а вверху – братские келии.

5) К западу от столярной находится двухэтажный корпус, в коем внизу помещается воскобелильное заведение, для приготовления восковых свечей, с примыкающим к нему двором, где выбеливается воск; а верхний этаж занят братскими кельями.

6) В юго-западной угловой башне бочарная мастерская.

Внутри монастыря, между кельями и храмами, еще при о. Авраамии разведен плодовитый сад, жившим тогда в обители помещиком Алексеем Прокофьевичем Татищевым; а некоторые жилые корпуса имеют палисадники для цветов, обнесенные каменными оградками, из расположенных клетками, с просветом, кирпичей.

С восточной и южной стороны обители к монастырской ограде прилегает фруктовый сад, обнесенный кирпичной оградкой, под которым земли – около трех десятин с половиною.

Так же, и на западной стороне от монастыря, через дорогу, и на северо-западной насажены плодовые деревья, между которыми садят разные огородные овощи, для монастырской потребности.

Кроме сего, для садки овощей, при монастыре находятся три отдельных огорода. Из них самый большой – заливной огород за Жиздрой, около Болотской мельницы, под которым земли до четырех десятин.

Здания вне монастыря

На северной стороне монастыря за оградою, через дорогу, гостиный двор деревянного здания. В нем, среди первого большого двора, обнесенного бревенчатым, на каменных столбах, забором, в 1853 г. поставлен двухэтажный корпус, обложенный кирпичом, с железной кровлей; приобретен покупкой в селе Полошкове у г. Каменецкого. По сторонам его, два одноэтажных флигеля, один – для летнего помещения. Позади, навесы для экипажей и лошадей. Тут же на северной стороне, под одну связь с сараями, корпус для простых богомольцев.

На западной стороне двора, у ворот корпус, построенный в 1871 году полковником Иваном Павловичем Тиличеевым, в коем он и помещался до своей кончины. Рядом с ним, против срединного двухэтажного корпуса, старый, деревянный, обложенный кирпичом, корпус с мезонином. Далее, на одной линии поставлены: небольшой деревянный одноэтажный корпус и большой двухэтажный корпус с мезонином. Против него, маленький флигель, обнесенный легкой кирпичной оградой с палисадником для цветов.

На втором дворе, у опушки леса, двухэтажный дом, обращенный фасадом к реке, новой постройки, для помещения богомольцев, приезжающих на летнее время. Дом этот построен приснопамятным благодетелем обители Илией Ивановичем Полугарским, скончавшимся 2-го февраля 1859 г., который во время летних посещений своих и останавливался здесь.

Недалеко от этого дома, через дорогу, устроен в 1858 году новый конюшенный двор, со всеми необходимыми для хозяйства удобствами, просторной конюшней, сенными сараями, навесами для экипажей, с кельями для эконома и помощника его, и жилыми избами для рабочих.

1) На северо-западной стороне обители, за огородами, к реке Жиздре, скотный двор с жилыми помещениями и погребами. Возле оного, с одной стороны, озеро или пруд, а с другой – баня, рыбная сажалка и колодезь, над которым крыша с крестом, утвержденная на столбах. На этот колодезь бывают ежегодно два крестных хода: на праздник Преполовения и 1 августа.

2) На берегу реки Жиздры, на правой стороне, кирпичный завод с деревянною избою для рабочих. Устроен в 1842 году.

3) Не в дальнем расстоянии от завода, перевоз через реку Жиздру. На берегу реки небольшая братская келья для монаха, наблюдающего за перевозом. За Жиздрой, на лугу, на речке Клютоме, мукомольная мельница с толчеей, называемая Болотскою.

4) На юго-западной стороне, на Белевской дороге, гостиница для простого народа, состоящая из жилого, одноэтажного, с мезонином, корпуса, для успокоения странников. Как сей корпус, так и принадлежащие к нему строения, крыты черепицей.

5) Завод черепичный, на коем приготовляется гжельский кирпич и кафля. При нем, жилые покои с кладовыми сараями под черепицу, которой, кроме употребления на собственные надобности, обитель снабжает и соседних помещиков.

6) Завод известковый, и при нем, жилая изба с кладовыми и амбаром для извести.

7) На южной стороне обители, за оградой, в фруктовом саду, построена в 1874 году новая двухэтажная больница для братии монастырской, а также и для больных мирян, с церковью, во имя пр. Илариона Великого. Церковь устроена по высоте обоих этажей, вся каменная; вверху имеются хоры для больных монахов. Нижний этаж больницы, назначенный для помещения аптеки, кухни, ванной, приемной и для смотрителя больницы, так же каменный. Верхний этаж деревянный; назначен для больных и прислуги. В отделении для монашествующих, каждая комната устроена для помещения одного, и не более двух, больных. Все здание больницы имеет вид буквы П.

Главный фасад обращен на юг. Восточную ветвь составляет отдельный одноэтажный деревянный барак для мирян. По всей больнице, со стороны внутреннего дворика, проходит просторный коридор, снабженный хорошей вентиляцией. Из коридора есть выход на крытый балкон, где больные в хорошую погоду могут пользоваться свежим воздухом.

Вольница эта устроена по плану инженера Лилье, состоящего при Калужском земстве, а в некоторых частях – по образцу Хлюстинской больницы, известной своим хорошим устройством. Особенное внимание обращено на печи и дымовые трубы, а также и на освежение чистым воздухом помещения для больных, посредством правильной вентиляции.

8) На юго-запад, расстоянием от монастыря с четверть версты, на монастырском лугу, близ летней дороги из обители в Козельск, находится, так называемый, святой или Пафнутьев колодезь, сернокислого свойства. Над сим колодезем устроена в 1830 году большая деревянная часовня, покрытая железом, с колоннами, куполом, главою и крестом. Внутренность убрана образами. При колодце есть купальня. Больные, пользовавшиеся ею, как сказывают, получали облегчение, преимущественно, в наружных накожных болезнях, простудной ломоте (ревматизме) и геморрое. Впрочем, свойства этого минерального ключа до сих пор еще обстоятельно не были исследованы. На колодезь ежегодно, в храмовой праздник 1 мая, в день памяти пр. Пафнутия, и 14 сентября бывают из монастыря крестные ходы, при значительном стечении народа.

Часовня эта в 1851 году была разрушена весенним наводнением, а в 1852 г. выстроена вновь.

* * *

39

Смотри о нем ниже.


Источник: Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни / [Л. Кавелин]. - 4-е изд. - Москва : Тип. М.Г. Волчанинова, 1885. – 238, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle